Александра ЯСТРЕБОВА, директор школы №1114:

- Мое личное отношение к профсоюзу исключительно положительное, это мой помощник, соратник и партнер в решении целого ряда очень важных вопросов.
Очень важно осуществление контроля над соблюдением администрацией трудового законодательства. Причем я с этой ситуацией сталкиваюсь не теоретически, а практически: если у сотрудников школы возникают какие-то вопросы, если их мнение не совпадает с мнением администрации или коллеги не согласны с решением администрации, они обращаются в профсоюзный комитет, чтобы получить определенные разъяснения или гарантии. Таким образом, различные конфликтные ситуации нам удается сгладить непосредственно на рабочем месте. Поэтому я смотрю на профсоюзную организацию именно с точки зрения поддержания стабильного рабочего состояния коллектива и возлагаю на нее очень большие надежды, которые профсоюз всегда оправдывает.
Роль профсоюза с каждым годом, я это вижу и на примере нашего образовательного комплекса, увеличивается. Сейчас в Москве созданы действительно большие комплексы, и в них особенно сложно, но важно следить за соблюдением трудового законодательства, решать вопросы, связанные с охраной труда. В этом деле профсоюзная организация - помощник любому руководителю. Кроме того, в нашей школе профсоюз очень активно работает с советом старшеклассников, даже в прошедшем учебном году наши обучающиеся старших классов создали свой детский профсоюз, и я с радостью отмечаю, что профсоюзная организация активно работает с ребятами, в том числе реализуя с ними общую программу - «наше будущее - профсоюз». И ребята с радостью занимаются этой работой, то есть у нас на сегодняшний день работа, связанная с ученическим самоуправлением, идет под патронажем профсоюзной организации. Большую роль профсоюз играет в общественно-государственном управлении, то есть администрация школы, профсоюзный комитет и управляющий совет - три кита, на которых практически на равноправных позициях базируется управление образовательной организации.
В нашей школе очень серьезно выстроенная система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; наверное, это обусловлено тем, что человек, который возглавляет нашу профсоюзную организацию, является специалистом по охране труда. Поэтому в любом вопросе личность председателя играет большую роль. Мы создали службу уполномоченных по охране труда, и от каждого структурного подразделения в эту службу входит по 2 человека, и эта служба принимала неоднократно участие в конкурсе на лучшего уполномоченного по охране труда и имеет достаточно успешные результаты.
Мы заключали в рабочем порядке коллективный договор. С момента создания нашего образовательного комплекса мы уделили этому вопросу очень большое внимание: провели собрание трудового коллектива, на котором обсудили все важные вопросы, приняли все замечания, внесли изменения, отправили всему педагогическому коллективу на доработку, и он оказался у нас оформлен до 2018 года. Более того, в конце августа на общем собрании трудового коллектива происходит отчетный доклад о выполнении позиций коллективного договора. И мне бы хотелось пожелать профсоюзу успехов, активной работы вместе с образовательными организациями. Также мне бы хотелось обратиться к руководителям образовательных организаций с тем, что профсоюз, говорю это по собственному опыту, наш партнер, помощник, соратник в развитии всех образовательных комплексов, и этим обязательно в хорошем смысле нужно пользоваться.

Ева СОЛОДУХА, директор школы №1002:

- Я как работник образования не могу относиться отрицательно к наличию профсоюза. Если говорить о нем с точки зрения значимости в моей жизни как администратора, то я могу сказать, что у нас достаточно сильная профсоюзная организация, уважаемая, надежная, к которой в случае необходимости можно обратиться за помощью. Я в профессии с 1981 года, и, наблюдая за жизнью своих сотрудников, я вижу, что сегодня профсоюз встает на защиту прав работников вполне четко. Также хорошо организована и профилактическая работа, в профсоюзе постоянно разъясняют все те новые вопросы, которые возникают в нашем ведомстве, информируют, предупреждают, и все очень доступно и хорошо. Я имею в виду здесь прежде всего профсоюзный селектор, который проходит раз в две недели. Этот селектор вошел в нашу жизнь, и если он исчезнет, то я уже и не знаю, как мы будем без него жить.
Профсоюзная организация - это тот самый консолидирующий фактор, та самая платформа, которая объединяет работников, оказавшихся в рамках одной образовательной организации, и подтверждением этому является высокий профсоюзный охват, у нас он порядка 90 процентов. Высокое членство в профсоюзе показывает его значимость для сотрудников, именно сотрудников-педагогов. У нас всего трудится 365 человек, 304 из них - члены профсоюзной организации. Профсоюз занимается организацией очень интересных мероприятий, и мы в этих мероприятиях с удовольствием участвуем, причем достаточно результативно. В прошлом году был смотр-конкурс «Московские мастера», где мы заняли 3-е место в городе и 1-е в округе. В этом году наш воспитатель участвовал в конкурсе «Педагог года», и тоже результативно, заняв призовое место. Также мы участвовали в турслете. С наступлением процесса реорганизации, когда мы укрупнились и присоединили к себе профсоюзные организации еще 5 образовательных учреждений, мы перестроили свою структуру, для того чтобы оставить долю самостоятельности за коллективами, которые привыкли к этой самостоятельности, и для того чтобы не возникало никаких трений. Для меня как директора важно, чтобы главных и последних у нас не было, какая бы крупная организация у нас ни была. Мы сохранили профсоюзный комитет, в его состав входят члены профкомов всех тех организаций, которые мы присоединили. Мы существуем в таком объединенном виде с 2012 года, и на моей памяти не было ни единого конфликта ни внутри профсоюзной организации, ни в коллективах: никто не обижен, все получают равные возможности и права.
Одним из свидетельств конструктивного диалога работодателя с профкомом является заключение коллективного договора. Он устанавливает права и гарантии, улучшающие положение работников по сравнению с законодательством. Для создания нового КД (срок действия старого истек) в нашей образовательной организации была создана комиссия, в состав которой вошли представители работодателя и работники. Обсуждение положений КД продолжалось несколько недель, после чего он был подписан сторонами, зарегистрирован 4 февраля и размещен на нашем сайте, где каждый работник, в том числе и не член профсоюза, с ним ознакомился. Мы создали комиссию, которая вправе затребовать у работодателя информацию по вопросам исполнения КД, в сентябре этого года состоится ее первое заседание. Администрация и профсоюзный комитет школы №1002 выстраивают отношения в рамках социального партнерства.

