И это не эпатажа ради, а самосовершенствования для, потому что Департамент образования и администрация города исходят из одного простого положения: знающее, думающее, креативное новое поколение могут воспитать только профессиональные, мыслящие, творческие педагоги. Здесь каждый, от начальника ведомства до воспитателя детсада, реально воплощает в жизнь глобальный тренд образования - обучение через всю жизнь. А уж форматов и новых идей работы с кадрами здесь придумано великое множество - чтобы описать их все, впору взяться за диссертацию, и не одну. Но это еще впереди, а пока ограничимся самыми значимыми и яркими пермскими ноу-хау в этой сфере.

Начни с себя
Для самокоррекции в Перми создали уникальную систему мониторинга педагогических кадров города. Каждый год здесь проводится не менее 5-7 мониторингов различной направленности (это могут быть метапредметные компетенции учителей начальной школы, предметные знания учителей, профессиональные компетенции воспитателей старших и подготовительных групп детсадов и т. д). Предметные, разумеется, в приоритете. Учителя сдают тесты ЕГЭ, но только усложненного уровня.
- Это держит учителей в тонусе и помогает понять, в какой ситуации находятся их ученики, - считает директор гимназии №31, член нескольких рабочих групп проектов в образовании Людмила Серикова. - Как можем мы требовать высоких результатов от детей, не требуя того же с себя? Я как директор уверена, что учитель, не знающий свой предмет на 100 баллов, не может выпустить 100-балльников.
Какие предметники тестируются чаще всего?
- Каждый год мы обычно выбираем те предметы, по которым наши школьники получили недостаточно высокие результаты на ЕГЭ и ОГЭ, плюс обязательные математику и физику как традиционно самые сложные предметы, - пояснила заместитель начальника управления персоналом Департамента образования администрации города Наталья Соснина. - Опыт показывает, что организованная после тестов работа над ошибками приводит к дальнейшему прорыву уровня преподавания предмета - так было с биологами и химиками. Наша ближайшая задача - устроить такой прорыв для физиков.
Тесты пишут 90-95% всех предметников города. По результатам экзаменов выстраивается индивидуальный образовательный маршрут педагога с привлечением ведущих вузов Перми, «отстающие» приглашаются на семинары и курсы, и это самое ценное в этом механизме.
Так, например, в Перми подтянули уровень преподавания английского языка: выявив в рамках проекта «English for Teachers» у многих учителей недостаточный для хорошей подготовки детей к ЕГЭ уровень знания языка (В1), целый год «англичан» доводили до приемлемого уровня В2.
Воспитатели детсадов и учителя начальных классов также начали проходить тестирование. У воспитателей испытание состоит из трех блоков: знание ФГОС в части дошкольного образования; программных задач на математическую грамотность, развитие речи и т. д.; логических задач (причем не самых простых).
Тесты для учителей началки представляют собой задания на метапредметные и предметные компетенции по четырем основным предметам. Для 50 лучших по результатам педагогов организовали метапредметную спартакиаду.
Скажете, от такой жизни впору взвыть? Что ж, поначалу жалоб от учителей действительно было много.
- Сейчас учителя и руководители уже привыкли к тестированию и понимают, что это не рычаг давления и наказания, а инструмент для профессионального роста, - говорит Наталья Александровна.
И это действительно так: результаты тестирования видят только учитель, эксперт и управление персоналом Департамента образования. Директорам сведения о результатах тестов не выдают (кроме вопиющих случаев вроде знания английского на недопустимо низком уровне А1). Более того, педагогов, имеющих по итогам мониторинга низкий рейтинг, для участия в «подтягивающих» семинарах, которые обычно проходят летом, методисты приглашают сами, не ставя руководство школы в известность.
- Нам важно соблюсти корректность и профессиональную этику, проявить чуткость по отношению к коллегам, - подчеркивает Людмила Серикова.
При этом руководителям образовательных учреждений тоже приходится нелегко. Их аттестация в Перми максимально сложная, потому что требования к современным руководителям очень высоки. Обязательная часть контрольно-измерительных материалов для них состоит из трех разделов: 1) знание нормативно-правовых документов и проектов (федеральный, региональный, муниципальный уровни); 2) IT-компетентность; 3) современные технологии и методы управления образовательным учреждением (решение практических задач по своему и гипотетическому образовательному учреждению), стратегия развития своего учреждения.
- И если раньше были проблемы с первым и вторым блоками, то теперь в основном с третьим, менеджерским блоком, - говорит Наталья Александровна. - Потому что концепцию своей школы или детсада за полчаса не придумаешь, она либо есть в голове, либо нет.
Причем по каждому блоку руководителям нужно набрать не менее 65% от максимального количества баллов. Те, кто не проходит испытание по всем трем блокам, обычно не дожидаются решения департамента и уходят по собственному желанию, то есть происходит естественная смена управленческих кадров и с каждым годом «двоечников» становится все меньше.
- Знаете, я оценила эту процедуру, аттестация так активизирует мозг! - поделилась своим мнением на этот счет директор школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля Валентина Красносельских. - Ты должна лаконично, точно представить концепцию своего учреждения, идею развития, будущий образ школы, образ педагогического коллектива и свои собственные инновации - брендовые, только твои. После аттестации возвращаешься в школу с новыми идеями и силами!
Интересно, что у аттестации руководителей есть и вариативная часть - портфолио. Это еще одна очень серьезная работа, в которой директорам и заведующим нужно представить высокие результаты деятельности образовательного учреждения, своей инновационной деятельности по модернизации образовательного учреждения, совершенствования своей профессиональной компетентности, своей общественной активности (управленческо-методические публикации, результаты личного участия в конкурсах и т. д.).
- Практически эта работа по плечу только руководителю-исследователю (был у нас такой статус на уровне края), - считает Людмила Серикова. - Тем, кому есть что лично предъявить, нужно работать в несколько раз быстрее и лучше остальных.
- И еще время, чтобы качественно все это описать, - смеется Валентина Леонидовна.
И разумеется, процедуры мониторинга каждый год корректируются в соответствии с трендами в образовании и требованиями времени.

