Августовский педсовет начался с работы пяти дискуссионных площадок, посвященных наиболее животрепещущим проблемам российского образования: «Об особом статусе учителя в обществе», «Национальная система учительского роста и совершенствование профессионального стандарта педагога», «Инфраструктура школьного образования», «Снижение бюрократической нагрузки», «Школа России: к новым образовательным результатам». Извечная тема заработной платы хоть и не была вынесена на отдельную дискуссионную площадку, тем не менее подробно обсуждалась как минимум на двух. По итогам работы площадок и были сформированы предложения, которые на следующий день прозвучали на пленарном заседании с участием премьер-министра.
Представители Общероссийского Профсоюза образования участвовали в работе всех дискуссионных площадок, а также выступили в качестве модераторов. Площадку «Национальная система учительского роста и совершенствование профессионального стандарта педагога» совместно с директором школы №109 Москвы Евгением Ямбургом вела заместитель председателя профсоюза Татьяна Куприянова. В качестве сомодератора на площадке «Снижение бюрократической нагрузки» работал заместитель заведующего отделом по вопросам общего образования аппарата профсоюза Евгений Романенков.
Также активное участие в работе совещания приняли депутат Государственной Думы РФ, председатель Тамбовской областной организации профсоюза Марина Назарова, председатель Курской областной организации Ирина Корякина, председатель Приморской краевой организации Ирина Мариш, председатель Новосибирской областной организации Светлана Сутягина, председатель Тюменской межрегиональной организации Валентина Худякова, председатель Ямало-Ненецкой окружной организации Ольга Березина, председатель Уссурийской территориальной организации профсоюза Надежда Исаева.
Мне удалось побывать на дискуссионной площадке, посвященной особому статусу учителя в обществе. Ее модераторы - директор московского лицея «Царицыно» №548 Ефим Рачевский и генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров постарались вместе с участниками дискуссии выяснить, как этот особый статус, закрепленный законодательно, влияет на жизнь учителей, ощутим ли он для них. Ефим Лазаревич отметил, что понятие это очень емкое - включает и социальный пакет, и майские указы президента, и гарантированную систему повышения квалификации, и многое другое. «Прописать статус - одно, а сделать так, чтобы он стал реальностью - сложнее», - заключил модератор. Об этой реальности и шла речь на площадке.
Валерий Федоров поделился с участниками дискуссии некоторыми ободряющими фактами:
- За последние 8-10 лет профессия учителя из непрестижной превратилась в среднепрестижную. Теперь представителей педагогических профессий не считают частью бедного слоя общества, но и не относят их к обеспеченной части. То есть было плохо, стало средне - такой вектор.
Ефим Рачевский отметил, что и в городах, и в сельской местности профессия учителя за последние годы стала очень востребованной, растет конкурс на педагогические специальности в вузах. Видимо, влияет не только реализация указов президента о повышении зарплаты, но и большая степень стабильности ее получения в наше непростое время.
Шла речь и об образе учителя, создаваемом в российских СМИ, в кино и на телевидении. Владислав Шекоян, глава дирекции утреннего вещания телекомпании «ТВ-Центр», признался в том, что истосковался по светлому, но при этом реалистичному образу педагога. Серия репортажей об учителях, по мнению Владислава Михайловича, украсила бы эфир, в связи с чем он призвал педагогическое сообщество к сотрудничеству.
Вспомнили и о том, что незабвенный образ учителя создал гениальный Вячеслав Тихонов - образ глубокий, сложный, но, безусловно, положительный, и его не затмили новоиспеченные телевизионные «физруки» или учителя из сериала «Школа».
