Скажем все друг другу браво!

Я стала лауреатом

Наталья ПАНОВА, директор Нижегородского дворца творчества юных им. В.П.Чкалова:

- Самым главным замечательным событием в этом году в жизни дворца было то, что в мае нам подарили бесплатный, то есть доступный для всех детей, компьютерный класс современного уровня. Это, конечно, очень большая радость, потому что 15 новейших компьютеров находятся в помещении, отвечающем всем требованиям наших проверяющих органов, и дети занимаются не «игрушками», а именно обучающими программами по овладению компьютером.

А подарок именно к Новому году - и это не только моя давнишняя мечта сбылась, но и всего дворца - впервые за 50 лет в нашем бассейне сделан капитальный ремонт. Он уже сейчас готов, пока его принимают разные комиссии. Современное, необыкновенной красоты помещение бассейна - это, конечно, надо видеть! Безусловно, это новогодний подарок и всему Нижнему Новгороду, потому что бесплатный бассейн для детей в центре города - это сейчас, наверное, роскошь.

Самое ценное в личном плане, что при такой работе меня понимают и поддерживают дома. А в сентябре у нас - и на работе, и в семье - тоже был праздник. В канун Дня города в числе авторского коллектива я стала лауреатом Премии Нижнего Новгорода. Так достойно оценила нашу работу «Городская научно-практическая лаборатория по проблемам воспитания и семьи».

Как много еще нужно сделать

Людмила АРТАМОНОВА, начальник управления образования Каневского района (Краснодарский край):

- Это был непростой, но, безусловно, плодотворный год напряженного труда. Самое поразительное явление сегодняшней педагогики - ее яркий, самобытный труженик - Учитель, в котором неисчерпаем запас альтруизма, самоотречения, самоотдачи.

ЕГЭ, предпрофильность, олимпиады, соревнования, КВНы, творческие конкурсы, научные конференции, праздничные встречи, ремонты, летний отдых учащихся... Каким же нужно быть преданным своему делу, чтобы на своих плечах достойно нести такой груз ответственности! Как бы докричаться до правительства: «Достойную зарплату учителю!»

А сколько нужно восстановить, построить! Остро стоит вопрос о строительстве социального общежития для детей - сирот, выпускников детского дома, адаптироваться к жизни они смогут, имея работу и свое жилье. Требуют капремонта Челбасский дом творчества, 36-я школа на хуторе Албаши - самые красивые старинные здания Каневского района, построенные дедами-казаками и имеющие историческую значимость.

Детские сады нуждаются в особой программе действий. Мест в детских садах катастрофически не хватает, на хуторах их практически нет.

Но понемногу стараемся двигаться вперед. Добрые перемены придут на хутор Партизанский, и уже в эту зиму школа будет газифицирована.

Наступает новый год. Жизнь заставляет работать нестандартно, оперативно, поэтому всем желаю большей активности, настойчивости в достижении цели, мужества. Учитель - фундамент России.

Счастье на всех

Людмила НИКОЛЕНКО, руководитель студии раннего развития «Родничок» Омского городского дворца творчества детей и юношества:

- Мне кажется, это был хороший год. Спасибо за это нашим детям. Нашей студии исполнилось тридцать, и с каждым годом ребята становятся все талантливее. Весной мы проводили шестьдесят замечательных выпускников. За те годы, что ребята провели с нами, они научились творить, фантазировать, а главное - полюбили учиться. У них появился вкус к познанию. В учебном году они продолжают радовать нас, приносят свои первые дневники, тетради. Нынче окончил студию Никита Целогуз, сын нашего педагога, но видим его почти каждый день. Ведь малыши, которые ходят к нам в «Родничок», повзрослев, остаются во дворце - в других, «взрослых» кружках. Кто-то мечтает о планетарии, яхтклубе. Многие посещают бальные танцы. Никита, например, успешно занимается в музыкальном ансамбле «Надежда». Неудивительно - он очень эмоциональный и замечательно читал в «Родничке» стихи. Теперь эмоции он передает в песне.

