Социальная адаптация детей с ОВЗ в школьном отделении №5 школы №1499 ведется по нескольким направлениям. Это культурно-просветительская и проектная деятельность, профессиональное самоопределение и спортивно-оздоровительная работа, коррекционные занятия, как групповые, так и индивидуальные, а также работа разнообразных кружков и секций. Педагоги отделения стремятся сделать так, чтобы обучение и развитие воспитанников были более индивидуализированными, чем это требуется для нормально развивающегося ребенка.
Школа сотрудничает с музеями Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Нарушения зрения не позволяют нашим воспитанникам воспринимать мир во всей красоте и полноте. Однако многие музеи уже перестроились и реализуют программы для слепых и слабовидящих обучающихся, где основной акцент изучения объектов смещен в сторону тактильного восприятия. Так, в музее «Огни Москвы» экспонаты можно не только увидеть, но и потрогать своими руками. Сотрудники этого музея в рамках образовательного проекта «Изобретатели» проводят интересные мастер-классы на территории самой школы, что позволяет привлекать к занятиям больше детей.
Освоение отечественной культуры происходит с использованием социокультурного пространства города. Для ребят создана возможность не только посмотреть на шедевры в Третьяковской галерее, ознакомиться с артефактами Исторического музея, но и прикоснуться к ним, «ощутить», «пощупать» - для многих экспонатов специально для людей с нарушенным зрением сделаны тактильные копии. Уже несколько лет подряд наши воспитанники принимают участие в программе Третьяковской галереи на Крымском валу «Язык скульптуры по Брайлю». На этих занятиях ребята смогли прикоснуться к удивительному миру скульптуры. Тактильная экспозиция позволила им увидеть то, что многие годы было для них скрыто или недоступно в силу их физических возможностей.
Познавательные и ознакомительные экскурсии занимают особое место в социальной адаптации детей с ОВЗ. Обучающиеся отделения осваивают пространство не только Москвы, но и всей России. Традиционными стали не просто поездки в старинные русские города, а также подготовка презентационных проектов по результатам этих поездок. Ребята привозят свои фотоматериалы и видеоролики, с удовольствием готовят презентации-истории для других учеников. Таким образом, дети становятся сами творцами уроков и проектировщиками образовательного контента. Экскурсии на промышленные предприятия, в колледжи и вузы способствуют раннему профессиональному самоопределению. Каждая из этих экскурсий сопровождается мастер-классом. На фабрике елочных игрушек каждый слабовидящий ребенок смог расписать свой шар, а на производстве соков ЗАО «Мултон» они попробовали свои силы в составлении напитков. От успешной ранней профессиональной ориентации зависит и положительная мотивация к обучению, а осознанному выбору будущей профессии способствует участие в проектной деятельности.
Ребята активно занимаются техническим творчеством и моделированием: создают действующие модели машин и механизмов. Старшеклассникам удалось собрать модель вездехода со шнековым движителем, мобиль на воздушной подушке, паровую турбину, вращающуюся Останкинскую телебашню. Ребята не ограничиваются техническими проектами. В 2015-2016 учебном году обучающимися была представлена действующая модель малогабаритной фермы по разведению кузнечиков. По задумке автора данная модель поможет решить проблему нехватки белковой пищи. Проект «Мосты в природу» включал в себя и исследовательскую, и практическую, и творческую части. Ребята высаживали сиреневые кусты, очищали берега Яузы, создавали электронную игру - викторину. В планах на 2016-2017 учебный год у ребят выпуск пособия для решения логических задач для слепых детей. Творчество и добротное упрямство позволяют нашим детям побеждать не только на специальных конкурсах, но и завоевывать призовые места среди здоровых сверстников.
Третий год по решению Департамента образования города Москвы олимпиады и конкурсы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья проводятся как единое тематическое мероприятие - Московский фестиваль науки и творчества. Учитывая накопленный научный и практический опыт, их организация в 2015-2016 учебном году, как и ранее, была поручена Московскому городскому психолого-педагогическому университету. И каждый год учащиеся нашего коррекционного отделения становятся победителями и призерами этого фестиваля. Участие в фестивале дает возможность продуктивного взаимодействия слабовидящего ребенка с окружающим социальным пространством. Значение прошедших олимпиад и конкурсов трудно переоценить. Благодаря усилиям организаторов фестиваля его участники, обучающиеся с особыми образовательными потребностями, почувствовали свою востребованность, увидели реальные перспективы получения в дальнейшем качественного высшего профессионального образования и почувствовали защиту своих интересов системой образования столицы. На равных соревнуясь со здоровыми сверстниками, ребята с ОВЗ занимают призовые места и побеждают.
В рамках Фестиваля науки и творчества-2016 на базе школьного отделения №5 школы №1499 прошел городской конкурс хоровых и вокальных коллективов среди детей с нарушениями зрения. В нем приняли участие воспитанники трех образовательных организаций Москвы, где обучаются слабовидящие дети. Большинство призовых мест было завоевано в упорной борьбе нашими ребятами. Победа в подобных конкурсах важна для наших воспитанников, поскольку позволяет им осознать собственные возможности, почувствовать результаты собственных усилий, что способствует формированию мотивации и социализации.
Работа педагогического коллектива школьного отделения №5 школы №1499 направлена на то, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не только смогли освоить в полном объеме общеобразовательную программу, но и научились жить с ощущением полной уверенности в своих силах и возможностях и всегда быть готовыми к преодолению любых жизненных трудностей. В этом и должна им помочь школа.

Наталья КОЧЕТКОВА, методист школьного отделения №5 школы №1499,
Наталья ПОЗЫВАЙЛОВА, учитель физики школьного отделения №5 школы №1499