Отдельно на площадке рассматривался вопрос об оплате труда педагогов: соответствует ли она их особому статусу? Как рассказала учитель из Костромской области Наталья Полянина, ее молодая коллега из сельской школы так же плакала над отпускными в этом году, как и сама Наталья Алексеевна 20 лет назад. А народный учитель СССР Петр Петрович Головин из Ульяновской области заметил, что, несмотря на свое высокое звание и пятидесятилетний стаж работы, получает пенсию намного ниже, чем его жена, полковник полиции. Несколько участников дискуссии обратили внимание на то, что учителей зачастую волнует не столько величина заработной платы, сколько справедливость и прозрачность ее распределения.
Пленарное заседание 20 августа открыл Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Он приветствовал участников встречи и представил нового министра образования и науки РФ Ольгу Васильеву, назначенную на этот пост накануне. Ольга Юрьевна - доктор исторических наук, зав. кафедрой РАНХиГС, почетный профессор Московского государственного гуманитарно-экономического университета, первая женщина в истории России, ставшая министром образования.
Предваряя выступления модераторов площадок, Ольга Васильева отметила:
- Педагогическое собрание в августе - очень хорошая российская традиция, потому что работники образования собираются вместе, обсуждают задачи, которые предстоит решить в новом учебном году. Чем отличается этот педагогический совет? Впервые такое совещание имеет всероссийское значение, хотя в каждом регионе в разном формате такие совещания проводятся в последние две недели перед началом учебного года.
Всероссийский педагогический совет актуализировал вопросы работы над поручениями президента и Правительства Российской Федерации, была проанализирована текущая ситуация и предоставлена возможность обсудить вопросы, волнующие нас, детей, родителей и общество в целом.
Пленарное заседание прошло в интерактивном режиме: модераторы площадок выступали с основными выводами, а премьер-министр подводил итоги услышанного, делал пометки, предлагал дальнейшие пути решения проблем.
Заместитель председателя профсоюза Татьяна Куприянова подвела некоторые итоги обсуждения актуальных вопросов, касающихся оплаты труда, на дискуссионной площадке «Национальная система учительского роста и совершенствование профессионального стандарта педагога»:
- Очень хорошо, что буквально на каждой дискуссионной площадке шел разговор о том, что сделать и какие найти решения, чтобы была более тесная увязка роста материального обеспечения учителя с его достижениями, с повышением эффективности и качества его работы. То же самое происходило и на нашей дискуссионной площадке. Мы проанализировали, какие сейчас меры принимаются. В частности, вспомнили о том, что в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений каждый год принимаются Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. И задача членов Российской трехсторонней комиссии заключается в том, чтобы оперативно вносить изменения в организацию заработной платы, с тем чтобы помогать обеспечивать приоритеты государственной политики в бюджетной сфере, в том числе в образовании, и с тем чтобы стимулировать профессиональный рост работников.
В частности, уже несколько лет принимаются рекомендации о том, чтобы повысить окладную часть в структуре заработной платы, причем не за счет дополнительных расходов, а за счет перераспределения средств. Квалифицированный труд учителя, требующий специальной подготовки, должен быть заслуженно оценен, чтобы действительно можно было привлечь в сферу образования молодых, талантливых и опытных специалистов и чтобы лучшие не уходили из школы.
Татьяна Викторовна обратилась к Дмитрию Медведеву с просьбой взять под личный контроль сложившуюся ситуацию и дать по этому поводу соответствующие поручения главам регионов:
- Очень большая просьба к Вам, Дмитрий Анатольевич: пожалуйста, дайте поручение губернаторам. Ведь есть такие предложения, они обоснованны, а ситуация почти не изменяется. Получается, что у нас во многих регионах собственно оклад (или ставка заработной платы) составляет 20-25% от зарплаты, все остальное - доплаты и надбавки с применением то повышающих, то понижающих коэффициентов за проведение отдельных мероприятий, которые часто не связаны ни с должностными обязанностями и качеством их выполнения, ни с реализацией образовательной программы.
Дмитрий Медведев предложил еще раз проанализировать соотношение между гарантированной частью заработной платы учителя и премиальными выплатами, надбавками, подготовить рекомендации и при этом все-таки предложить самим субъектам «на региональном уровне определиться, каким образом поступить. Притом что за Министерством образования осталась бы методологическая составляющая».
