Для этого нужно иметь представление о профессиях и уже с учетом того выстраивать процесс развития и обучения дошкольника, создавая у него предпосылки (своего рода умение), которые позволят ему в будущем успешно и без особых затруднений овладеть понравившейся профессией. Например, Моцарт с трехлетнего возраста начал сочинять музыку, и родители, увидев его талант, стали направлять его именно в это русло. Благодаря этому человечеству явился гениальный композитор. Поэтому, если педагоги и родители сумеют увлечь своих детей знаниями о различных профессиях, у ребенка будет больше перспектив. Кроме того, они смогут направить интересы ребенка на развитие его таланта. И еще надо помнить, что необходимы абсолютно все профессии, мы нуждаемся в услугах и помощи других людей, поэтому важно с детства правильно выбрать, кто кем хотел бы стать.
Работа по профориентации в дошкольном возрасте очень специфична, она отличается от работы с обучающимися начальных, средних и старших классов. Особенность заключается в том, что в дошкольном возрасте не ставится цели привести детей к выбору определенной профессии. Главное - развитие внутренних психологических ресурсов личности ребенка. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого в школе №1494 в рамках взаимодействия дошкольного отделения и школы была разработана и апробируется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир профессий». Цель программы - создать систему действенной профориентационной работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями и с учетом социокультурной и экономической ситуации в округе и городе. Важным звеном в системе профориентационной работы с воспитанниками является взаимосвязь с родителями. Практика показывает, что родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей, но это не должно быть уже готовое решение, а помощь в определении будущей специальности. По рекомендациям педагогов многие семьи посетили городские интерактивные развивающие проекты - Мастерславль, Кидбург, Кидзания, которые предоставляют возможность ребенку осознать свои склонности к будущей профессии и поверить в свои силы и способности. Также наши воспитанники больше узнали о профессиях своих родителей и их знакомых, посетив «папину (мамину) работу». Родители (законные представители) вместе с детьми организовали контактную библиотеку по профориентации.
Одной из форм ранней профориентации, которую мы применяем в нашем образовательном комплексе, является детский профориентационный квест.
Детский квест - это игровой тур по городу профессиональных увлечений и уникальная возможность для детей дошкольного возраста оказаться в мире самых востребованных профессий. Целью квеста является развитие у детей позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий и формирование элементарного опыта профессиональных действий.
Квест-путешествие предполагает поочередное посещение воспитанниками (группой в 5-7 человек) в сопровождении сотрудника детского сада (педагога) четырех профильных мастерских Мастерграда. Важным этапом работы является «приветствие», которое организуется с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, создания соответствующего эмоционального настроя и повышения заинтересованности (появление сказочного персонажа, получение видеописьма от студента колледжа и т. д.). Во время проведения квеста дошкольники осваивают социальные позиции «Я в мире профессий», приобщают себя к миру людей «Я и общество», усваивают основные векторы отношений между людьми.
Каждая ремесленная мастерская - это станция, которая имеет название в соответствии с представленной на ней профессией или ремеслом, например: «Волшебное канапе», «Кукла на счастье», «Фитнес-танец», «Я шагаю по дороге». На станции детей встречают мастера (педагоги, старшеклассники), облаченные в костюмы представителей профессии, и предлагают игровые задания, соответствующие профильному направлению. Каждое задание - это обучение простому навыку профессиональной деятельности. В задачи мастера входит в доступной для детей форме рассказать о профессии, показать небольшой мастер-класс и научить ребят выполнять конкретное действие в рамках демонстрируемого мастер-класса. При подготовке данного этапа важно продумать маршрут с учетом временных интервалов и расположения мастерских, чтобы избежать пересечения команд.
После того как все мастерские пройдены, дети возвращаются к начальной точке, где ведущий (персонаж) должен обязательно поблагодарить всех, кто принимал участие в организации мероприятия, а также сказать слова благодарности детям за активность, трудолюбие, дружеский настрой и вручить каждому свидетельство «Почетный житель Города Мастеров». Завершающим этапом квеста становится групповое мероприятие (беседа с детьми, выставка детских работ), на котором подводятся итоги игрового путешествия и выслушиваются отзывы детей о проделанной работе.
Наша методическая разработка - «Детский профориентационный квест «Путешествие в Мастерград» - была представлена в мае на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Инновации в обучении» и получила диплом I степени. На сайте Городского методического центра можно ознакомиться со сценарием и видеоотчетом детского профориентационного квеста «Путешествие в Мастерград».

Ольга СОКОЛОВА, старший воспитатель школы №1494