Довольно быстро выяснилось, что идея Департамента образования вкупе с профессиональными дизайнерами создать школу с необычным профилем оправдала себя: если раньше школа едва-едва набирала 400 учеников, то за три последних года в новом статусе и с новым содержанием образования здесь уже 800, притом что учреждение находится в рабочем районе - Мотовилихе, где расположены одноименные заводы.
В витринах-ячейках в коридорах школы - творения местных гениев вроде брутальной вазы для фруктов из металлической спирали. В кабинетах - проекты помасштабнее. Один из преподавателей школы, архитектор Дмитрий Меркушев показал нам футуристического вида макеты выставочного зала, который задумали построить на территории школы.
- Ребята представили несколько интересных проектов, - говорит дизайнер. - Один из них, надеемся, и будет воплощен в жизнь.
Рассматриваем другие объекты. Вот картонный чемодан в виде головы медведя (символа края), а вот необычные театральные афиши. Афиша к «Дюймовочке» - легчайшие лепестки ромашки на белом листе бумаги, к «Буратино» - полено в свете прожектора. Просто и гениально! Последние - это дизайн-проекты к реальному заказу Пермского кукольного театра, которые сделали одиннадцатиклассники «Точки» под руководством дизайнера Александры Бубновой. Причем ученикам предстояло не только разработать концепции афиш для спектаклей театра, но и презентовать их заказчику. Бизнес-кейсы от компаний здесь не редкость, недаром в школе даже создали ООО «Точка», которое занимается продажей и продвижением продукции школьников.
Чтобы стать столь крутыми, пусть и юными художниками, на дизайнерское направление в «Точку» может поступить любой ребенок города, начиная с 7-го класса, пройдя творческий конкурс. В итоге дизайном занимаются 270 человек: не всем же навязывать творческий профиль, да и затратное это дело - оборудование (типография, профессиональная фотостудия, студия прототипирования и т. д.) и расходные материалы (от бересты до металла).
Для счастливчиков в учебном плане выделен еженедельный День дизайна, когда ребята занимаются профильными предметами: рисунком, живописью, композицией, компьютерной графикой, историей и теорией дизайна, а также реализацией тех самых индивидуальных дизайн-проектов. Это архитектурное киригами, деревянная игрушка, сценография, упаковка, редизайн, идея, выставочное пространство, керамика, литье, объемно-пространственное проектирование, мультипликация, web-сайт, 3D-моделирование, фотодело и др. Каждый школьник выполняет по два дизайн-проекта в год с обязательным обсуждением всех работ на экспертном совете дизайнеров.
Как вы уже поняли, преподают дизайн профессионалы (сейчас их уже около 30) - собственно, благодаря поддержке художественного сообщества «Точка» и смогла появиться. Среди партнеров школы - ведущие дизайнеры Перми (дизайн-студии Кама, Детство, Кью, Level Design Communications и др.), а также известные дизайнеры страны (Владимир Чайка, Эркен Кагаров, Александр Матвеев), специалисты УралГАХУ, Британской высшей школы дизайна.
- Содержание и формат дизайн-образования полностью определяют профессионалы, - поясняет директор «Точки» Анна Деменева. - И эта творческая свобода оправдывается результатами.
Лучшие работы ребят отбирают для участия в различных выставках и конкурсах, которые здесь считают лучшим форматом для саморазвития и продвижения проектов учащихся. «Точка» инициирует организацию выставок на таких городских пространствах, как Пермская Арт-резиденция, Пермская ярмарка, Digital Port (Порт Пермь), на фестивале RED FEST, а также за рамками города, на международной промышленной выставке «Иннопром» в Екатеринбурге. И юные дизайнеры нередко добиваются успеха. Только в прошлом году ученица школы Мария Дулова заняла 1-е место по направлению «Дизайн» в конкурсе «Высший пилотаж» Высшей школы экономики, а Мария Артамонова - 2-е место в конкурсе по созданию арт-объектов из бытового мусора «Чистое искусство».
Вторая Маша вообще гордость школы. Зам. директора Ирина Кузьмина перечисляет: девушка уже выиграла конкурс среди дизайнеров на создание лучшей новогодней открытки для компании «Тойота», за что, кстати, получила первый гонорар. А в этом году окончила «Точку» и тут же открыла интернет-магазин по продаже своей авторской бижутерии из дерева. Необычные вещи - браслеты, броши, кулоны из спилов дерева - пользуются спросом. Так что ученикам школы не нужно долго объяснять, что полученные ими знания и умения могут реализовываться в конкретные объекты. Более практико- и продукто-ориентированного обучения трудно представить.
А еще здесь любят раздвигать границы школы и придумывать всяческие акции. Так, дважды в месяц для всех желающих здесь проводят «Дизайн-четверг» с мастер-классами, лекциями, просмотром и обсуждением фильмов о дизайне, встречами со специалистами из разных областей. А продвинутые горожане уже ждут следующего лета, чтобы вновь прийти с детьми на семейный open-air фестиваль «Вокруг точки», где любой может поучиться рисованию, линогравюре, скотчпластике, мультипликации и прочим чудесам. Инициирует «Точка» и собственные конкурсы. Например, второй год проводит Всероссийский конкурс дизайна для школьников «Точка внимания» с подведением итогов на Международной промышленной выставке «Иннопром». Между прочим, ежегодно в нем принимает участие около полумиллиона участников.
Им есть куда двигаться дальше - вслед за школой можно взяться за внешний вид города, а там и страны. Красота, как известно, страшная сила!