А​лександр Геннадиевич Гутов родился в 1963 году в Москве. Для человека, преподающего литературу, Москва ощущается лоскутным ковром - состоящим из разных материалов, но родным и теплым. Замоскворечье Островского, Москва Пушкина и Цветаевой, Арбат Окуджавы, Таганка Высоцкого, Красные ворота Лермонтова. Москва соткана из писателей. А если человек преподает не только литературу, но еще и мировую художественную культуру, Москва становится еще интереснее: смешение сталинок и хрущевок, биотека и неоконструктивизма, дивного узорочья и модерна, эклектики, нарышкинского барокко и псевдоготики, длинных, огромных шоссе и старинных монастырей. Как не любить Москву москвичу? Москва учит мыслить шире, Москва восхищает.
Родившийся в Москве Александр Геннадиевич вполне может устроить небольшую (а может, и большую) экскурсию, кажется, по любому району Москвы. И даже по своим родным Кузьминкам. Слушать его рассказы, кажется, можно часами.
Родился он в январе, 25 числа. Дата эта особенно его радовала в институтские годы, когда он всерьез увлекся Высоцким - пел его песни, играл на гитаре, был рад его первой пластинке и даже (что кажется невозможным) писал по Высоцкому курсовую в 1983 году.
Учился Гутов в Педагогическом институте имени Ленина. Институт исторический - в Аудиторском корпусе неоднократно выступал Ленин, на этом же факультете учились Юрий Визбор, Юрий Ряшенцев, Юрий Коваль и многие другие
Александр Геннадиевич историей не просто увлекается - он знает ее превосходно, ибо собирался поступать на исторический, а не филологический факультет. Изменил решение потому, что стал писать сам, но увлечение историей не бросил.
Сейчас он преподает литературу и МХК в московской школе №1143 в Люблино (директор Н.Ф.Стельмах). Он специалист во всех гуманитарных дисциплинах, именно поэтому преподавание ведет на высшем уровне. Но это слова, слова не впечатляют, впечатляют факты. Александр Геннадиевич в разное время преподавал в этой школе русский язык, литературу, МХК, историю, обществознание. Когда об этом рассказывает, смеется: «Как они меня выдерживали столько часов в неделю?» Помимо этого всего руководит школьной рок-группой, раньше играл в театральной студии, выступал на различных мероприятиях Москвы.
Я училась у него 7 лет. Его уроки - это, во-первых, уникальный синтез предметов. На уроках литературы, к примеру, обязательно затрагивается история - причем затрагивается масштабно, чтобы ученик имел представление о событиях, вызвавших отклик в литературе. Если идет речь о «Горе от ума», обязательно затрагивается война 1812 года как катализатор усиления реформаторских настроений. Если изучается «Герой нашего времени», обязательно идет рассказ о долгой кавказской войне.
Литература преподается с опорой на историю, чтобы были понятны происходящие в государстве и в общественном сознании процессы. Объясняется все, что необходимо для наиболее полного понимания произведения. Если в «Отцах и детях» упоминается Фейербах, то Александр Геннадиевич не только находит момент, чтобы объяснить, кто это, но и дает краткую лекцию по философии, где освещается концепция мысли Фихте, Гегеля, Фейербаха, что такое вульгарный материализм, диалектика, идеализм и т. д.
Если Александр Геннадиевич дает, к примеру, Ремарка - «На западном фронте без перемен», то предысторией к этому идет разговор о событиях Первой мировой войны.
Этот принцип действует не только в отношении литературы. Когда он преподает МХК, то делает точно так же. К примеру, чтобы ученики поняли творчество Жака-Луи Давида, речь идет и об истории Великой французской революции.
К тому же Гутов дает представление об общих законах развития общества, проводя исторические и литературные параллели между Россией и Западом в первую очередь.
Например, говорится о том, что «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и «Робинзон Крузо» созданы в одну эпоху. Оба эти произведения впервые были написаны от первого лица.
Более того, Александр Геннадиевич стремится дать наибольший охват авторов и произведений, раскрыть широкие пласты истории.
Правильно ли это? Многие скажут: слишком много информации. Я так не считаю. Все это формирует у ученика представление о целостности развития общества, учит человека мыслить широко, мыслить исторически, понимать, к чему могут привести те или иные события.
