Пермскую власть отличают амбиции быть в авангарде, работать на опережение, создавать уникальные образовательные, культурные и социальные проекты и продукты. А также редкая системность мышления и последовательность действий. При этом генератор идей прекрасно знает систему изнутри: 12 лет Гаджиева проработала в школе учителем математики и завучем, затем была главным специалистом районного отдела и начальником отдела дошкольного и общего образования городского комитета и, наконец, уже почти 10 лет возглавляет Департамент образования Перми. За это время сферой пройден большой и нестандартный путь, суть которого можно было бы обозначить слоганом «От креатива (идеи) - к результату». О новых подходах в образовании и их воплощении
на практике мы и поговорили с Людмилой Анатольевной.

Создайте условия
Как математик, Гаджиева любит раскладывать все по полочкам. Вот и главные идеи, лежащие в основе пермских образовательных ноу-хау, она сформулировала предельно четко.
I. Принцип здоровой конкуренции
- Мы создали условия для конкуренции государственных и частных образовательных учреждений, - поясняет Людмила Анатольевна. - А будет рынок - будет конкуренция - будет качество. Этот принцип подкреплен конкретными организационно-экономическими механизмами. С 2008 года мы реализуем две модели финансирования образовательных услуг:
1) финансирование поставщика услуги. Мы рассчитали полный норматив стоимости образовательной услуги на одного ребенка, в то время как в остальных территориях РФ он рассчитан только в части фонда оплаты труда, но не в части фонда материального обеспечения. В последний входят содержание имущества, коммунальные услуги, налоги, ремонт, которые, как правило, в других регионах на смете, у каждого учреждения своей. У нас норматив стоимости услуги полный. Поэтому на содержание ребенка мы направляем деньги из муниципального бюджета как в государственные учреждения, так и частные, исходя из одинакового норматива. Мы этим гордимся;
2) финансирование потребителя услуг. С 2009 по 2015 год в Перми действовала программа «Мамин выбор», когда средства из бюджета в размере норматива стоимости услуги шли непосредственно родителям и они решали, на что и где их потратить. Соответственно рынок частных образовательных услуг очень вырос: в 2007 году, когда мы начинали, было 1-2 частных детсада, сейчас у нас 204 поставщика частных образовательных услуг, из них 33 лицензированных.
При этом у нас работает такой механизм, как корректировка муниципального задания. То есть мы не просто передаем деньги по нормативу - это было бы недостаточно эффективно, но и контролируем, оказывается ли образовательная услуга каждому ребенку. Например, если детсад не посещают по неуважительным причинам четыре ребенка, деньги за них изымаются обратно в бюджет.
Важно, что мы создали простые, прозрачные правила финансирования образования и задали четкие правила игры, которые не меняем. Частники в это верят, а поскольку деньги из бюджета направляются только в лицензированные учреждения, то им выгодно проходить эту процедуру.
II. Результативность и эффективность
Я за развитие рынка, но как государственное лицо заинтересована в развитии прежде всего муниципальной структуры, чтобы она работала эффективнее и могла конкурировать с частниками. Чтобы оценить деятельность образовательных учреждений, мы создали матрицу результативности и эффективности с целым набором всем понятных объективных показателей. В блок показателей результативности входят показатели, характеризующие результаты учебно-воспитательного процесса школы. В блоке эффективности показатели финансово-экономической деятельности учреждения. Например, один из показателей эффективности - доля непрофильных функций, которые учреждение может передать на аутсорсинг (школы уже понимают, что это помогает экономить, а чем больше вы сэкономите, тем больше денег останется на развитие).
Количество баллов по совокупности показателей определяет место учреждения в матрице: уровень результативности и эффективности (низкий, средний, высокий). Все руководители школ города эту матрицу уже хорошо знают. В прошлом году мы создали программный продукт на облаке, и любая школа может зайти посмотреть, где она находится и куда двигаться.
Этой системой показателей мы все время держим руководителей в тонусе и одновременно стимулируем их: баллы привязаны к годовой премии директоров и заведующих детсадами. Руководитель учреждения с высокими результатами может заработать до 90 тысяч рублей премиальных.
Еще одна отдача от матрицы: она помогла нам управлять результатами учебного процесса, теми же результатами ЕГЭ.
Конечно, это тоже результат планомерной работы: над улучшением результатов ЕГЭ мы работаем давно, с 2010 года. Тогда мы поставили себе конкретную задачу - догнать Самару, которая считается одним из лидеров по ЕГЭ. Мы с командой съездили в Самару и поняли, что это обычная системная работа: проведение мониторингов, выявление проблемных зон, проблемных школ, работа над ошибками. И мы приступили к делу, выставив каждой школе определенное количество баллов, которые они должны были показать. Представляете реакцию директоров? «Мы не можем управлять этим процессом!», «У нас такие тяжелые дети!» и т. д. Мы все это пережили и начали работать. В итоге если в 2008 году Самара была намного нас выше, то в 2012 году мы их догнали по результатам экзаменов по математике и русскому языку. А потом и обогнали.
III. Готовность школьников к профессиональному самоопределению
Года три назад мы сели и задумались, что считать для себя целью образовательного процесса, ведь не ЕГЭ же! И пришли к выводу, что это готовность к профессиональному самоопределению. Дети в школе, увы, практически ничего не выбирают. Дать им возможность делать осознанный выбор, в частности профессии, - значит помочь сформировать думающих, ответственных, активных и творческих людей, не говоря уже о том, что мы получим так необходимые стране рабочие кадры.
Пермь - большой промышленный город, и в нем огромное количество предприятий разнообразного спектра: химическая промышленность, ракетостроение, машиностроение, фотоника, целлюлозно-бумажный комбинат и т. д. И мы решили выстраивать контакты с ними напрямую. Основная идея в том, чтобы школьники могли проходить профессиональные пробы на предприятии, конечно, с учетом возрастных ограничений. При этом работать с ребятами должны работники предприятий и, более того, получить вместе с ними конкретный продукт труда. Это деятельностный подход: дети, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, имеют возможность окунуться внутрь профессии, будь то станочник широкого профиля, костюмер в театре, парикмахер, повар, банковский служащий и т. д. И чем больший спектр профессий мы им дадим попробовать, тем осознаннее они выберут сферу деятельности.
Мы выстроили следующую систему, готовящую школьников к профессиональному самоопределению (дальше - термины из сленга пермского образования. - Т.Е.):
- краткосрочные курсы (КСК) по выбору - 5-7-е классы;
- профессиональные пробы - 8-9-е классы;
- профессиональные практики - 10-11-е классы.
Но это еще не все. Мы стремимся к тому, чтобы ребята смогли подняться к высшей ступени профессионального самоопределения - решению кейсов (задач) предприятий. У каждого предприятия есть свои проблемные задачи, а дети - это тот ресурс, который может помочь их решить. Их ум еще не зашорен, не забит стереотипами, и они могут предложить неожиданные интересные решения.
Кейсы могут быть как серьезными, так и совсем простыми - придумать домик для кошки или разработать модель «умного дома». Например, этим летом на фестивале Школьной лиги РОСНАНО «Техно-Пермь» команды 21 школы решали проблемы по разным направлениям - техническому, аграрному, дизайну и IT-технологиям. За каждое направление отвечало заинтересованное предприятие - «Протон-ПМ», дизайн-студия и т. д. Через 5 дней ребята презентовали свой результат, который заказывал конкретный работодатель. Такой опыт, оказывается, нужен не только детям, но и взрослым. Соцпартнер видит: ребенок генерирует хорошие идеи - и приглашает его на предприятие с индивидуальным форматом проб и практик. Не случайно эту идею сотрудничества с предприятиями активно поддерживает городская власть - Дмитрий Самойлов и Игорь Сапко.