За этот год очень повзрослела в своих мыслях шестилетняя Василина Капустник. Как-то на занятии мы читали сказку Элисона Аттли «Про маленького поросенка Плюха» - он такой шалунишка, что все в его руках просто горит. Василина защищала сказочного героя: «Разве можно его наказывать за то, что сломал часы? Он же не со зла, просто хотел узнать, что внутри. Он же похож на нас, нам тоже все интересно, любопытно. Вот мы и рвем, как Плюха, штанишки. И, может быть, папам с мамами не стоит нас за это ругать». И в самом деле, может быть, для семейного счастья надо просто больше слушать своих детей.

Наши педагоги тоже растут вместе с ребятами. Нынче побывали на семинаре в Омском педагогическом университете по концепции модернизации российского образования. Порадовались - многое из того, что предлагается, у нас уже есть. Мы не хотим напичкать маленькие головки знаниями. Главное, чтобы дети были счастливы. А значит, успешны. А что нужно для успеха, например, в школе? Хорошая речь и умение общаться. Самый дорогой товар в современном мире - это мыслящие люди. Такими мы хотим вырастить наших детей.

За этот год удалось пополнить коллекцию методических материалов. Родители нам в этом очень помогают. Нашили мешочки креативности. Внутрь можно положить что хочешь. Например, цифры, дав детям такое задание: «Нащупай единицу - тонкую, как спица».

Нынче «Родничок» пополнился новичками. Шестьдесят пар любопытных глаз внимательно следят за педагогами. И так радуются, что их счастья хватает всем окружающим взрослым.

Компьютер, балет, музыка

Ольга ЧЕСТНАЯ, учитель музыки, руководитель школьного методического объединения эстетического цикла и дополнительного образования, лицей №7 при Воронежском государственном педагогическом университете:

- В этом году я начала эксперимент, веду уроки музыки с помощью компьютера. Его мы поставили прямо в кабинете музыки, дети очень обрадовались: и интересно, и необычно. Диск вставляем и начинаем урок. Слушаем музыкальные темы и целые произведения. Дисков у нас уже много, одни из самых интересных - «Музыкальный класс», «Щелкунчик» Чайковского. Балет изучаем с помощью компьютера, в анимации. Там все в мультипликационной форме и с музыкой, дети с удовольствием смотрят и внимательно слушают. Потом как итог проводим викторину, она на диске тоже предусмотрена. Даю три эпизода, надо назвать музыкальный момент, тему. Так же и Мусоргский, «Картинки с выставки». Очень удобно. Обычно ведь пластинки используют, а тут компьютер - интересно! Первый урок музыки с компьютером я провела в марте-апреле, а потом и открытый давала на городском семинаре, и на региональной конференции в интернет-центре выступала.

Еще запомнилось первое место на городском методическом фестивале «Скажем все друг другу браво!». В номинации «Золотые руки мастера» получила первое место. Мы с ребятами показывали наши иконы, на которых оклады выполнены с помощью техники фриволите, там же используем стразы, бисер. Представляли и свои коклюшечные изделия: начали новую серию «Знаки зодиака». Это все делается в нашей студии при лицее.

Ищем таланты

Владимир ВАСИЛЬЕВ, ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики:

- Для меня действительно знаменательное событие этого года - это выборы председателя Совета ректоров Санкт-Петербурга, где тайным голосованием была утверждена моя кандидатура. Единогласно. Это приятно и очень ответственно. Мои коллеги выдали серьезный аванс для дальнейшей деятельности. Какие в этой связи у нас первоочередные планы? Я провел несколько интенсивных консультаций с коллегами и уже намечены основные направления, над которыми мы будем работать. Сегодня для нас важны скоординированность действий, упор на общие профессиональные интересы. В конечном итоге наша главная задача не только сохранить научно-педагогические школы Петербурга, но и постараться, чтобы они получили развитие. Петербург должен стать таким, каким он задумывался изначально, то есть кузницей кадров для всей страны. Для этого мы будем продолжать искать таланты по всей России и взращивать их. Это, кстати, позволит нам сохранить свое позиционирование и на международном уровне.

Если говорить об университете, то фантастическую победу в этом году одержали наши ребята на мировом чемпионате по программированию в Праге. Среди почти трех тысяч команд российская команда в многотуровой борьбе стала абсолютным чемпионом мира. Что касается личного, то здесь тоже произошло радостное событие. Я стал дедом.

