Конституция Российской Федерации и Закон «Об образовании в РФ» гарантируют детям с проблемами в развитии равные со всеми права на образование. Однако в истории советской и ее правопреемницы российской школы были успехи и ошибки, периоды бурного интереса и охлаждения к актуальности данного вопроса. Нынешняя национальная образовательная инициатива предусматривает модернизацию системы образования детей с различными нарушениями здоровья, и особый акцент в ней делается на развитие инклюзивного образования, то есть реального предоставления возможности детям с ОВЗ и детям-инвалидам обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками на базе выбранного образовательного учреждения. В рамках развития интегрированных форм образования все громче звучат заявления о доступности выбора школы для особых детей, в том числе по территориальному признаку, когда ребенок может посещать ближайшую к дому школу. А это означает появление новых педагогических технологий, новых форм организации образовательного процесса, новых методов обучения. Кроме того, необходимо как повышать уровень профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, так и обучать навыкам работы с особенными детьми педагогов общеобразовательных школ, создавать в учебных учреждениях комфортные условия для получения качественного общего образования детьми с нарушениями здоровья, не исключая адаптации пространства для передвижения инвалидов-опорников по школе и нахождения их в классе. Естественно, регулировать все вопросы должна нормативно-правовая база, которая поможет инклюзии крепко стоять на ногах и активно развиваться. С 1 сентября 2016-2017 учебного года в школах начнут внедряться специальные образовательные стандарты (ФГОС), регламентирующие работу учителя с детьми с особенностями развития и детьми-инвалидами. Важно понимать, что состояние здоровья таких детей препятствует освоению общих образовательных программ, да и диапазон образовательных потребностей детей с различными нарушениями здоровья различен. Поэтому к каждому ребенку требуется индивидуальный подход и индивидуальный маршрут построения учебного процесса, в том числе персональные программы обучения. Вот тут как нельзя кстати пригодится опыт профессионалов, накопленный за многие десятилетия труда на ниве коррекционной педагогики. Учителя школы «Благо» готовы поделиться знаниями и практическими навыками работы с детьми с ментальными нарушениями. Более того, они давно обмениваются опытом с коллегами, регулярно устраивают на своей базе семинары, мастер-классы, детально разбирают систему работы со своими детишками, дают консультации. И всегда открыты для общения, в том числе с родителями, без тесного контакта и взаимодействия с которыми невозможно добиться желаемого результата. Руководитель структурного подразделения №4 Людмила Кмытюк уточняет, что курс на приоритет инклюзивного образования не означает отказа от достижений системы специального коррекционного образования и не отменяет существования специализированных школ. Видимо, со временем исчезнут разграничения, до сих пор удерживающие эти образовательные учреждения в разных системах координат.