Не так давно наступил новый учебный год. Это одновременно и радостное, и волнующее событие для всех участников образовательного процесса. Особенно учитывая последние кадровые решения на федеральном уровне.
С моей точки зрения, определенные вопросы по содержанию образования, подходам к оценке знаний у нас назрели. С другой стороны, пожалуй, никакая другая отрасль так не устала от реформ. Надеюсь, что новый министр будет действовать с большей опорой на мнение профессионального и родительского сообществ. Нам очень нужно внутреннее единение вокруг того, что происходит в образовании.
К фигуре Ольги Юрьевны Васильевой сейчас приковано особое внимание, анализируется буквально каждое высказывание. То, что читал и слышал я, позволяет сделать вывод, что в отрасль пришел профессионал, который не будет отмахиваться от проблем. В частности, это касается и единого государственного экзамена, практика которого будет проанализирована, лучшее взято на вооружение, а худшее отброшено.
К слову, с 2011 года город Пермь стабильно показывает высокие результаты по ЕГЭ. В этом году, как и в прошлом, город Пермь занял первое место в Пермском крае по обязательным предметам: русский язык и математика. По каждому из предметов ЕГЭ средний балл пермских школьников выше, чем средний балл по Пермскому краю.
Появились выпускники, сдавшие ЕГЭ по математике на профильном уровне на 100 баллов. В прошлом году их не было. Это шесть выпускников из школы №146, лицея №4, гимназии № 5.
Всего в городе сдали экзамены на 100 баллов 69 школьников (по русскому языку - 32, по математике - 6, по литературе - 5 и т. д.). Особо хочется отметить гимназию №17, школу №146, лицей №1, лицей №10, гимназию №6, которые ежегодно показывают высокие результаты сдачи ЕГЭ.
Импонирует также стремление нового министра образования с первых шагов обозначить поддержку молодых педагогов. Сегодня в нашем образовании трудится почти тысяча молодых специалистов. Считаю, что это результат целенаправленной политики департамента, усилий властей всех уровней по поднятию престижа учительской профессии.
Растет профессиональный уровень пермских педагогов. По сравнению с прошлым годом выросло число педагогов с первой и высшей категориями. Их число за год увеличилось более чем на 200 человек.
Положительной тенденцией остается приток в отрасль молодежи. В этом учебном году педагогический состав городских школ увеличился на 336 молодых педагогов (в прошлом году их было 260).
Учителя пермских школ принимают активное участие в конкурсном движении. Так, на краевом конкурсе «Учитель года»-2016 двое наших учителей стали победителями, а три человека - призерами конкурса. Уже третий год в Перми проводится Всероссийский форум «Все звезды - в гости к нам!». В рамках форума победители Всероссийского конкурса «Учитель года» проводят мастер-классы для участников форума. В этом году Пермь принимала на форуме делегации таких городов, как Казань, Симферополь, Уфа, Екатеринбург и т. д.
Пермские школьники традиционно показывают высокие результаты на предметных олимпиадах. В этом году 14 пермских школьников стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по различным предметам (школы №146, 9, 22, 12, 2, 127, 135, ПКШ).
Впервые ученик пермской кадетской школы №1 победил на Всероссийской олимпиаде по ОБЖ, два ученика школы №12 стали призерами олимпиады по немецкому языку, а трое учащихся школы №146 стали призерами олимпиады по русскому языку, физике и географии.
Обладателем золотой медали Международной олимпиады школьников по физике стал ученик школы №146 Василий Югов (учитель - Сергей Евгеньевич Полянский), бронзовую медаль Международной олимпиады по лингвистике получила выпускница гимназии №3 Елена Шукшина.
Считаю важным сохранить заявленный правительством и президентом курс на строительство новых школ. У нас в Перми есть планы по возведению 55 образовательных учреждений до 2025 года. Естественно, это невозможно без федеральной поддержки, которая в последние годы позволила кардинально продвинуться в решении проблем нехватки мест в садиках и вплотную подойти к строительству новых школ.
Сегодня в Перми 82% детей с 1,5 до 7 лет обеспечены дошкольным образованием. А доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет обеспечена на 100%. Понятно, что есть неравномерное распределение мест по районам, но мы будем с этим работать. Как показала практика, нерешаемых задач нет. Только в прошлом году создано дополнительно 3734 места в муниципальной сети садиков. И это не предел.
Позитивным примером совместной работы с федеральными и краевыми коллегами может служить абсолютно новая, уникальная для Перми и края школа «Мастерград», которую мы открыли
1 сентября. Здание имеет 4 этажа, его площадь 21 тысяча кв. метров, в нем смогут учиться 1200 ребят. Проект вошел в реестр типовых проектов, что позволило Перми включиться в федеральную программу по строительству новых школ и привлечь 500 миллионов рублей из федеральных средств.
Это уже второй подобный объект, в прошлом году открыл свои двери новый корпус Дягилевской гимназии. После четвертьвекового перерыва в Перми стали появляться новые школы, и, я считаю, это позитивный знак. Обязательно будем продолжать курс на строительство современных образовательных учреждений.
Убежден, необходимо продолжать и плановую работу по содержанию имущественного комплекса отрасли. В новом учебном году свои двери в День знаний открыли 132 школы, 136 детских садов, 18 учреждений дополнительного образования.
В прошлом году у нас завершилось лицензирование образовательных учреждений. Сейчас необходимо регулярно реализовывать плановые капитальные ремонты по 1-2 школе в год. Подобная практика в Перми уже работает.
Кроме того, актуальная задача - обеспечение школ современной спортивной инфраструктурой. В этом году построены и введены в эксплуатацию спортзалы в школах №12, 45 и 50. С федеральной поддержкой строится спортзал школы №32, плановый срок завершения работ - февраль 2017 года. В приоритете остается строительство современных спортивных стадионов. Каждый год в Перми открывается по 2-3 таких объекта. Свежий пример - в гимназии №7 нынче построены стадион, два мини-поля для футбола, универсальная площадка для занятий баскетболом и волейболом, зона для занятий гимнастикой, площадка с тренажерами. Завершено строительство стадиона в школе №140. К 1 ноября войдет в строй спортплощадка у школы №34, на эти цели привлечено 6 миллионов рублей из краевого бюджета. Разрабатывается проектно-сметная документация на строительство спортплощадок в школе №41 и школе «Мастерград».
В целом я положительно оцениваю итоги последних лет по приведению в порядок наших школ и детских садов. И, как говорится, продолжение следует...
Хочу от души выразить благодарность за труд, за преданность профессии всему нашему пермскому образованию!