...Все, кто помнит, как жестко обрушился на Россию свободный рынок в начале 90-х, кто наблюдал, как Леня Голубков «купил жене сапоги», и кто сам пытался стать «не халявщиком, но партнером», понимают, что сотни тысяч жертв многочисленных финансовых пирамид просто не обладали элементарными знаниями о финансовых институтах, потому что в их жизни ранее не было ничего, кроме сберкассы или кассы взаимопомощи, да еще, может быть, страхового агента. Однако не стоит думать, что за прошедшие десятилетия все кардинально изменилось.
- Каждый месяц в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг Центрального банка РФ приходят тысячи писем с трагическими рассказами людей о том, как они потеряли свои сбережения, стали жертвой аферистов или оказались должны неподъемную сумму денег, - рассказывает руководитель службы Михаил Мамута. - Из писем видно, что в большинстве случаев пострадавшие не понимают, как работают те или иные финансовые инструменты, не знают об основных принципах оказания многих финансовых услуг, о своих правах и обязанностях финансовых организаций.
Однако взрослых людей сложно усадить за парты - у них просто нет времени. Поэтому для взрослых будут разработаны краткосрочные программы в Интернете, которые помогали бы не принимать ошибочных финансовых решений и правильно выбирать лучшего поставщика или услугу. А системное образование решили начать с подрастающего поколения и сосредоточить усилия на внедрении специальных программ в школах.
- Чтобы охватить финансовой грамотностью максимально широкие слои населения, нужно давать эти знания в школе, - уверен первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов. - Тогда уже через 10-15 лет мы получим совсем другое поколение, которое будет разбираться в этих вопросах, сумеет сохранить и приумножить свои сбережения. Это должно стать базовым навыком, которым человек владеет, выходя из школы, как умение читать, считать или, скажем, завязывать шнурки...
По инициативе Банка России специально для школьников старших классов было разработано учебное пособие «Основы финансовой грамотности» (А.Чумаченко, В.Горяев), к нему - рабочая тетрадь с практическими заданиями и методические рекомендации для преподавателя. Учебный комплект прошел предварительную экспертизу в Российской академии образования, которая дала заключение, что пособия могут быть использованы в образовательной программе среднего общего образования (10-11-е классы). Первый тираж учебно-методического комплекта выпустило издательство «Просвещение».
В Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования были организованы специальные курсы для обучения тьюторов (методистов). По окончании курсов тьюторы получили сертификаты, дающие право вести обучение педагогов общеобразовательных школ методике преподавания новой дисциплины - «Основы финансовой грамотности».
- Существует серьезная проблема - комплексность предмета, - размышляет окончившая курс Ольга Лукашева, зав. кафедрой Института развития образования Краснодарского края. - В основах финансовой грамотности есть содержание гуманитарное и экономическое. Возникает вопрос: кто это будет преподавать? Отдельного учителя на этот предмет нет, потому что это внеурочный курс, 1-2 занятия в неделю.
Специалисты Банка России совместно с представителями Министерства образования и науки РФ попробовали найти ответы и на этот вопрос. Отдельные модули финансовой грамотности будут включены в предметы базовой обязательной программы: обществознание, математику...
- Я помню, учил, как в бассейн из одной трубы вливается, а из другой выливается, - вспоминает Сергей Швецов. - Но в жизни мало кто столкнется с такой ситуацией. Может быть, лучше дать задачу, где человек положил деньги в банк под проценты и взял кредит - под другие проценты, и предложить посчитать, сколько он денег в результате получит?
Государство заинтересовано в выпускнике, приспособленном к дальнейшей самостоятельной жизни, и в Законе «Об образовании в РФ» прямо говорится, что цель общего образования - формирование у ребенка компетенций, необходимых для жизни в обществе. Однако сейчас изучение экономики в курсе обществознания мало что дает школьнику для практического применения.
- Если взять существующую наиболее широко используемую программу обществознания, то в ней в разделе экономики рассматриваются такие понятия, как производство, распределение, обмен, потребление, - поделилась методист Института развития образования Архангельской области Мария Лесонен. - Но про конкретного человека и его интересы там ничего не сказано. Например, в 8-м классе изучаются понятия высокой степени обобщенности, и учителям за один урок в неделю довольно сложно приземлить эту высокую обобщенность до уровня конкретного школьника.
Уже скоро в соответствующем разделе учебника обществознания появится информация о личном финансовом планировании, расходах и доходах семьи, разъяснения, какие бывают банки, что такое депозит, кредит, его полная стоимость и переплата, в чем преимущества мобильного банкинга, как пользоваться банковской картой и как при этом защититься от мошенничества, как правильно рассчитать налоги и как позаботиться о своей будущей пенсии.
Однако очень важно, чтобы все эти так нужные в практической жизни знания не остались лишь почерпнутой из учебника теорией. Преподаватели и методисты в один голос говорят о важности использования разных форм и методов обучения, включающих в себя деловые игры, практические задания, разработку личного бюджета и тому подобное.
- Такие вещи нужно знать всем профильным учителям, - уверена Мария Лесонен. - А это значит, нужны специальные пособия в помощь учителю, где рассказывается об имеющемся опыте, уже реализованных практиках...
Для того чтобы собрать лучшие из имеющихся практик в преподавании основ финансовой грамотности, накануне нового учебного года был объявлен Всероссийский конкурс на лучшую образовательную программу в этой области. Организаторы конкурса - издательство «Просвещение» и Сообщество профессионалов финансового рынка «САПФИР» при поддержке Банка России и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования - намерены рассмотреть весь спектр существующих сегодня в российских образовательных организациях программ по основам финансовой грамотности и выбрать лучшие, чтобы рекомендовать их внедрение на массовой основе.
Заявки на участие в конкурсе принимаются до 20 сентября.
В конкурсе могут участвовать все образовательные организации Российской Федерации, которые включили модуль «Основы финансовой грамотности» в образовательную программу на 2016-2017 учебный год в рамках обязательных учебных дисциплин или предметов по выбору.
Конкурс проводится в четырех номинациях:
- «Лучшая рабочая программа учебного курса по финансовой грамотности основного общего образования (5-9-е классы) - обязательный предмет «Обществознание» или «Экономика»;
- «Лучшая рабочая программа учебного курса по финансовой грамотности основного общего образования (5-9-е классы) - дополнительный или элективный предмет»;
- «Лучшая рабочая программа учебного курса по финансовой грамотности среднего общего образования (10-11-е классы)»;
- «Лучшие методические материалы по финансовой грамотности в форме презентации».
Итоги конкурса будут подведены в начале октября 2016 года, в канун Дня учителя.

P.S.  Когда верстался номер, стало известно, что на конкурс уже поступило 150 заявок.