Мое детсадовское дело

Галина СТАРОДУБЦЕВА, заведующая детским садом № 1197 Москвы:

- Самым ярким и запоминающимся стал, конечно же, юбилей, который я отпраздновала 3 ноября. Все-таки это определенная жизненная веха, когда можно и нужно подводить какие-то итоги, оглядываться назад и делать выводы. Всегда ведь хочется знать, что о тебе думают коллеги, как относятся и оценивают твою работу. И вот когда все высказались, такое наступило успокоение: не зря, значит, я столько лет назад взялась за свое «детсадовское» дело. Только в этом детском саду я работаю уже 25 лет, с самого дня его основания, и 15 лет прошло с тех пор, как стала заведующей. И ни разу не пожалела о сделанном когда-то выборе: работы теплее и благодарнее, чем работа с детьми, наверное, просто не существует.

А юбилей мой удался на славу, столько было цветов, песен, стихов. До сих пор вспоминаю, и на сердце теплеет.

Но все же самым счастливым стал, конечно же, тот летний день, когда я узнала, что моя любимая внучка Анна поступила в Плехановский институт. Это была моя заветная мечта, и уходящий уже 2004 год позволил ей сбыться...

Open your mouth

Александр КУРНЕВ, директор Омской областной станции юных техников, заслуженный учитель России:

- Самым неожиданным для меня и моих коллег событием уходящего года было появление в почтовом ящике конверта с экзотическим наименованием «Гвадалахара» на штемпеле. Оказывается, Всемирная организация маркетинга, базирующаяся в далекой Мексике, присудила нашей станции «Большой приз «Королевская корона» за «успешное выживание в сложных экономических условиях». Уж этому-то за прошедшее десятилетие у нас было море возможностей обучаться. Поэтому особенно радует, что в последнее время система внешкольной работы с детьми переходит от выживания к развитию. И подтверждение этому - другая новость года, уже из Москвы, о том, что первое заседание коллегии нового Минобрнауки было полностью посвящено проблемам и перспективам развития дополнительного образования детей. Это очень правильно. Недавно посетивший станцию энергичный и весьма занятой папа одного из наших кружковцев заявил: мол, меня сегодня больше волнует, чем мой 16-летний «оболтус» занимается не в школе, а после нее. И отец хочет, чтобы сын ходил на станцию каждый день. Это, наверное, и есть «социальный заказ», но выполняем его мы плохо: два-то раза в неделю можем «охватить» лишь около половины подростков страны, предоставляя остальным подворотню.

На днях пришла еще одна новость: нашим ребятам - автомоделисту Степану Потемкину и авиамоделисту Федору Нисиченко - присуждена президентская стипендия по федеральной программе «Одаренные дети», которая давно работает на нас. Как, кстати, и губернаторская, по которой мы недавно получили прекрасный компьютерный класс. Радуемся за ребят вместе с их педагогами Дмитрием Анатольевичем Савиных и Валерием Александровичем Разумовым, отдавшими нелегкой доле «внешкольника» не один десяток лет. Эх, таким бы мужикам да еще бы и зарплату нормальную!

Ну а в личном плане главное событие - поступление в первое в жизни образовательное учреждение трехлетней любимой внучки Марины. Детсад оказался очень «продвинутым»: во-первых, ребенок собирается туда с удовольствием и даже по утрам будит маму, а во-вторых - не прошло и двух месяцев - дитя за обедом перед каждым пельменем само себе командует на «чистом» английском: «Open your mouth, please!» - и тарелка через пять минут чистая. Так что - жизнь продолжается!

Победили на олимпиаде

Галина ЮДИНА, учитель русского языка и литературы санкт-петербургской гимназии №587:

- Должна признаться, что прошедший год был волнительным. Прежде всего потому, что мы впервые сдавали ЕГЭ по русскому языку. Поскольку о проведении экзамена стало известно достаточно поздно, то времени на подготовку было мало. И тем не менее 80% моих выпускников написали на «хорошо» и «отлично». И это при том, что в этом классе я работала только четыре года, и, в сущности, это был результат работы учителей среднего звена и моей за 8-9-е классы. Кроме того, класс относился к физико-математическому и, значит, проходил сокращенную программу по русскому языку. Тем ценнее победа, а я считаю это победой в первом опыте по сдаче ЕГЭ.

