Реструктуризация образовательного процесса, основным стержнем которого стало создание многопрофильных многофункциональных образовательных комплексов, способных предложить родителям широкие возможности для раскрытия и развития способностей каждого ребенка, дала дополнительные ресурсы для достижения высокой результативности в работе. Крупная школа - это наиболее оптимальная модель образовательной организации, которая обеспечивает жителям района широкий спектр услуг. В межрайонном пространстве функционируют 4 общеобразовательные школы, 3 школы с углубленным изучением иностранного языка, 5 гимназий, кадетский корпус.
Что было сделано важного за последние два года и на какие моменты нужно обратить внимание? Первое - это, конечно, обеспечение равных условий для всех школ (введение равновысокого норматива финансирования, установление коэффициентов 2 и 3 для финансирования детей-инвалидов в любой школе, материальное обеспечение). Второе - это предъявление равных требований к результатам деятельности школ. Для составления рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты, учитывается внешняя независимая оценка, которая представлена в информационных системах. Из 13 школ района 9 (гимназия №1518, гимназия «Марьина Роща» имени В.Ф.Орлова, школа №1236, школа №1494, гимназия №1539, школа №293 имени А.Т.Твардовского, школа №1499 имени Героя Советского Союза И.А.Докукина, гимназия №1503, гимназия №1531 «Лингвистическая» имени С.К.Годовикова) вошли в рейтинг трехсот образовательных организаций, имеющих лучшие образовательные достижения за 2015-2016 учебный год.
Новые масштабы открывают для всех участников образовательных отношений новые возможности. В новом учебном году во всех школах района на старшей ступени предоставляется минимум три профиля, а в половине школ - не менее 5. Кроме профильной подготовки обучающихся осуществляется профессиональная подготовка по курсам «Автодело» - в гимназии №1539 и в школе №1494 и «Младшая медицинская сестра и медицинский брат» в гимназии №1539 с выдачей свидетельств о присвоении квалификации. Открыты инженерные и кадетские классы. В целом в школах межрайонного совета реализуются практически все профили, что является большим потенциалом для создания межрайонной, сетевой модели профильного обучения. В подобной модели профильное обучение учащихся какой-либо конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов школ района. Объединение нескольких образовательных учреждений вокруг наиболее сильной по направлению профильного обучения школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, дает возможность создания ресурсного центра.
Среди образовательных организаций 5-го межрайонного совета таким флагманом стала школа №293 - многопрофильная школа, имеющая широкий спектр дополнительных образовательных программ, являющихся своеобразным полигоном для выбора профиля обучения и профессионального самоопределения. Поиск новых решений проблемы педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях профильного обучения предполагает усиление интеграции образовательных и предметных областей с внеурочной практикой и ориентацию на консолидацию ресурсов и усилий с другими учебными заведениями.
Одна из главных задач, стоящих перед образовательной системой, - обеспечение доступности качественного образования. В настоящий момент школы 5-го межрайонного совета полностью решили проблему обеспечения детей учебными местами. 9000 детей дошкольного возраста, жителей Москвы, посещают группы полного дня, 1000 - группы кратковременного пребывания, для 80 детей открыты семейные детские сады. Введен в эксплуатацию детский сад на 100 мест в районе Марфино, ведется строительство объектов в Марьиной Роще - здания дошкольного отделения на 95 мест и здания блока начальных классов. Массовое комплектование дошкольных групп на начало учебного года откроет возможность посещения детских учреждений еще для более 2000 юных москвичей. Запрос населения будет удовлетворен за счет различных форм дошкольного образования и различного спектра предлагаемых образовательных услуг. На сегодняшний день в режиме преемственности «детский сад - начальная школа» во всех образовательных комплексах разработаны направления социокультурной адаптации детей к начальной школе. В многофункциональном комплексе родители заранее знают, что ребенок планомерно перейдет из дошкольных групп в конкретную школу. Такая форма перехода детей значительно снизила стрессовую и конфликтную ситуацию для воспитанников и родителей. В рамках комплекса учителя получили возможность проводить интегрированные занятия совместно с воспитателями, дошкольники посещают уроки дополнительного образования, принимают участие в экскурсионной работе. На одном из заседаний межрайонного совета был представлен интересный опыт школы №1415 по созданию проекта «Мамочкина школа», в рамках которой созданы группы для детей с 3 лет, где совместно с родителями организовано обучение детей по развитию речи, развитие творческих способностей, расширение кругозора. Ценность этого проекта в том, что не только дети, но и родители приобретают методические навыки проведения развивающих занятий с детьми.
Статистика перехода детей из дошкольных групп в школу наглядно показывает востребованность и популярность образовательного учреждения у родителей. Средний процентный показатель зачисления в 1-й класс детей из дошкольных групп по 5-му МСД составляет 70 процентов. Разработан алгоритм работы с родителями по достижению уровня показателей перехода детей из дошкольных групп - не менее 90 процентов.