Как научиться креативить?
Я считаю, что основная проблема любой замкнутой системы - проблема мозгов. Нам бы хотелось, чтобы не только власть генерировала какие-то новые идеи в образовании, но этот процесс пошел и снизу. И мы придумали «Проект года» с призовым фондом в 1 млн рублей, в рамках которого все участники рынка образовательных услуг Перми могут заявить свои инновационные идеи в области образования и запустить стартапы. Сначала участники должны были описать свою идею одним-двумя предложениями, разместив предложения на облачном ресурсе. Эти предложения оценивало жюри, в которое вошли значимые, известные люди города. Изначально было 100 предложений - в финале осталось 6 участников, они будут представлять свою идею в формате ТЕD. По нашему замыслу оценивать финалистов должны сам зал (педагогическое сообщество) и профессиональное жюри.
Один из примеров идей - проект детского сада с условным названием «Два горошка на ложку», который хочет охватить город детским питанием, по сути диетическим. Они планируют организовать круглосуточную доставку блюд из детского меню садика на дом (сделать аналог сети доставки быстрого питания). Их замысел - приучить родителей правильно кормить детей, а то они сами подсаживают детей на сосиски с макаронами, а потом жалуются, что дети в саду не едят. На презентации нам дали попробовать запеканку - вкусная и оформлена красиво. Они собираются вкладывать в упаковку информацию для родителей о здоровом питании с рецептами. По-моему, просто классная идея!
Мы ценим, что наши педагоги уже сами проявляют инициативу и воплощают в жизнь нестандартные проекты. Все это позволяет менять систему образования к лучшему.

Это факт!

В 2014-2015 годах Пермь заняла первое место среди городов-миллионников по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике.