Тенденции, формирующие будущее пермского образования
Содержание образования
(...) Главной мировой образовательной тенденцией является необходимость «работать на опережение», готовить людей, особенно молодежь, к производственным и общественным инновациям, которыми будет отмечено наступившее столетие. Для обеспечения молодежи условиями для самообразования «на опережение» необходимо формировать у них такое качество, как мотивация. Именно мотивация должна стать главным образовательным приобретением, навыком человека будущего. Отсюда и потребность в формировании способностей, позволяющих работать с собственным сознанием. Для обеспечения развития этого личностного качества требуются специальные учебные программы, направленные на работу ребенка со своим внутренним «я» - понимание своих индивидуальных задатков, способностей, склонностей, интересов. (...)
(...) Становление общего технологического уклада, экономики, основанной на знаниях, требует кардинального пересмотра содержания образования. Образовательные курсы, в том числе и базовые, должны быть построены на продукто-ориентированных технологиях обучения, что предполагает закрепление специальных умений и навыков на практических задачах и примерах из реальной жизни. (...)
Важной тенденцией является построение непрерывного образования человека - образования через всю жизнь. Речь идет не о классическом, академическом образовании, а об овладении человеком блоками новой, возникающей в процессе развития общества информации, без которой невозможна успешная профессиональная деятельность - исследование и проектирование бизнеса, менеджмент, логистика и т. п. (...)
Образовательные технологии
Всеобщей тенденцией, являющейся таковой не только для системы образования, стало стремительное проникновение медийной сферы во все направления жизнедеятельности человека. Медийные технологии уже стали нормой для наших детей, но в школе до сих пор превалируют педагогические технологии прошлого века. Новое время требует полной «перезагрузки» в технологиях обучения и образования: обучение с помощью игровых симуляторов, где ребенок в интерактивном режиме проводит опыты, решает задачи по экономике, путешествует и т. д.; обучение через активные аудиовизуальные тесты, при котором возможно визуально увидеть последствия своей ошибки; обучение в ходе просмотра массового кино, обучение через погружение в мир видеоигр. Компьютерные технологии должны создать условия и для дистанционного образования. Массовая школа прошлого века породила явление массового учителя. Для нового времени необходимо строить образовательный процесс так, чтобы действительно талантливый педагог имел возможность общаться с максимально большим количеством детей. Нельзя ограничивать потенциал ребенка стенами школы. Новые учителя - звезды станут героями целого поколения, обойдя кассовых актеров по популярности и узнаваемости. (...)
Контроль
(...) Традиционно в массовом образовании используется внешняя оценка, но эта оценка сегодня для ребенка носит формальный характер. Она не стимулирует его для постановки целей и их достижения. За него это делают взрослые. Чтобы внешняя оценка реально стимулировала ребенка, необходимо кардинально поменять формы и методы работы по оцениванию достижений школьников. Основной идеей здесь должно стать обучение через локальное и глобальное соревнование. Соревновательные системы не только развивают волю, способствуют социализации детей, но и формируют лидерские качества ребенка. Кроме того, одной из ведущих тенденций в системе индивидуализации образования является возрастание роли самоконтроля. Это связано с тем, что в процессе построения индивидуальных образовательных траекторий развития ребенку необходимо самому уметь фиксировать свои приращения, изменения в образовательном и личностном плане. (...)