Дело в том, что с 2014 года во все садики города пришли КОПы - не полицейские, а краткосрочные образовательные практики.
КОПы - это короткие (от 4 до 12 часов) курсы для небольшой группы детей (до 10 человек), выбираемые ребенком (иногда с родителем),  результатом которых является формирование конкретного практического умения в определенной деятельности и создание собственного продукта. Они входят в муниципальную модель дошкольного образования, определенную Стратегией-2030, и как нельзя лучше отвечают за выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов, а главное - с младых ногтей учат детей самостоятельно делать выбор. Каждый ребенок может попробовать себя в разных видах деятельности. Тем более что выбирать есть из чего. КОПы  можно разделить по видам деятельности: игровая, конструктивная, исследовательская, IT-технологии, продуктивная, экспериментальная, коммуникативная.
Курсы самые разнообразные (тут каждый педагог проявляет свое творчество) и зависят от приоритетов или бренда каждого садика. В перечне КОПов можно найти как привычные темы, например, изготовление игрушек из помпонов (однако и здесь конечным результатом КОПа будет не просто создание игрушки, а разыгрывание целого мини-спектакля по «Котауси и Мауси» Чуковского), так и совершенно удивительные, сложные, казалось бы, и для взрослого восприятия - вроде виртуального конструирования (дети в компьютерной программе создают виртуальные детали и складывают их в модели, которые затем могут  реально сконструировать). Не волнуйтесь, обучение происходит в игровой форме, небольшими порциями времени и в несколько занятий.
КОПы (как правило, 10-20) можно выбирать раз в месяц или квартал (как решит учреждение). Презентуют их детям в разном виде - например, в формате ярмарки или мастерских или в заочном, когда ребята выбирают курсы дома вместе с родителями по описанию в буклете, листовке или ролике (обычно это касается совсем маленьких). Кстати, родителей, которые восприняли идею на ура, в детсадах тоже активно привлекают к ведению курсов, особенно пап.
- А начиналось все с мозговых штурмов на наших апробационных площадках - детсадах, - вспоминает заведующая детсадом №397 Ольга Дюпина и член рабочей группы по КОПам. - Мы придумали список аж из 400 тем и стали разрабатывать первые курсы.
- А чтобы мотивировать воспитателей - наших мастеров, мы предлагали им сначала вести курсы, связанные с личным хобби - вязанием, бисероплетением и т. п., - дополняет коллегу заведующая детсадом №238 Елена Носкова.
Затем мотивация усложнялась: КОПы (по ним, особенно технической направленности, воспитатели прошли обучающие семинары и постоянно учатся друг у друга посредством мастер-классов, обмена опытом и т. д.) стали инструментом профессионального роста и подстегнули здоровую конкуренцию.
- Ну как, например, Ольга Ивановна не научится собирать роботов, если «ее» дети сходят на курсы к мастеру-воспитателю в соседнюю группу и засыплют ее потом вопросами? - смеется зам. заведующего 319-м садом Светлана Чабан. - Для поддержания авторитета у малышей она пойдет к коллеге и попросит ее научить.
Особенное развитие в садиках получили курсы, связанные с техническим творчеством, - не только из-за государственного заказа, но и из-за  запроса времени.
- Это нам кажется сложным запрограммировать машину, а малыши это схватывают на лету, - говорит заведующая 67-м детсадом Ксения Радостева. - Им очень интересно все связанное с гаджетами и техническими новинками. Так что мы своими курсами просто попадаем в точку.
На самом деле, конечно, в Перми опережают время (робототехнику, как известно, еще только думают вводить в российской школе) и моделируют ближайшее будущее. 397-й детсад специализируется на обучении коллег КОПам технической направленности. Их проект «Создай с нами свой ТехноМир» включает 5 образовательных модулей: «LEGO-класс», «ТехноМир», «Виртуальное конструирование», семейный мобильный комплекс «LEGOтека» и модуль «Расти и развивайся в родном городе» - лего-программа - путешествие по четырем образовательным маршрутам города Перми («LEGO-Пермь культурная»,       «LEGO-Пермь спортивная», «LEGO-Пермь игровая», «LEGO-Пермь школьная»). Интересно, что в рамках программы дети в формате виртуальной экскурсии знакомятся с достопримечательностями Перми, проходят семейные квесты, создают лэпбуки и модели реальных пермских объектов.
Свои умения и компетенции, полученные благодаря КОПам, и взрослые, и дети проверяют в различных конкурсах. Например, в самом известном из них - городском «Техногении» - есть спецноминация для воспитателей. Там взрослые состязаются в программировании и скоростной сборке роботов, создании мультфильмов, конструировании и прочих премудростях, о которых до прихода в дошкольное образование КОПов и не подозревали.
Но все-таки краткосрочные образовательные практики нужны в первую очередь малышам. В ком-то они откроют явные склонности и даже таланты, а кому-то помогут стать успешным хоть в какой-то области: к примеру, владение навыками твистинга - создания фигурок из  узких воздушных шариков - может сделать из тихони короля вечеринки. И, как и было сказано, ребенок научится делать выбор - это умение пригодится и усложнится затем в системе школьного образования Перми (снова налицо преемственность и системность образовательной стратегии). Как? Читайте далее!

Вот это да!


В каждом из 142 детских садов Перми разработано и реализуется от 20 до 350 КОПов (в среднем 50 на детсад)