Готовь смену сам
Чтобы соответствовать этим высоким требованиям, педагоги все время учатся. И тут выстроена системная работа с учителями всех уровней. Только проектов, продвигающих молодых педагогов, больше десятка. Приведем лишь один пример. Как известно, лучшая учеба - это конкурсы. По результатам конкурса профессионального мастерства «Педагогические стартапы» молодым педагогам предоставляются гранты на реализацию их начинаний. Интересно, что окончательный отбор стартапов происходит на уровне главы города. В последний раз конкурс выиграла Надежда Голиней, и ей сразу дали внедрить свою идею электронного учета детей в детсаду, назначив заведующей в новый детсад. Это ли не лучшая поддержка инициатив? Зарплаты у молодых тоже неплохие - в среднем по городу это 25-27 тысяч рублей за 1,3 ставки. В том числе благодаря такому вниманию количество молодых с 2012 по 2016 год в школах и детсадах Перми увеличилось почти на 50%. Но еще больше власть радует увеличение (на 15%) количества молодежи, оставшейся в школе после 3 лет работы: в конце 2015-2016 учебного года в стенах учебных заведений осталось 94% новичков.
Нестандартен и опыт Перми в воспитании нового поколения руководителей. В этом году, например, стартовал проект «Неads hunters» (кадровый резерв), в котором действующие руководители - мощные харизматичные лидеры лучших образовательных учреждений, у которых многому можно научиться, - готовят будущих руководителей, как для других учебных заведений, так и себе на смену. Таких новичков пока 10 - это победители различных городских конкурсов, амбициозные замы, яркие стартаперы. Обучение исключительно практико-ориентированное. Они разрабатывают индивидуальный проект и все время работают в паре с действующим руководителем (перенимают опыт в приемке школы, подготовке документации, работе над стратегией учреждения и т. д.). Параллельно они учатся в Корпоративном университете, сдавая 5 экспертных сессий по технологии блицобучения. Перед началом обучения будущие руководители прошли профессиональную диагностику по методике Ассессмент-центра. Учиться сложно, но захватывающе интересно: так, на первом занятии через игру они погрузились в понятие «каузальный интеллект», где профессиональные игротехники помогли им понять свои личные особенности (темперамент, психотип и т. д.), которые могут влиять на их профессиональную деятельность как в отрицательную сторону, так и положительную. Впереди новый учебный год - и новые открытия в сложном мире менеджмента и человеческих отношений.

# Педагогический маркет
Молодых педагогов Перми уже несколько лет собирают на интересной непедагогической площадке. Этим летом Педмаркет под названием «Оранжевое лето» прошел на площадке IT-кластера Digital Port - природной территории с куском пляжа, где можно было и поучиться в игровом формате (мастер-классы, бизнес-площадка, где педагоги встречались с представителями бизнес-сообщества), и подвигаться (потанцевать, пройти тренинги по йоге, фитнесу), и просто классно пообщаться-потусоваться со сверстниками.

# Конференция в формате TEDx
Участники конференции, инициированной Департаментом образования, предлагали и обсуждали ни больше ни меньше, как уникальные идеи, меняющие мир к лучшему. Спикерами встречи выступили Андрей Макаревич, телеведущий Игорь Гиндис, гендиректор «Порт-Пермь» Марек Кинцл, культуролог Вячеслав Раков и другие известные в городе люди.