На территории нашего детского сада есть огород, который помогает решать задачи трудового и экологического воспитания, способствует развитию познавательно-исследовательской деятельности. Всем известно, что ребенок рождается прирожденным исследователем, особенностями его поведения являются любознательность, наблюдательность, желание к экспериментированию и познанию нового. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, оно тесно связано с другими видами деятельности, такими как наблюдение, развитие речи, которое прослеживается на всех этапах эксперимента. Основная часть экспериментирования в теплое время года проходит с растениями и овощными культурами на огороде, а в холодное время года оформляется огород на подоконнике. Дети из семечек проращивают горох, бобы, фасоль, зелень и др., а из луковиц - лук. Во время поливки происходит ознакомление с ростом и развитием растений, проводят эксперименты, одни растения ставят в темное место и мало поливают, а другие, наоборот, ставят в светлое место и поливают обильно, делают выводы, откуда берутся растения, что им нужно для роста и т. д. Все наблюдения дети фиксируют в виде рисунков. Затем происходит экскурсия на огород, здесь дети узнают, что огород располагается на земле, растения растут на грядках только летом. С помощью взрослых высаживают рассаду овощей и узнают, как правильно ухаживать за ней. Проводят эксперимент: одно растение получает уход, другое нет. Дети сравнивают развитие растений, находящихся в разных условиях, и делают вывод, что растение, за которым не ухаживают, плохо растет, значит, растение нуждается в уходе. А этот уход за растениями может создать только человек. В период ухаживания за растениями дети наблюдают, что у них появляются листья, цветы, а из цветочков плоды, на каждом этапе они делают зарисовки, что способствует развитию интереса к опытнической и исследовательской деятельности. Так постепенно происходит вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур, обогащая тем временем знания о труде земледелия. За время ухода за растениями у дошкольников формируются трудовые навыки, труд становится осмысленным и целенаправленным, повышается интерес к растениям, что помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к живому, ответственность за порученное им маленькое дело.
И вот результаты работы - сбор урожая! Дети с удовольствием собирают урожай и радуются красоте выращенных овощей и результату своего труда. Еще больше удовольствия приносит выставка «Наш урожай», где дети совместно со взрослыми ярко оформляют собранный урожай и оригинально украшают его своими поделками из овощей. Каждый побывавший на выставке получает массу удовольствия и море эмоций.
Во взрослой экономической среде такие выставки, ярмарки открывают новые перспективы развития для отечественных производителей. Образовательные учреждения должны заложить основы трудолюбия как сложнейшего свойства личности и воспитать будущих творцов России. Задача по формированию положительного эмоционального отношения к труду может быть успешно решена при дружной, совместной работе отделений образовательного комплекса.

Валентина АНАНЧЕНКО, cтарший воспитатель школы №1236 д/с №2151