Обеспечение доступности образования невозможно в полной мере реализовать без открытости системы образования. Открытость подразумевает не только ее информационную прозрачность, но и возможность участия в ее управлении семей, представителей общественности, так как именно они основные заказчики образовательных услуг и главные оценщики их качества. В феврале 2016 года на межрайонном уровне прошла встреча председателей управляющих советов, где был обсужден проект создания межрайонных ассоциаций: управляющего совета, школы финансового просвещения детей и подростков, Центра профессиональной компетенции учителя.
Огромный опыт гимназии №1518 по финансовому образованию детей и подростков, как в очной форме, так и дистанционно в формате вебинаров, содействовал  возникновению подобных институтов в других образовательных организациях наших районов. Активными участниками межрайонного взаимодействия и родителями обучающихся разработан проект «Школа финансового просвещения», направленный на проведение просветительской работы в области финансовой грамотности подростков в системном режиме на безвозмездной основе и при участии Центрального банка России. В межрайоне проведен ряд объединенных семинаров по финансовой грамотности для педагогической общественности района.
Второй очень интересный межрайонный проект - это создание Центра педагогических компетенций. Личность педагога - ключевая фигура образовательного процесса. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если учителя не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Создание на межрайонном уровне Центра педагогической компетенции позволяет выстроить инновационную образовательную практику, аккумулирующую определенные знания и опыт в области приоритетных направлений развития системы образования. Кроме того, Центр компетенции является ресурсом формирования банка инноваций, площадкой для организации семинаров, мастер-классов, методических дней. Определен перечень вопросов, от решения которых напрямую зависит решение многих проблем, таких как готовность воспитателей детских садов к внедрению дошкольных образовательных стандартов, интеграция образовательных программ дошкольных групп и школы по формированию универсальных учебных действий, обучение учащихся с различными образовательными запросами.
Управляющие советы, которым делегированы серьезные полномочия в сфере управления школой, сегодня стали мощными союзниками педагогических коллективов в достижении заявленных целей.
Образовательная организация нового типа должна создавать условия, для того чтобы обучающийся мог пережить социальный успех, стремился прилагать усилия для его достижения, имел опыт преодоления неудач, опыт управленческой или организаторской работы, при которой значительная доля ответственности лежала бы на нем.
Результатом проводимых системных изменений стало повышение качества и результативности образования воспитанников и школьников. Наиболее объективно о качестве образования свидетельствуют результаты итоговой аттестации. При росте количества выпускников 11-х классов за последние 2 года всего на 1,4%  рост числа обучающихся, показывающих высокие образовательные результаты, значительно опережает эти показатели, как и рост числа школ, предоставляющих своим ученикам более качественные образовательные услуги. За два года увеличилась доля выпускников с высокими результатами, то есть набравшими более 220 (на 12 процентов) и 250 баллов (на 8 процентов) по итогам сдачи трех предметов. Но основная задача, которую должна ставить перед собой каждая школа, - это значительное увеличение  доли выпускников, набирающих более 190 баллов по трем предметам, так как именно этот показатель характеризует стабильность и качество полученного образования.
Повышение качества образования подтверждается также результатами участия обучающихся в предметных олимпиадах. Всероссийская олимпиада школьников - главное событие в жизни высокомотивированных учеников. За последние два года отмечается положительная динамика. Число призеров и победителей в региональном этапе выросло на 15 процентов. Школы - лидеры по количеству победителей и призеров: гимназия №1518, гимназия №1539, гимназия «Марьина Роща» имени В.Ф.Орлова, школа №1236.
Серьезную поддержку в развитии информационно-технологической среды учреждений образования оказывает Правительство Москвы. Основанием для выделения грантов и целевых субсидий города стало конкурсное участие образовательных организаций в городских проектах «Школа новых технологий», Курчатовский проект. Победителями второго этапа проекта «Школа новых технологий» за два года стали образовательные учреждения №1518, 1220, 1415, 1494. Эти образовательные организации получили возможность реализовать инновационные ИТ-проекты в сфере образования, воспользоваться преимуществами городских информационных решений, а также принять участие в обширной партнерской программе «Школа новых технологий», которая включает заседания ИТ-клуба, выставки, семинары, мастер-классы, экскурсии и конкурсы.