Премьер подчеркнул, что «любые новеллы не должны приводить к ухудшению экономического положения учителя», а «вся зарплатная бухгалтерия должна быть понятной и прозрачной».
По его словам, правительство готово рассмотреть все предложения учительского сообщества об изменениях принципа начисления зарплат школьным педагогам.
- Мы готовы сделать так, как вам удобно. Давайте все обсудим и примем решение. Можем вернуться к некоторым прежним принципам исчисления заработной платы. Можем сохранить те принципы, которые существуют сегодня. И тот и другой подход возможен. Но это не должно быть решение, навязанное новым министром образования, коллегами по правительству, правительством в целом, губернатором. Это должно быть решение, которое вызрело в педагогическом сообществе. Я очень прошу вас эту работу продолжить и окончательно подготовить для нас предложения. Мы их, вне всякого сомнения, учтем.
Также среди предложений прозвучала просьба продолжить программу по созданию новых школьных мест и придать ей приоритетный характер, на федеральном уровне предусмотреть меры поддержки российских производителей учебного оборудования.
Обратили внимание Дмитрия Медведева и на важность онлайн-обучения, так как только электронное образование может отвечать запросам всех групп обучающихся: и детей с ограниченными возможностями, и одаренных ребят, имеющих повышенную мотивацию и требующих программы высокого уровня сложности. Премьера попросили поддержать создание Российской электронной школы и придать ей статус государственной инициативы в области образовательной политики.
Отметили модераторы и то, что майские указы президента должны неукоснительно выполняться, как бы ни было сложно сейчас государству с финансовой точки зрения. И в первую очередь это ответственность Федерации. Прозвучало и предложение установить верхний предел часовой нагрузки учителя.


Ирина КОРЯКИНА,
председатель Курской областной организации профсоюза:

- Мы на дискуссионной площадке «Снижение бюрократической нагрузки» обсуждали борьбу с бумаготворчеством. Как известно, Минобрнауки России и Общероссийский Профсоюз образования направили в регионы совместное письмо с рекомендациями по сокращению и устранению избыточной отчетности. Коллеги в ходе дискуссии отмечали, что рекомендации очень своевременны и надо их выполнять. Кстати, не все участники площадки были с ними знакомы, что нас удивило.
Надо сказать, что для освобождения учителя от бумажной волокиты определенные шаги отраслевым министерством уже предприняты. Учитель сегодня потихонечку разгружается, количество отчетов и их форма изменились. Но сегодня продолжает страдать администрация образовательных организаций, которая должна работать с педагогическими коллективами, а вынуждена ваять один отчет за другим для множества инстанций.
Как отмечалось в ходе дискуссии, сегодня даже не столько органы управления образованием генерируют многочисленные запросы, сколько сторонние организации. Приблизительно 80% информации приходится предоставлять в другие ведомства, не связанные напрямую с образованием. Поэтому необходимо на федеральном уровне привести всю отчетность в систему, чтобы и учителя, и администрация занимались своей основной деятельностью.
Я тоже выступила на площадке. И говорила именно о том, что на уровне Правительства РФ, а не только нашего отраслевого министерства надо решать вопрос с отчетностью. Все эти ведомства, направляющие запросы в школу, подчиняются правительству, а не «Министерству образования. Упомянула я и о том, что несвое­временно предоставленные отчеты влекут за собой административную ответственность руководителей образовательных организаций и штрафы.
Система образования среди отраслей бюджетной сферы самая большая, самая разветвленная, самая консервативная в хорошем смысле этого слова. И к нам обращаются буквально по всем вопросам, которые существуют, а как на местах справляться с этой работой, никто не задумывается. По идее представители государственной власти должны создавать условия для работы системы образования, а получается, что мы создаем условия для работы всех и вся.