Еще одно значительное событие: пять моих ребят победили на городской олимпиаде по литературе. В творческом конкурсе всегда трудно быть лидером, тем более что судила его очень строгая комиссия. Однако повесть одной нашей девочки, Светы Литовцевой, которая называлась «Жить!», заняла первое место. Повесть, кстати, была о целеустремленном человеке, не сломавшемся под тяжестью жизни. Сейчас Света работает в редакции одной из городских газет и учится на вечернем отделении юридического факультета СПбГУ.

За этот год я подросла методически. Овладела методикой проведения уроков развития критического мышления через устную и письменную речь. Теперь с большой ответственностью подхожу к подготовке уроков по литературе в старших классах и всю современную литературу даю по новейшим технологиям.

И самое главное: в этом году мой сын поступил в один из лучших университетов страны, в Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, на энергомашиностроительный факультет. Причем на бюджетное отделение. Это радует чрезвычайно, поскольку я отдала системе просвещения 28 лет, и платить за ребенка не хотелось бы, да и не с чего. ЕГЭ по русскому сын сдал на блестящую четверку, до пятерки ему не хватило всего двух баллов. Физику и математику на твердые четверки. Надо заметить, что с репетиторами мы не занимались и на подготовительные курсы не ходили. Готовили парня наши гимназические учителя за два месяца до экзаменов. И он их сдал великолепно.

И все же что-то удалось

Олег СМОЛИН, депутат, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор:

- В декабре прошлого года, в день своей победы, я испытывал настроение, близкое к траурному. Избравшись в Госдуму впервые, многие испытывают восторг «первого обладания»: «Это прежние сидели там, почем зря, а вот я приду и...». Когда попадаешь в парламент в пятый раз, иллюзий уже нет: слишком хорошо знаешь, что результат будет зависеть не только и даже не столько от тебя, сколько от общего расклада сил.

В новой Думе я стал первым заместителем председателя Комитета по образованию и науке. Должность выше, опыта и квалификации не убавилось, однако возможностей реального влияния на образовательную политику много меньше из-за политического состава парламента. Очевидно: наступление на социальное государство и социальные права человека в России уже началось и будет продолжаться по всем «фронтам», включая право на достойную зарплату, социальную поддержку в старости и по инвалидности, на образование, медицину, культуру, отдых.

Однако и в этих условиях кое-что сделать все-таки удалось. От нашей работы, хотя и очень немного, выиграли: сельские педагоги и медики, которым законом сохранены коммунальные льготы; государственные учебные заведения, для которых удалось сохранить в урезанном виде экономическую самостоятельность и возможность распоряжаться заработанными деньгами; преподаватели и студенты негосударственных учебных заведений. Этим учреждениям мы сохранили право быть собственниками или арендаторами имущества, пользоваться банковским кредитом и свободно распоряжаться собственными средствами; жители малых деревень, сохранившие право решать, быть ли в селе малокомплектной школе; незрячие читатели, включая учеников и студентов, для которых в бюджете 2004 года сохранена и несколько увеличена строка по расходам на выпуск специальной литературы и информационных средств.

Удалось также продолжить компьютеризацию учебных заведений благодаря выделению средств по федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды».

Получили форму, клюшки, теперь играем в хоккей

Ирина ТАРАСОВА, директор Департамента образования и социально-правовой защиты детства Нижнего Новгорода:

- В отличие от 2003 года сейчас я испытываю некое удовлетворение от исполнения бюджета по образованию. Практически у нас был «зеленый свет» - нам финансировали все документы в рамках бюджета по капитальному ремонту образовательных учреждений.

Хорошо и то, что в летние каникулы ребята, которые работали, могли получать большую заработную плату - до 1500 рублей. Средства для такой поддержки детей были также заложены в бюджет по предложению городского Департамента соцзащиты.

Возобновили в 2004 году городские технические олимпиады по физике и математике, и руководители, например, Нижегородского технического университета говорили добрые слова в адрес учителей, проводивших эти олимпиады.

