Огромным преимуществом является функционирование ГППЦ как единого целого, объединяющего в синхронном ритме работы 35 территориальных отделений, расположенных в 10 округах города Москвы. Это правило единообразия, тождественности определяет подходы к оказанию помощи, обеспечению требований к содержанию, объему и качеству предоставляемых центром государственных услуг для жителей московского мегаполиса. Созданы единые службы: диспетчерская, справочная и неотложной психологической помощи. Без перебоев функционируют колл-центр, центр информирования населения. Всего в ГППЦ работает более 1100 сотрудников. Большинство из них имеют высшую и первую квалификационную категорию. За учебный год прошли процедуру аттестации 145 педагогов. Около 300 педагогов приняли участие в исследовательской деятельности методических лабораторий и проектов. Проведено более 50 мероприятий различной формы: конференции, мастер-классы, семинары, круглые столы, неделя открытых дверей, пресс-туры. Важная составляющая для поиска и решений в направлении инновационной деятельности ГППЦ - участие в региональных и международных мероприятиях, в том числе в Московском международном салоне образования-2016, где специалисты центра имели возможность ознакомиться с международным и региональным опытом оказания психолого-педагогической помощи детям и подросткам. Уделяется большое внимание подготовке кадровой смены специалистов психолого-педагогического сопровождения. Проект «Клуб молодых специалистов» объединяет молодых педагогов, которые получают советы и рекомендации опытных наставников по решению проблемных профессиональных ситуаций и закрепляют теоретические знания на тренингах и мастер-классах. Работа с кадрами, создание условий для повышения уровня их профессионального образования и максимально комфортных условий труда выделены в сферу приоритетных задач и поддерживаются Правительством Москвы. Сотрудники ГППЦ регулярно проходят курсы повышения квалификации и переподготовки как в рамках центра, так и в иных образовательных организациях города Москвы.
Кроме внутренней кадровой работы, центр активно развивает организацию курсов повышения квалификации для педагогов города, в том числе обучение по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ. Являясь неотъемлемой и востребованной частью большой системы образования Москвы, наш центр оказывает широкий спектр услуг образовательным организациям столицы как в безвозмездной форме, так и на основании публичной оферты. За прошедший год более 120 тысяч юных москвичей получили психолого-педагогическую помощь в Городском психолого-педагогическом центре, из них около 90 тысяч детей - на базе самих образовательных организаций, обратившихся за госуслугой в ГППЦ. Это еще раз доказывает, что центр готов идти навстречу требованиям образовательных организаций города Москвы, адаптируется под существующие социальные запросы мегаполиса и может оказывать помощь как на базе ГППЦ, так и на выезде в детских садах и школах.
Из аналитического отчета
- 510 образовательных организаций города сотрудничали в течение года с центром по различным направлениям деятельности;
- в 253 образовательных организациях города Москвы проведены восстановительные программы;
- в 16 образовательных организациях Южного округа реализованы проекты «Территория взаимодействия» и «Добрые соседи»;
- в 157 школах проведен мониторинг склонности подростков к социально рискованному поведению;
- в 39 образовательных организациях в рамках работы городского летнего лагеря проведены досуговые мероприятия;
- 190 договоров публичной оферты заключено со 117 образовательными организациями.
Одним из достижений современной реформаторской политики в системе образования является создание равных стартовых возможностей для всех юных москвичей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. На сегодняшний день в учреждениях, подведомственных Департаменту образования, в Москве обучаются около 24 тысяч детей с инвалидностью, и более 7 процентов получают помощь в нашем центре. Специалистами ГППЦ разработан программный комплекс «Сопровождение», который позволяет отслеживать количественные и качественные показатели как работы системы психолого-педагогической помощи в целом, так и реализации индивидуального маршрута конкретного ребенка. При тесном сотрудничестве специалистов центра с образовательными организациями мегаполиса становится возможным качественное образование любых категорий детей с ОВЗ и инвалидностью, максимальное раскрытие потенциала каждого ребенка в направлении инклюзивного образования в московских школах. Важным звеном в достижении положительного результата такого воздействия является работа с родителями. ГППЦ активно взаимодействует с Городским экспертно-консультативным советом родительской общественности, а также с Московской городской ассоциацией родителей детей-инвалидов и другими общественными объединениями родителей (Фонд «Выход», РОО помощи детям с РАС «Контакт»).
Особое направление деятельности ГППЦ - построение комплексной работы, направленной на профилактику негативных проявлений среди детей и подростков. Центр является крупнейшим из городских операторов, координирующих и осуществляющих эту программу. Работа ведется со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, родителями и педагогами. Помимо профилированного отделения «Перекресток» в реализации данной программы принимают участие специалисты практически всех территориальных отделений. Подготовлено 13 ресурсных площадок в школах и колледжах для ведения системной профилактики важнейших социальных рисков.
Также большое значение центр придает работе с самыми маленькими москвичами, в том числе и с теми, кто не посещает образовательные учреждения. В прошлом учебном году были открыты 29 служб ранней помощи, 73 группы кратковременного пребывания в 28 территориальных отделениях центра.
ГППЦ активно информирует население мегаполиса о направлениях своей деятельности и сфере предоставляемых услуг. Сегодня роль средств массовой информации очень велика. Именно поэтому центр уделяет большое внимание развитию сайта, страниц и групп в социальных сетях, выходят статьи о центре в «Учительской газете» и других периодических изданиях. Создан и работает видеоканал на YouTube, прошли видеосюжеты на телеканалах «ТВ Центр», «Москва 24» и «Московском образовательном интернет-телеканале».
Также наглядным результатом реализации в центре программ дополнительного образования является участие обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня. Более 100 детей территориальных отделений Отрадное, Сокол и Переделкино, и большинство из них - это дети с особыми образовательными потребностями, участвовали в Московском фестивале детского и юношеского творчества «1+1». По итогам интернет-голосования на приз зрительских симпатий концертная программа «Кадр за кадром» стала победителем в пяти фестивальных номинациях из шести, а также завоевала два диплома лауреата III степени.
На городском августовском педагогическом совете наш центр был награжден дипломом лауреата гранта мэра Москвы в сфере образования за создание развивающей среды для обучающихся, обеспечивающей возможности их социализации и творческого развития.
Но ГППЦ не собирается останавливаться на достигнутых результатах.
Определены основные задачи на 2016-2017 годы:
1. Создание условий для увеличения контингента и оказания поддержки и помощи детям в системе образования города Москвы.
2. Повышение качества работы специалистов центра в образовательных организациях.
3. Внедрение новых педагогических технологий во всех территориальных отделениях.
4. Развитие внебюджетной деятельности.
5. Создание положительного имиджа в системе образования города Москвы и увеличения востребованности услуг центра.
Мы с полным основанием можем сделать вывод, что результаты, с которыми Городской психолого-педагогический центр подошел к новому учебному году, убеждают москвичей в правильности выбранной стратегии развития нашей организации. Предстоит еще огромная работа по созданию положительного имиджа нашего учреждения в системе образования города Москвы и увеличения востребованности услуг центра.
Поздравляем вас с началом нового учебного года! Всегда ваш ГППЦ!

Любовь ОЛТАРЖЕВСКАЯ, директор Городского психолого-педагогического центра