Наталия ЕВСИКОВА, директор школы №1195:

- Я в профсоюзе состою с 17 лет, с первого дня, как пришла работать в свою первую школу. Я не представляю себе школы без профсоюза вообще, не представляю ни одного педагогического работника, который бы не состоял в профсоюзе. Мне кажется, что это очень важно, когда есть в школе люди, которые готовы отстаивать интересы любого педагога, отстаивать интересы, невзирая на должность человека, невзирая на уровень заработной платы и остальные особенности того или иного сотрудника.
Мне кажется, что роль профсоюза вытекает из тех задач, которые ставит перед собой профсоюзная организация, - это прежде всего защита интересов педагогических работников, но немаловажное значение имеет и то, что профсоюз - это реальная сила и, может быть, единственная сила на сегодняшний день, которая может и должна объединять людей в единое целое, вокруг которой можно сплотить трудовой коллектив. В той ситуации, когда произошли большие реорганизации - укрупнились наши школы, стали огромными многофункциональными комплексами, подчас очень сложно добиться того, чтобы мы стали единым коллективом, но профсоюз обладает той уникальной возможностью сделать всех нас частью единого целого.
В нашем коллективном договоре в нашем комплексе выполняется очень много пунктов межотраслевого соглашения, большая работа ведется в области открытости работы администрации школы. У нас члены профсоюза входят во все коллегиальные органы, являются членами управляющего совета, аттестационной комиссии, ни один локальный документ не принимается без согласования с профсоюзной организацией, ни разу тарификацию мы не проводили без согласования с профсоюзной организацией. Что касается проблем - пока в нашем комплексе, к сожалению, недостаточно ведется работа с молодежью. Именно в рамках работы профсоюзной организации, но мы уже спланировали эту работу на будущее, мы понимаем, что нам это нужно подтянуть.
Мы долго работали над коллективным договором, плотно, в течение 4 месяцев фактически еженедельно собирались не только те люди, которые состоят в профсоюзном комитете, мы создали рабочую группу из всех желающих. Туда были привлечены и сотрудники из дошкольных отделений, сотрудники школы, дополнительного образования. То есть мы постарались весь спектр наших педагогических должностей представить в этой рабочей группе. Было много споров, но мы достигли компромисса по всем вопросам, и, к счастью, никаких протоколов разногласий мы не составляли. Через 5 месяцев на общешкольной конференции мы приняли наш коллективный договор.
Дело все в том, что в нашей школе очень хорошо стала работать профсоюзная организация именно после объединения - ее возглавил очень искренний, неравнодушный человек - Ирина Михайловна Плотникова. За что ей огромное спасибо. Она прилагает огромные усилия для того, чтобы профсоюз у нас не существовал только на бумаге. Помимо традиционных для всех образовательных организаций экскурсий, организации праздников наш профсоюз проводит нетрадиционные для школы мероприятия, например, в этом году в январе у нас состоялись лыжные соревнования. Мы выезжали всей школой и участвовали в лыжной эстафете. В декабре у нас проводился литературный вечер, мы читали друг другу стихотворения собственного сочинения, русских поэтов, а в апреле уже два года подряд проводится (уже можно сказать, традиционный) конкурс «Звезда 1195». Педагоги, и не только они, показывают свои таланты, и уровень конкурса в этом году был очень высокий. Оказывается, у нас люди прекрасно танцуют, поют, читают стихотворения, показывают пантомимы, делают фантастические номера.
В нашей организации 400 сотрудников, и 389 человек из них являются членами профсоюза. Это большой процент, и действительно за последние годы произошло большое увеличение. Мне кажется, что это происходит благодаря тому, что вовлеченность профсоюза в то, что происходит в школе, и в управление школы достаточно велика. У нас не проходит ни одно совещание администрации без представителей профсоюза. Профсоюз участвует во всевозможных комиссиях, которые работают в течение года. Более того, на административные совещания председатель профкома имеет возможность приглашать тех сотрудников, которых считает нужным, мы никогда этому не препятствуем. Такая вовлеченность профкома во все, что происходит в стенах образовательной организации, конечно, во многом способствует тому, чтобы количество членов профсоюза увеличивалось. К сожалению, было время, когда процент членства в профсоюзных организациях снижался. Люди не видели реальной силы и помощи от профсоюза и спрашивали: «Что мне может дать профсоюз?» Но мне кажется, что тут надо смотреть на ситуацию шире и оценивать не только как много делает сам профсоюз, как он работает в той или иной школе, но еще и то, что хочет человек. Нельзя только с потребительским отношением подходить к профсоюзной организации. Нельзя быть просто потребителем.