Учитель технологии Алевтина Александровна Козина предложила девушкам, заканчивающим изучение учебного предмета «Технология», представить на защиту проектную работу. Это мог быть коллаж, выполненный в определенной технике, это могла быть икебана, это могли быть изготовленная кукла или вышитое полотно. Так родились проект «Из отходов в доходы» и много интересных интерьерных решений. Существовало обязательное условие - продукт проекта должен быть выполнен своими руками, подготовлено техническое описание и обоснование проекта, а дальше следовала публичная защита. К исследовательским проектам первой обратилась Мария Павловна Ключарева, учитель географии, а поддержал ее весь педагогический коллектив. С тех пор ежегодно проходит конференция, в рамках которой защищаются коллективные и индивидуальные проекты по всем предметам.
Конечно, у старшеклассников серьезные исследования по химии, физике, литературе, истории, обществознанию. В актовый зал приходит вся школа - послушать защиту проектов. Но особенно приятно смотреть на учеников начальной школы. Для участия в конференции не существует возрастных ограничений. В прошлом году первоклассники исследовали историю игрушек и прекрасно защитили свой проект. Для участия в конференции не существует границ одного предмета. Несколько лет назад была представлена работа, выполненная девятиклассниками, «И невозможное возможно». Целью работы было доказательство связи между химией и пластическим искусством - не только разнообразие талантов и творческих подходов, но и богатство природных и искусственных, а с середины XX века - синтетических материалов обеспечивали расширение творческих возможностей художников. А для наших ребят название проекта стало принципом жизни.
В школе «ШИК 16» проектами занимаются все. Может быть, каждый ребенок одарен? Одарен по-своему! Надо только увидеть и дать проявиться этой одаренности.

Раиса ШНЕЙДЕР, учитель русского языка и литературы, председатель научно-методического совета школы «ШИК 16»