У​ченическое самоуправление уже давно вошло в жизнь образовательных учреждений. И в нашей школе мы уже не можем представить, как жить без этого. В 2015-2016 учебном году в школе №1220 началась активная деятельность по развитию всех аспектов, связанных с детской инициативой. На базе комплекса продолжили свое развитие детские объединения, а также сформировалось школьное самоуправление.
Главный акцент в учебном году был сделан на развитие ученического самоуправления. Была создана структура, которая давала возможность любому ученику проявить себя. Самое главное для нас было объединить коллективы трех школьных отделений, потому что в условиях единого комплекса все должны научиться жить дружно. Многие школы этого не делают, но мы с удовольствием взялись за это дело.
Система школьного самоуправления была построена на примере структуры государственной власти в РФ. Почему? Мы посчитали, что если провести аналогию, то, находясь внутри структуры, которая очень похожа на власть в России, ребята смогут на себе ощутить, как работает система. Мы провели опрос и лишний раз убедились, что это необходимо. Потому что на вопрос «Что такое парламент?» были ответы «пачка сигарет». Возглавлял самоуправление президент (которого выбирали всем комплексом после представления своих программ кандидатами). В каждом школьном объединении были наблюдатели из других объединений, которые следили за процедурой выборов и подсчетом голосов.
После того как состоялись наши абсолютно честные выборы, президент назначал премьер-министра, который формировал совет министров. В итоге были сформированы министерства культуры, спорта, информации, внутренних дел и внешних дел.
В министерстве культуры ребята могли предложить любое мероприятие, сами разработать концепцию и сами же его реализовать. Например, школьный КВН, который не проводился давно, был инициирован ребятами, они же придумали тему игры и подготовили самостоятельно этот праздник. Также было разработано несколько станционных игр на будущий год, которые обучающиеся планируют реализовать. В министерстве спорта главной целью была консолидация всех самых спортивных ребят для проведения внутренних соревнований, для организации совместного спортивного отдыха. Министерство внутренних дел следило и организовывало порядок в школе: организация дежурства, занятия с начальной школой. В следующем году планируется воссоздание идеи шефства. Министерство иностранных дел занималось организацией совместных выездов, организацией интересного досуга вне школы, в том числе и обучения (школа актива, суббота активиста). Министерство информации занималось осведомлением всех обучающихся школы обо всех событиях, мероприятиях и волнующих вопросах. В школе заработали социальные сети (ВКонтакте, Instagram), оформлялись стенды, проводились по инициативе ребят пятиминутные радиообращения, в которых рассказывалось об определенном дне в истории. В следующем году планируется запуск онлайн-радио.
Помимо министерств, которые являлись исполнительной властью, в школе образовалась и законодательная власть (парламент, в который входили представители от каждой параллели классов в каждом структурном подразделении (верхняя палата), а также представители детских объединений (нижняя палата). На собрании парламента происходил обмен мнениями, строились планы на ближайшее будущее.
Вместо судебной власти в школе начала свою работу служба примирения. Появилась она для того, чтобы ученики смогли сами, не вставая на чью-либо сторону, помочь разрешить любой конфликт, который мог бы возникнуть. Помимо того что эта возможность призвана существенно понизить напряжение во время конфликта, ученики также на занятиях с психологом изучают различные психологические аспекты, конфликтологию.
Несмотря на тот факт, что самоуправления в школе не существовало, мы смогли увлечь обучающихся идеей самоуправления. Мы успели поучаствовать в конкурсах (вожатый и его команда), съездить на несколько образовательных смен в ДООЦ «Команда», а сами ребята показывали прекрасные результаты на занятиях «Субботы активиста».
Самое главное, чего удалось добиться, - активности детей. Потому что истинное самоуправление - это желание учащихся улучшать жизнь в школе, умение и желание отстаивать свои права, свои идеи и реализовывать проекты. Проектной деятельности и вообще социальному проектированию в следующем году будет уделяться еще больше внимания, хотя в арсенале у ребят уже есть готовые проекты, которые они будут реализовывать.
Весь этот подъем в нашей школе как нельзя кстати на фоне создания Российского движения школьников. Наши ученики участвовали в обсуждениях того, как должна формироваться и осуществлять свою деятельность данная организация. Мы стремимся идти в ногу со временем. И самое главное, что нам всем стоит помнить, - детская инициатива должна быть, и должна быть поддержана, ведь школа помимо хороших знаний должна быть еще и местом, где ученикам комфортно.

Роман КЛЯУЗОВ, учитель истории школы №1220