В школе №1021 в рамках выполнения государственной работы по теме «Обеспечение безопасности и организация комплексной системы управления охраны труда в образовательных учреждениях» в 2016 году было проведено социологическое исследование, целью которого было выявление мнений родителей воспитанников и учащихся начальных классов о сформированности у детей дошкольного и младшего школьного возраста основ безопасного поведения в различных ситуациях и целесообразности проведения специально организованной образовательной деятельности по данной теме в учреждении. Респондентам, а это 641 человек, для определения степени знаний детей о правилах безопасности и их соблюдения предлагалось заполнить анкеты.
Интерес вызвала тема, насколько систематически родители занимаются обучением ребенка безопасному поведению в повседневной жизни и как при этом действуют. Ответы были достаточно разносторонними.
На вопрос «Знакомите ли вы своего ребенка с правилами обращения с опасными предметами?» 87,7 процента ответили «да», «нет» - 4,4 процента, «иногда» - 8,6 процента. «Проводите ли вы с ребенком беседы о правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми?» - 86,4 процента ответили «да», «нет» - 5,3 процента, «иногда» - 8,3 процента.
На вопрос о том, какие действия применяют родители при формировании навыков безопасного поведения у ребенка, ответы были прогнозируемые: основная масса родителей старается подробно объяснить проблемную ситуацию - 73,6 процента, часть действуют с помощью прямых запретов - 16,8 процента, но есть часть родителей, которые рассказывают о правилах безопасности, когда им это удобно, - 9,6 процента  (56 человек), это достаточно большой и опасный процент.
На вопрос, придерживаются ли они сами правил безопасного поведения, ответы родителей очень удивили: «всегда» - 47,4 процента, «часто» - 36,1 процента, «иногда, редко, никогда» - 16,5 процента. Это говорит о том, что не всегда дети видят положительный пример рядом.
Большинство родителей убеждены, что формирование культуры безопасного поведения - это общая задача образовательного учреждения и семьи, что говорит о желании и готовности сотрудничать. При этом 90,6 процента родителей уверены, что необходимо проводить специально организованную деятельность, уделяя достаточно внимания обучению детей безопасному поведению, а 9,4 процента считают, что в этом нет необходимости, или затрудняются ответить. Темы образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности, которые родители считают наиболее актуальными (см. диаграмму).
Зрительно видно, что основные опасения вызывает у родителей безопасность детей на дорогах и при общении с незнакомыми людьми.
На вопрос, готовы ли вы принимать участие в обсуждении вопросов безопасности жизни и здоровья детей, а также поддерживать и закреплять навыки безопасного поведения у детей вне образовательного учреждения, 65,1 процента ответили согласием, 6,8 процента родителей не видят такой необходимости, а 28,1 процента будут участвовать, когда им будет удобно.
Многие родители ответственно отнеслись к заполнению анкеты и высказали свои пожелания по организации мероприятий по данной теме в образовательном учреждении, это улучшение организации: безопасного пространства в образовательном учреждении, беседы, показ видео, чтение художественной литературы, показ мультфильмов по темам, обучающие беседы, выступление специалистов, практические занятия, введение занятий по темам до 4-го класса, добавление темы безопасности Интернета, интерактивные занятия и прорабатывание на практике, для бесед приглашение родителей, имеющих профессии данных направлений.
Анализ анкет показал, что проблема безопасности жизни и здоровья детей одна из актуальных в семейном воспитании. Родители осознанно относятся к необходимости специального ознакомления своих детей с правилами безопасности жизнедеятельности в различных ситуациях, выделяют необходимость знакомства с источниками опасности с целью формирования представлений об опасных предметах и возможности осознанного действия с ними посредством специально организованной деятельности в образовательном учреждении, поэтому главной задачей становится планирование и осуществление в сотрудничестве с семьей учебно-воспитательной работы как предупреждающей и защищающей от опасностей различного рода.
Особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. А педагогам необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно содержанию работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении.

Елена МУРАШОВА, воспитатель школы №1021