Помимо этого метода у А.Г.Гутова есть еще один секрет. Он опирается на визуальное восприятие. Он понимает, что современный мир в основном ориентирован на визуальное общение. Глаз человека играет наибольшую роль в получении им информации. А потому Александр Геннадиевич опирается на иллюстративный материал: карты, схемы, чертежи, картины, фотографии, фильмы. Он понимает, что обращение ко всем видам запоминания: визуальному, аудиальному и механическому одновременно приводит к наибольшему усвоению знаний. Это очень ценно, на мой взгляд. Он подбирает для уроков действительно интересные вещи. Наибольшее, наверное, впечатление на меня произвел фильм по сценарию Якова Гордина «Последняя дорога», отрывки из которого Александр Геннадиевич использовал во время разговора о последних днях Пушкина.
А вот что Гутов говорит о себе сам: «Первое и, наверное, главное, что я учитываю в работе, - необходимость посмотреть на все свои действия глазами ребят. Я как бы мысленно ставлю себя на их место и задаю себе вопрос: интересно ли то, что говорит учитель на уроке, увлекает ли то или иное произведение, соответствует ли форма подачи содержанию? Именно в силу этого я стараюсь подбирать для урока такой материал, чтобы было интересно и познавательно, насколько это возможно.
В 1992 году Гутов вместе с А.Г.Кутузовым участвовал в разработке программ литературного образования.
Целью этой работы стало формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения и подготовленного к самостоятельному общению с литературой.
Александр Геннадиевич учит ребят формировать собственное мнение: в сочинениях дает возможность выбрать тему, героя, высказать свой взгляд на проблему. Чаще всего тема формулируется достаточно свободно. И форма работы может быть не только сочинением. Это может быть рассказ, презентация, исследование, иная форма творческой работы, такая как состязательный судебный процесс над Раскольниковым в виде противостояния сторон защиты и обвинения. Ценит он оригинальность, ибо это самовыражение ученика. А Гутову как психологу интересна личность человека прежде всего.
Александр Геннадиевич еще и замечательный поэт, писатель и публицист, член Союза литераторов Москвы. Его стихи и рассказы опубликованы в журналах «Дружба народов», «Юность», «Московский вестник», «Арион», в альманахе «База», чешском журнале «Умелек», интернет-журнале «Молоко», журнале «Подвиг» (роман «Лабиринт»), русско-болгарском альманахе «Содружество». Гутов выпустил поэтические сборники «Долгая парковка», «Крейсер», «Человек в своей мастерской». Ряд статей Александра Геннадиевича напечатан в «Литературной газете» и журнале «Литература в школе». Выступал в рок-кабаре «Кардиограмма», основанном Алексеем Дидуровым, так же как Шевчук, Башлачев, Цой, Кортнев, Качан, Рейн, Арканов, Остер.
В художественных вещах Гутова чувствуются неповторимый почерк автора, умение бороться - в первую очередь с самим собой. Это похоже на две разные жизни, и вместе с тем это одна жизнь, одно целое, составляющее личность поэта и аналитика, философа и психолога, историка и политолога. Это уровень. Тот самый высокий уровень личности и деяния - уровень, к которому стремится перфекционист Гутов, постоянно повышающий сам себе планку.
Родной брат Александра Дмитрий - профессиональный художник, учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. И я лишь улыбнулась, когда, придя в Российскую академию художеств, обнаружила на стенде с перечнем вопросов экзамена для поступления на магистратуру по истории искусств нашу школьную программу по МХК.
Да, мои успехи на Всероссийской олимпиаде по МХК (я призер заключительного этапа) - во многом заслуга Александра Геннадиевича. Я об этом сказала, стоя у микрофона в актовом зале академии.
Его ученики учатся в педагогических вузах столицы (филологический факультет), в Академии ваяния и зодчества, в МГУ на факультете журналистики. В прошлом году Ника Пшинко сдала на максимальный балл вступительный экзамен по литературе и поступила в школу-студию МХАТ. Анна Родионова посещала его курсы и по итогам сочинения поступила во ВГИК. Именно она сняла фильм «Четыре имени» про Александра Геннадиевича - по-настоящему сильный в художественном плане.
А.Г.Гутов - заслуженный учитель РФ, победитель конкурса «Учитель года»-1992 на Юго-Востоке столицы, а через девять лет - того же конкурса «Учитель года»-2001. Он лауреат премии мэрии Москвы в области образования, московского правительства и Правительства РФ, победитель конкурса «Лучшие учителя РФ».
После выпускного вечера мой классный руководитель Александр Геннадиевич Гутов сказал: «От учителей надо уходить». Помню, он рассказывал про то, как уходил из рок-кабаре, уходил неоднократно, пока не ушел совсем. Это помогло поднять уровень.
От учителей, наверное, надо уходить. Но их нельзя бросать.

Анастасия БОРИСОВА, выпускница 2016 года, призер заключительного этапа ВОШ по МХК, студентка 1-го курса ФТИИ СПбГАИЖСА имени Репина