Использование игровых методов относится к одному из современных способов повышения эффективности обучения, стимулирования интереса детей и подростков к изучаемым предметам. К сожалению, возможности использования таких методов в рамках отдельных предметов школьного образования довольно ограничены, в то время как в системе дополнительного образования детей использование игровых форм находит широкое применение для развития и раскрытия организаторских и управленческих способностей учащихся. При этом существует практическая возможность использования данного формата применительно и к предметному обучению. Таким образом, не только раскрывается творческий потенциал детей, но у них формируется раскованное, независимое мышление, они усваивают принципы эвристики и научной организации труда, что существенно облегчает им процесс дальнейшего, в том числе и школьного, образования, помогает достичь успехов в любом виде деятельности. Командное взаимодействие игроков воспитывает у участников игровую этику, умение вовремя использовать необходимые знания, чувствовать своевременную необходимость мыслительных инсайдов (инсайдом в интеллектуальных играх является точка обсуждения, не имеющая прямого отношения к правильному ответу, но являющаяся поворотной в сторону правильного; нарабатывается в командах со временем в процессе тренировочных занятий).
От классической игровой викторины спортивное «Что? Где? Когда?» в первую очередь выгодно отличает более сложная структура вопроса. Чаще всего вопросы предъявляют высокие требования не столько к знаниям учащихся, сколько к их хорошему умению делать логические выводы и примененять на практике имеющиеся знания. Чаще всего каждый вопрос не требует точечных знаний в одной конкретной науке, являясь по своей сути метапредметным материалом. Возьмем для примера один из вопросов: «В этом вопросе никаких поддельных фактов нет. Это медоносное дерево, широко распространенное в Средней полосе России, является символом Словении и дало название бульвару в Берлине. А на гербе какого российского города оно изображено?» Итак, вопрос предполагает некоторые знания из ботаники и географии (по крайней мере, так кажется на первый взгляд). Однако основная подсказка заключается в эпиграфе, который заставляет не только оживить знания по вышеуказанным предметам, но и поиграть в словесные ассоциации. Подделка как таковая сразу ассоциируется с липой (но не с деревом, а со вторым значением этого слова). От липы уже будет несложно дойти и до правильного ответа - ведь эта липа даже прячется в его названии - Липецк. Это был пример достаточно простого вопроса, на который, как правило, правильно отвечают порядка 75-90% команд, играющих на площадке, в нем достаточно подсказок и нет усложняющих меток. Теперь приведем пример вопроса, который не выходит за рамки одного школьного предмета: «10 декабря 1992 года Борис Ельцин перед Верховным Советом РСФСР точно воспроизвел столыпинскую речь в Государственной Думе от 16 марта 1907 года. Ответьте двумя словами: что произошло в Думе спустя два с половиной месяца после столыпинской речи?» Правильный ответ на вопрос «разгон Думы» предполагает наличие точечного знания как о событиях 1907, так и 1993 года, однако допускает возможность, что некоторые команды смогут угадать ответ, при этом вариант «смена власти» де-юре является правильным. В опыте интеллектуальных игр часто отмечают, что дети лучше запоминают те факты, по которым они не смогли ответить на вопрос правильно, а в случае, когда ответ удается угадать,- самостоятельно интересуются о подоплеке данного факта, обращаются к источникам. Это можно использовать для работы в рамках одного предмета, например, истории или литературы, а при требованиях современных ФГОС оживление образовательного процесса просто необходимо.
В спортивное «Что? Где? Когда?» чаще всего первенствуют те команды, игроки которых умеют вовремя применить имеющиеся у них знания на пересечении научной основы. Как можно было заметить из примера вопроса, спортивное «Что? Где? Когда?» является отличным средством для работы со школьниками как на тематическом уровне в рамках одного предмета, так и на метапредметном уровне. Универсальность данной системы, а также возможность ее применения на всех этапах средней школы доказывает тот факт, что помимо учащихся 9-10-х классов, становившихся чемпионами в 2010, 2012, 2013 и 2015 годах, первенство выигрывали команды семиклассников (2011) и шестиклассников (2014).
Наиболее оптимальным возрастом начала участия в играх лиги является 5-6-й класс. Достаточного объема знаний для высоких результатов у таких игроков может и не быть, однако этот возраст является идеальным для организации занятий по логическим играм, обработке больших массивов информации и накоплению опыта, которые в дальнейшем выливаются в высокие результаты.
В СВАО Лига интеллектуальных игр школьников начала формироваться во второй половине 2010 года. За пять лет существования она объединила школы 13 районов Москвы. Помимо участия в играх на территории округов команды регулярно участвуют в межрегиональных и всероссийских фестивалях. Так, участники лиги дважды покоряли фестиваль «Казанский барс» - в 2013 и 2015 годах, трижды выигрывали зачет городов Всероссийского фестиваля «Хибинская весна», участвовали в фестивале «Павловская ласточка», выиграли младшую возрастную группу на фестивале «Коломенские горизонты».
В межрайонном объединении школ, к которому относится школа №1220, интеллектуальные игры начали практиковаться в прошлом 2015-2016 учебном году. В дальнейшем планируется расширение участия команд межрайона в лиге. В минувшем сезоне команды комплекса дошли до финала фестиваля, две из них заняли высокие для дебютантов места.
Предстоящий сезон станет уже седьмым по счету и стартует в сентябре 2016 года, а завершится в апреле 2017 года. Любая команда может присоединиться к игре в любой момент времени. Основным методическим центром проведения лиги в новом учебном году станет школа №1220 СВАО Москвы.

Антон САМСОНОВ, методист школы №1220