В первую очередь стоит отметить, что эти проекты отражают приоритеты развития системы российского образования, но отнюдь не исчерпывают всего многообразия задач современной образовательной политики. На самом деле, если мы внимательно посмотрим Государственную программу «Развитие образования» на 2013-2020 годы или Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 годы, то увидим, что эти направления там уже так или иначе обозначены.
Правда, не только они. Так что список приоритетных направлений на самом деле мог бы быть гораздо шире. Можно было назвать 10, а то и 20 задач на перспективу.
Что касается выбранных четырех тем, то они сейчас сформулированы таким образом, чтобы в достаточно короткое время - за два-три года - добиться значимых результатов для отечественной системы образования. И это будут те системные результаты, которые можно предъявить обществу.
В то же время не стоит забывать, что большинство результатов в системе образования все-таки являются отложенными, и поэтому требуют более далекого горизонта планирования.
Вместе с тем обозначенные направления, конечно, важны, и прорыв по ним, особенно в области онлайн-образования и инновационной деятельности вузов, был бы крайне значим для российской системы образования.
Очень хочется надеяться, что эти проекты будут реализовываться с привлечением дополнительных ресурсов, а не в рамках уже выделенных на госпрограмму «Развитие образования» средств.
Правда, один из проектов - тот, что связан с формированием современной образовательной среды, - на самом деле может оказаться чрезвычайно затратным. И я не ошибусь, если скажу, что речь здесь может идти о десятках, а то и о сотнях миллиардов рублей. Эти средства нужны для того, чтобы построить и дооборудовать школы и дать им возможность отказаться от второй смены. Остальные проекты, безусловно, тоже потребуют финансирования, правда, не столь объемного. Кстати, думаю, это также было одним из критериев выбора приоритетных направлений развития системы образования.