Можно выделить три этапа, которые проходит учащийся, выполняющий учебное или поисковое исследование. На первом этапе уточняется картина мира, строится ориентационная карта какого-то фрагмента действительности. На втором этапе у исследователя формируется ценностное отношение к этой карте действительности, что и является сутью процессов самоопределения. На третьем этапе происходит выбор и построение собственного действия в этой действительности, действие самореализации. В процессе исследовательской деятельности происходит освоение самого себя.
Исследовательская работа связана с глубокой внутренней мотивацией. Обычно юный исследователь сам выбирает свою тему, у него возникает замысел будущей работы. Проблемно-познавательная программа личности начинает формироваться в предподростковый период и является главным фактором при выборе будущей профессии.
Исследования профессиональных предпочтений участников научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура», проведенные экспертами Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего», показали, что 92% участников конференций выбирают профессии, которые связаны с темой их исследовательских работ. Исследовательская деятельность дает возможность экспериментировать с той или иной профессиональной ролью, открывать личный смысл в выполнении этой деятельности.
Как привлечь учащихся к исследовательской работе, каким образом раскрыть алгоритмы исследовательской деятельности? В Малой академии наук «Интеллект будущего» в проекте «Эврикум» школьникам предлагаются экспериментальные олимпиады по различным темам: «Изучаем фотосинтез», «Мыло и мыльные пузыри», «Снег и лед»... И гуманитарные исследования, например, «Исследование представлений моих сверстников о красоте». Школьникам дается определенная последовательность действий и алгоритмов, которые ведут к успешному выполнению исследования. За два года существования проекта его полюбили дети и оценили педагоги. С точки зрения профориентации проект «Эврикум» позволяет школьникам прежде всего выбрать направление: гуманитарное или естественно-научное. Затем школьник пробует провести исследование, в результате которого происходит осознание, действительно ли эта область его интересует. Здесь всегда есть право на ошибку. Можно браться за разные темы, уточняя, что же для тебя является значимым.
Одновременно с учащимся идет обучение педагога.
Исследовательская деятельность является в широком смысле познавательной. Это значит, она не имеет четко обозначенных границ. Движение познания развивается свободно. Осуществление исследовательской деятельности порождает исследователя, а значит, помогает в самоопределении, в глубинном выборе профессии, соответствующей личностным интересам.

Елена ФЕДОРОВСКАЯ, заместитель председателя МАН «Интеллект будущего», г. Обнинск