Пожалуй, самый свободный и креативный документ образовательной организации, не имеющий жестких нормативных рамок, - это программа развития. Уточним, что Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что образовательная организация самостоятельно разрабатывает нормативные документы, регламентирующие порядок организации образовательной деятельности, в том числе и программу развития. В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 28 ФЗ-273 определено, что «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности» относится «разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации». Поэтому любая образовательная организация обязана разрабатывать и реализовывать программу развития на среднесрочный период. По существу, этот содержательно значимый документ не только отражает область исполнения компетенций и ответственности школы, но и выступает механизмом проектирования образа будущего организации и управления ее развитием.
Очевидно, поэтому он не должен быть скучным, многотомным, тяжеловесным и сложным. Прочитав его, любой человек, в том числе ученик и родитель, должен понять, к чему стремится школа, какова стратегия развития школы и тактика выполнения. И в то же время программа развития - документ, содержащий основные компоненты анализа, прогнозирования, планирования, поэтапного исполнения и управления развитием образовательной организацией на среднесрочный период. Каков сегодня этот период? В наше стремительное время изменений сложно управлять временем, взяв курс на пятилетку. Давайте посмотрим в сторону федеральных и региональных программ развития, их среднесрочных периодов и соотнесем свои планы с этими сроками. Согласитесь, что программа развития разрабатывается на основе анализа государственных документов, регламентирующих развитие образования в стране на долгосрочный и среднесрочный периоды. Следовательно, при ее написании команде разработчиков надо многое почитать и изучить, понять, как и куда движется все образование в мире, стране и городе. Очевидно, что программу развития должна разрабатывать целая команда школьных работников, членов родительского и ученического сообществ, социальных партнеров школы, ведь ее разработке предшествует глубокий и всесторонний анализ результатов деятельности образовательной организации, динамики результатов и качества образования, итогов отчета самообследования, анализа рынка образовательных услуг конкретного района, программ его социально-экономического развития. В анализ включаются также результаты реализуемых образовательных программ, обобщение опыта педагогов, результативных и нерезультативных образовательных практик, анализ материально-технических и кадровых ресурсов организации. Необходимо также изучение интересов, запросов и образовательных потребностей детей, их родителей или законных представителей. Компоненты анализа могут и должны расширяться и углубляться в зависимости от особенностей и условий каждой конкретной школы.
Программа развития должна содержать концептуальное обоснование новой модели развития образовательной организации, соотнесенной с государственной и региональной стратегией развития образования. Что это значит? Невозможно выстроить логику развития, не ориентируясь на три ключевых фактора: международные тренды развития образования, тенденции развития образования в стране и программу регионального развития образования. Следовательно, при разработке программы развития надо обязательно ориентироваться по крайней мере на два ключевых документа: постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. №497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» и текст ФЦПРО. Для московских школ особенно важной выступает государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». Почему? Потому что именно региональная программа развития создает мощный целевой поток развития, и двигаться надо в русле преобразований и по течению. Ну разве можно идти против ясного и прозрачного принципа развития «Каждому москвичу - хорошая школа, отвечающая его потребностям, недалеко от дома»? Ежегодно на официальных сайтах размещаются информационные и отчетные материалы о ходе реализации государственной программы «Столичное образование», по которым можно видеть, как работают инструменты развития системы образования в целом. Именно глубокое погружение в чтение и анализ программы «Столичное образование» и хода ее реализации позволяют понять, как необходимо выстраивать собственную программу развития. Каковы векторы развития столичного образования? Сохранение доступности образования, повышение его качества, укрепление материально-технической базы, улучшение условий труда и статуса педагога, повышение эффективности деятельности, развитие государственно-общественного управления, повышение информационной открытости. Очевидно, что это практически осязаемые реалии сегодняшнего дня московского образования. Значит, результативно работают механизмы реализации программы развития на городском уровне. Давайте заглянем на официальный сайт и прочитаем отчет о ходе выполнения программы. Механизмы, которые позволили выстроить логику изменений и развития столичного образования: удовлетворение образовательных потребностей семьи, новая логика финансового обеспечения, распределение управленческих функций между учредителем и образовательными организациями. Ключевой работник - педагог, непосредственно осуществляющий образовательный процесс. Ключевая структура - коллектив школы, который учится работать самостоятельно и ответственно. Снятие межведомственных барьеров, открывшее московским школьникам вузы, музеи, театры, технопарки. Эффективный учебный план, позволивший использовать субботу для индивидуального образовательного маршрута каждого ученика. Городская система дополнительного образования в открытом доступе через онлайн-регистрацию на портале госуслуг. Механизмы контроля качества образования: независимые диагностики МЦКО, независимые общегородские и общероссийские рейтинги, результаты олимпиад всех уровней, внутренние механизмы контроля качества и реализации ВСОКО. На городском уровне каждый учитель имеет возможность профессионального роста: процедуры аттестации, повышение квалификации, профессиональное развитие через конкурсные проекты педагогического мастерства. Таким образом, ясно, что курс столичной системы образования - на массовое качество образования.
Перечисленные выше механизмы развития системы образования города не для общей риторики, а для ясности понимания, что нелогично для школьной программы развития изобретать велосипед и плыть против течения. Движение вперед будет результативным, если все будут смотреть и двигаться в одном направлении. Ведь программа развития школы на среднесрочный период должна быть реалистична и выполнима, за нее надо отчитываться. В соответствии с нормативными требованиями отчет о программе развития должен быть отражен в ежегодном публичном докладе образовательной организации, это отражено в документе Минобрнауки России от 28.10.2010 №13-312 «О подготовке публичных докладов». Многие московские школы, имеющие «лица необщее выраженье», именно через программу развития раскрывают свою самобытность и неповторимость, уникальность и яркость, развивая те сильные направления деятельности, в которых стали лидерами. Школьные программы развития реализуются в режиме самофинансирования, согласования, одобрения и поддержки управляющими советами. В системе образования предусмотрен механизм финансирования особых социально значимых для города мероприятий школы, которые могут стать локомотивом развития общегородских проектов развития. Ясность понимания, куда, зачем, с кем и как двигаться и развиваться, что хотим получить в результате, должна быть отражена в школьной программе развития. Ошибочно полагать, что программа развития должна отражать задачи по реализации ФГОС, по непосредственной организации образовательного процесса. Не путайте и не смешивайте - осуществление образовательной деятельности отнесено к компетенции, обязанности и ответственности образовательной организации и по закону, и по уставу! Программа развития отражает образ приближения будущего школы, пружину развития, которая сделает вас лидером образовательного сообщества. В программе развития должны быть сформулированы цели и задачи развития, основные принципы и механизмы реализации программы. На основе анализа результатов деятельности и выявленных проблем должны быть определены точки роста и основные направления развития. Последовательность реализации замысла коллектива организации раскрывается в «дорожной карте» реализации программы, которая не только поэтапно раскрывает планирование деятельности организации по исполнению мероприятий программы, но и конкретные формы работы, сроки и участников исполнения. Безусловно, в программе развития должны быть заложены ожидаемые результаты, риски и целевые показатели, которые должны быть сопоставимы и коррелируемы. Программа развития - это не набор мероприятий, дублирующий план работы школы, и не спутник основных образовательных программ, это проектирование образа будущего организации, реализуемого в настоящем.