Традиционной и значимой составляющей образовательного процесса для нас была и остается работа по духовно-нравственному, гражданскому и правовому образованию школьников. Задаче сохранения памяти способствует деятельность 31 музея в образовательных организациях, из которых 6 находятся в помещениях с дошкольными группами. Все школьные музеи района ежегодно принимают участие в городском смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений и становятся лауреатами и победителями. Школы межрайона прочно удерживают первенство в городском конкурсе «Кубок Героев». Лидирующую позицию занимает кадетская школа-интернат №6 «Московский Георгиевский кадетский корпус». Активность участия детей и педагогов в патриотических конкурсах продиктовала необходимость издания альманаха «Патриотизм как ценностный ориентир», куда вошли творческие работы учащихся и учителей. Книга была представлена родительской и педагогической общественности в марте 2016 года на открытии межрайонной музейной субботы.
К широкой программе мероприятий гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности в прошлом учебном году добавились два крупных городских культурологических проекта - «Музеи, парки, усадьбы» и «Не прервется связь поколений». Отрадно, что число участников и победителей в этом году значительно возросло.
Серьезную работу образовательные учреждения района проводят и в рамках реализации задач формирования здорового поколения. Четкая организация спортивных мероприятий, в том числе и чемпионата по баскетболу, стала возможна благодаря созданию межрайонной Ассоциации учителей физической культуры. Именно ассоциации предстоит сегодня решать вопросы сдачи обучающимися норм ГТО, определить базовые площадки, обеспечить компетентное судейство.
Определяя направления работы с учащимися, мы возвращаемся к пониманию значимости формирования профессиональных навыков у детей и воспитания у них уважения к труду и людям труда. Как правило, наши ребята выбирают образование, а не профессию, вуз или колледж, но не специальность, они не имеют четких и ясных представлений о том, что, собственно, им придется делать, когда они получат это образование. Поэтому «Профессиональная проба», знакомство с профессией, с людьми, которые занимаются тем или иным делом, важная часть профориентации, которая необходима нашим детям для самоопределения. Участие школ в реализации образовательного проекта по проведению еженедельных «Университетских суббот» и «Профессиональных сред» позволяют школьникам и родителям ознакомиться с отраслями производства, показать весь спектр профессий в этих отраслях. С инициативой по созданию банка данных «Интересные люди с интересной профессией» родителей обучающихся образовательных учреждений, входящих в пятый межрайонный совет СВАО, выступила школа №16. Работа эта уже началась, и знакомство школьников с востребованными профессиями в рамках мастер- классов и встреч с интересными людьми заявило себя как наиболее эффективная форма нового образования ребят.
Участие школ в реализации культурологических проектов «Музейные субботы», «Всей семьей в театр», инновационных проектах под руководством Вячеслава Семеновича Спесивцева «Классика в классе» и «Онлайн-театр» позволило учащимся не только открыть для себя культурное богатство столицы, но и приобщиться к театральному искусству через литературную классику.
В районе идет работа по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках мероприятий государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы» в части формирования безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения во всех образовательных учреждениях приведены в соответствие с нормами пандусы, закончена работа по дооснащению среды. В плановом режиме осуществляется работа по подготовке педагогических кадров, способных работать тьюторами, консультантами, координаторами и кураторами инклюзивных процессов в системе общего образования. Наша приоритетная задача - интеграция образования, позволяющая включать детей с проблемами в развитии в среду нормально развивающихся сверстников, чтобы они могли заниматься в обычных массовых образовательных учреждениях, не чувствовать себя с юных лет оторванными, изолированными от общества. Развитие инклюзивного образования позволяет создать условия для социализации детей с особыми потребностями. В образовательном учреждении №1499 разработана методология, обеспечивающая успешную социализацию детей с ОВЗ и детей-инвалидов, накоплен определенный опыт инклюзивного образования, который представлен на заседании директоров межрайонного совета для определения школы - ресурсного центра по инклюзии на 2016 учебный год.
Расширение полномочий образовательных организаций невозможно без дальнейшего развития общественно-профессионального управления системой образования. В Москве реализуется проект по открытию и деятельности межрайонных приемных Департамента образования. В нашем округе первые приемные открыли свою работу на базе гимназий №1573, 1554 и школы №1494. Дальнейшая работа педагогической общественности при активном взаимодействии с родителями, населением и органами местного самоуправления поможет в решении задач, направленных на максимальное удовлетворение образовательных потребностей московских семей.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что в системе образования района созданы все условия и есть большой потенциал для решения стоящих перед ней задач. Мы понимаем, что на нас огромная ответственность. Мало улучшить результат, труднее его удержать и приумножить, чтобы в каждой школе ребенок смог выбрать нужную ему программу, обеспеченную профессиональными учителями и современными технологиями. Каждый человек проходит через школу. От ее порога начинается путь в большую жизнь. Поэтому ни одна школа не может быть плохой, в ней каждый должен чувствовать себя счастливым - и ученик, и учитель.
Это наша общая цель!

Светлана ЕРШОВА, директор школы №1494, председатель 5-го межрайонного совета директоров Северо-Восточного административного округа