Главная мысль, которая прозвучала на секции, это идея о том, что часть информации о наших образовательных организациях должна быть открытой. Чтобы различные ведомства находили информацию на сайтах образовательных учреждений, а не требовали отчет по любому поводу, и непременно за подписью. Но также нужно поработать над тем, чтобы эти сайты содержали необходимую информацию, которую могли бы использовать заинтересованные организации.
Вообще, свет в конце тоннеля, безусловно, есть, и определенные меры в этом направлении уже приняты. Нужно просто быть настойчивыми в этом вопросе, и очень важно, чтобы усилия по борьбе с излишней отчетностью не превратились в одноразовую кампанию.


Ирина МАРИШ,
председатель Приморской краевой организации профсоюза:

- Я рада, что мне удалось приехать на это совещание. Для меня, начинающего председателя краевой организации, было очень важно увидеть учительскую среду всей России. Здесь и опытные учителя, которые имеют заслуженные награды и звания, и совершенно молодые люди, но у всех независимо от возраста горят глаза, все неравнодушные, желающие улучшить систему образования, это здорово!
От нашей краевой организации на Всероссийский педсовет приехала также Надежда Евгеньевна Исаева, председатель Уссурийской территориальной организации профсоюза. Она долгое время была главным специалистом Уссурийской объединенной организации, проявила себя как очень ответственный человек, просто умница. И не случайно именно ей было предложено поехать на совещание.
На секции, в которой я приняла участие, речь шла о Национальной системе учительского роста и профессиональном стандарте, мне очень понравилось выступление Татьяны Викторовны Куприяновой - конструктивное, структурированное. Действительно, хотелось бы, чтобы профстандарт был введен тогда, когда система образования будет к нему готова.


Светлана СУТЯГИНА,
председатель Новосибирской областной организации профсоюза:

- Я принимала участие в дискуссионной площадке «Национальная система учительского роста и совершенствование профессионального стандарта педагога». На ней выступил представитель нашей области, молодой учитель, победитель конкурса «Педагогический дебют» Леонид Дедюха. Леонид признался, что собирается остаться в школе, ему эта работа нравится, и высказал предложение молодых педагогов о том, чтобы разработать «горизонталь» карьерного роста для учителя. Да, сегодня можно получить первую или высшую категорию, но этого недостаточно. Второй вопрос, который он затронул, касался мужчин в образовании. Все знают, как мало в школе представителей сильного пола. Он предложил разработать на федеральном уровне не только механизм закрепления молодых кадров в школах, но и привлечения мужчин в сферу образования.
Думаю, у нас была самая интересная и содержательная дискуссионная площадка. Мы обсуждали вопросы повышения квалификации, заработной платы, внедрения профессионального стандарта. Общероссийский Профсоюз образования предлагает применять профессиональный стандарт в регулировании трудовых отношений и кадровой политике с сентября 2020 года. Эта позиция получила поддержку участников дискуссии. Многие понимают, что педагогическое сообщество пока не готово к его введению.
Волнуют профсоюз и проблемы повышения квалификации. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» закреплено право педагогических работников на повышение квалификации один раз в три года, но до сих пор возникает много вопросов: платными или бесплатными должны быть курсы? Есть претензии и к содержанию программ повышения квалификации. Участники площадки предложили больше внимания обратить на оказание помощи учителям в реализации ФГОС общего образования. В части вопросов, касающихся заработной платы, говорили о необходимости применения на всей территории Российской Федерации единых подходов к формированию систем оплаты труда педагогических работников.
Конечно, мы говорили не только о проблемах, но и о достижениях, которые есть в территориях. А еще стало очевидным, что часто молодые педагоги не знают о своих правах, в частности, в сфере аттестации. Я для себя отметила, что на это тоже нужно обращать внимание и транслировать соответствующую информацию, доводя ее до каждого района, каждой первичной организации профсоюза.