С 1 сентября мэр нашего города утвердил награду лучшим по итогам месяца школам - штандарт и компьютер. По сути, за два сезона возродился в Нижнем Новгороде детский хоккей. Ребятишки из команд-победительниц - а они в каждом районе - получают в награду и новую форму, и обмундирование, и клюшки.

Попробовали в этом году провести городской День выпускника, и впервые информация о награждаемых была на рекламных щитах по всему городу. Их было пока всего 42, но думаю, что на следующий год их будет больше.

Интересного очень много, но планов еще больше. И поэтому 2005 год просто обязан быть еще лучше. А самое главное, что в образовании работают очень интересные люди, великолепные учителя и все больше и больше родителей становятся помощниками школ.

Время хорошего напряжения

Ирина КАХИАНИ, учитель итальянского языка школы №318, победитель городского конкурса «Учитель года России-2004», Санкт-Петербург:

- Самое яркое событие уходящего года, безусловно, конкурс «Учитель года», который поглотил все. Лично мне он принес столько радости, такое чувство самоудовлетворения, что навсегда останется в памяти как год очень удачный в плане карьеры, в плане определения в профессии. Я бы назвала это время временем постоянного адреналина в крови, хорошего напряжения нервов, энергии и боевого настроения.

Конкурс мне позволил сделать еще одно, очень важное открытие: моя семья едина. Знаете, всегда ожидаешь от близких людей поддержку, и в этом смысле моя семья меня не подвела. Я даже не подозревала, что все настолько могут проникнуться моими проблемами, так болеть, так переживать. Когда шли конкурсные занятия, мои родные стояли под дверями, встречали меня после уроков, звонили. В Москве мне было очень легко от этой поддержки. Можно считать, что победили мы все вместе. Конечно, в семье привыкли, что в моей жизни все время что-то происходит, но тем не менее благодаря конкурсу произошло сплочение и единение семьи. И это замечательно, поскольку дети сейчас в трудном подростковом периоде. Очень важно найти сейчас с ними общий язык, не потерять контакт.

Возрождаем школьный музей

Виталий КВАШНИН, директор школы № 67 Воронежа:

- В этом году мы доделали ремонт в школе, столовую отремонтировали. Работы велись с прошлого года, но денег нам не дали, и все приходилось делать в долг. Теперь, наконец, со всеми расплатились и все закончили. Это радует. Заменили пол в столовой, вместо линолеума, который протерся, положили плитку. Стены отделали панелями. В общем, столовая приобрела современный приличный вид.

Провели акцию «Актовый зал», родители по нашей просьбе собрали деньги и купили стулья, пять лет не было нормальных стульев в зале. Еще закупили и повесили туда шторы. Сейчас новая идея - объявили акцию «Школьный музей». В следующем году школе исполняется 40 лет, готовимся. Ищем спонсоров, наш учитель географии и экономики, заслуженный учитель Российской Федерации Софья Аркадьевна Рагозина обратилась за помощью к родителям. Раньше в школе уже существовал музей, назывался «Комсомол Левобережья» - мы располагаемся в Левобережном районе Воронежа, отсюда и название. Но потом этот музей перевели в соседний Дворец культуры, и все потихоньку рассыпалось. Мы хотим возродить историю, и соединить ее с историей школы. Материала много, жаль, помещения отдельного нет. Но сделаем по классам стенды, чтобы везде было понемножку, а что-то, возможно, выставим одной большой экспозицией.

Конечно, не от хорошей жизни обращаемся за материальной помощью к родителям. У нас за последние 14 лет не было никаких централизованных поступлений наглядных пособий. Учителя или сами делают, или покупают. Изменится ли положение, никто не знает, поэтому провожаем год немного с грустью. Финансов мало.

В этом году начали интересное и важное дело. Недалеко от школы открылся реабилитационный центр «Луч», который посещают дети-инвалиды. Я их в школу к себе принял, но учителя не ездят к каждому отдельно на дом, а дают уроки именно в реабилитационном центре. Дети приходят туда и на занятия, и просто для общения. Им так лучше, комфортнее себя чувствуют, чем в обычном классе со здоровыми детьми. Мы их понимаем, идем им навстречу. Ребятишкам нужно общение, коллектив, поэтому идею обучения в центре считаю очень интересной и нужной.