В этом году Институт образования Высшей школы экономики и Высшая школа образования Пекинского университета собрали для обсуждения ключевых вызовов, стоящих перед образованием в мире, 22 бывших и нынешних руководителей институтов (факультетов) образования 19 ведущих университетов - от Гарварда до Мельбурна - из 14 стран с пяти континентов.
Современные экономики все больше и больше зависят не только от количества (которое измеряется просто годами, проведенными за партой), но и от качества человеческого капитала. Парадокс в том, что никто пока не научился надежно измерять и оценивать качество человеческого капитала, а без этого трудно предложить системные решения по улучшению этого качества.
В большинстве стран образовательные исследования (к ним часто относятся и исследования человеческого капитала) и подготовка исследователей в области образования, а также ключевая работа по анализу образовательной политики проходят в крупных многопрофильных исследовательских университетах силами факультетов образования. Не случайно даже отдельно существовавший долгое время институт образования в Лондоне стал год назад факультетом образования университетского колледжа Лондона - одного из ведущих исследовательских университетов Великобритании. В России многие десятилетия такие исследования и разработки в области образования концентрировались в педагогических вузах и в Академии педагогических наук (сейчас - РАО). Однако буквально в последние несколько лет образовательные исследования пришли в ведущие исследовательские университеты.
Сегодня в мире на исследования в области развития человека, в области образования тратится в 8 раз меньше денег, чем на исследования в области здравоохранения. Возможно, это является причиной того, что наука об образовании до сих пор не побаловала детей, их родителей и работодателей какими-либо открытиями типа антибиотика или эндоскопических операций. Возможно, это связано и с тем, что в образовании доминируют довольно маленькие по масштабам исследования, решающие весьма частные задачи.
Иногда возникает такой миф, что для исследования в области образования не нужно много ресурсов. Что нужен один класс или курс и один учитель или профессор. Но многие участники встречи отмечали, что так же как для физиков нужен какой-нибудь ускоритель, гигантский микроскоп или суперкомпьютер, для химиков нужна сложная химическая лаборатория, так и для образования нужна огромная эмпирическая база, которая возникает в том числе за счет специальных инструментов сбора данных. Например, интересные результаты дают лонгитюдные исследования, когда одна и та же группа исследуется в течение многих лет, начиная с детского возраста. Очень эффективны масштабные сравнительные исследования, когда тысячи респондентов отвечают на одни и те же вопросы и решают те же задачи в разных странах. Понятно, что такие исследования очень дороги и требуют концентрации сил и ресурсов, даже несмотря на технологические прорывы последних лет.
Предположим, что условный «суперкомпьютер» исследователям дали. Кто за ним будет работать и как применить результаты этой работы? Возникает вопрос подготовки исследователей в сфере образования и того, как сделать так, чтобы политики в сфере образования опирались не на свой детский или родительский опыт, опыт друзей, а на реальные научные данные. И, безусловно, вызовом для тех, кто работает в исследовательских центрах в сфере образования, является умение трансформировать получаемые ими знания, результаты их исследований в реальные, практические меры образовательной политики.
Обо всем этом и говорили два дня руководители школ образования со всего мира. Есть надежда на то, что в дальнейшем эта пока неформальная сеть превратится в подлинный большой международный консорциум. Уже наметились рабочие группы по ряду вопросов. Но ключевым результатом является то, что возникла неформальная коммуникация по самым критическим вопросам развития образования. Как сохранить высокое качество в условиях расширения доступности образования всех уровней? Как обеспечить изменения содержания образования в соответствии с социально-экономическими и технологическими изменениями?
Эти вопросы сейчас стоят перед образовательными системами очень многих стран, и довольно логично решать их общими силами, а не изобретать пару десятков отдельных велосипедов.

​Михаил Лисюткин, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