Сегодня мы обсуждаем с вами тему, - отметила заместитель руководителя Департамента образования Москвы Марина Смирницкая, - которая является, на мой взгляд, основополагающей перед началом учебного года, поскольку вся педагогическая и родительская общественность города Москвы ожидает увидеть результаты работы московской системы образования. Ведь рейтинг - это и есть комплексная оценка развития всей системы образования, которая складывается из успехов каждой школы.
Показатели школьных свершений начали оценивать с 2011 года. Тогда это называлось «Рейтинг московских школ, показавших высокие образовательные достижения». Сегодня он преобразовался в «Рейтинг вклада школ в качественное образование города Москвы». Ведь это по-настоящему комплексная оценка развития всей московской системы образования.
- Когда мы начинали этот рейтинг, - комментирует Марина Владимировна, - то для нас было принципиально важно отследить те успехи, с которых началось движение развития. Сегодня мы можем с вами говорить о том, что московский рейтинг - это то, что было направлено на решение определенных задач, таких как предоставление самого широкого спектра разных образовательных услуг населению нашего города. Второе, что было очень важно, - это поддержка позитивной конкуренции каждой московской школы, это то, что стимулировало наши педагогические коллективы, это то, что позволяло повысить свою меру ответственности перед родителями, которые доверили детей данным школам, это формирование информационной открытой среды московского образования. Этого принципа мы придерживаемся очень строго. Любые показатели работы системы образования можно увидеть в открытом доступе.
Рейтинг московских школ позволяет осуществлять взаимообмен положительными практиками.
- У нас есть очень серьезный опыт, - добавила Марина Смирницкая, - когда лучшие московские школы, показавшие наиболее высокие результаты по рейтинговым показателям, распространяют свои практики, организовывая на своей базе пилотные площадки и показывая те инструменты и механизмы, благодаря которым любая школа Москвы может серьезно повысить образовательные результаты. И, конечно, очень важно здесь отметить, что, поскольку система образования - это адресная помощь и адресная поддержка любого ребенка, мы говорим о том, что показатели московского рейтинга позволяют выстраивать индивидуальные образовательные маршруты детей. Если мы с вами внимательно посмотрим на те показатели, которые включает на сегодня рейтинг, то увидим, что именно по этим показателям можно отследить путь движения любого ребенка, любого школьника, начиная с дошкольной ступени и заканчивая выпуском из образовательной организации.
Сегодня победители рейтинга имеют право на правительственные гранты. Правительство Москвы, поддерживая лучшие образовательные практики города, выделяет школам гранты трех степеней. Первая степень - это 15 миллионов рублей, и на нее претендуют 20 лучших школ города; вторая степень - это 50 образовательных организаций, и они получают по 10 миллионов рублей; и, наконец, грант третьей степени - это 100 образовательных организаций, и они получают грант в размере 5 миллионов рублей. С 2011 года существует еще один конкурс - это грант за развитие социокультурной среды (2 миллиона рублей).
- В 2016 году гранты за развитие социокультурной среды получат 50 образовательных организаций, - подчеркнула заместитель руководителя Департамента образования Москвы, - это не только школы, но это и колледжи, и учреждения дополнительного образования, и образовательные организации других департаментов города Москвы, которые внесли максимальный вклад в эту сферу.
В основу образовательных показателей легли достижения детей. Так, например, очень важным показателем прошлого года стала общекомандная победа студентов колледжей города в Worldskills. Москвичи получили 15 золотых, 13 серебряных и 11 бронзовых медалей.
- Это беспрецедентный успех студентов колледжей, - говорит Марина Смирницкая. - И надо сказать, что уже на сегодняшний день студенты - победители Worldskills всерьез озадачены тем, какой они вклад могут сегодня внести в развитие московского образования. Поэтому с 1 сентября у нас начинают действовать кружки, мастер-классы, которые ведут победители конкурса Worldskills для детей Москвы. И это не только студенты-первокурсники колледжей, которые получают предпрофессиональную подготовку, но это также и московские школьники, в задачу которых входит также овладение навыками предпрофессиональной подготовки для того, чтобы стать максимально полезными в будущем в системе хозяйства города. Кроме того, в основу этого гранта положена очень важная работа школ с детьми с особыми образовательными потребностями. И уже в прошлом году московские образовательные организации развивали такие проекты, как «Инклюзивная молекула», в которых были созданы инклюзивные классы для детей с расстройствами аутистического спектра и создавались максимально комфортные условия вхождения в общую образовательную среду детей такой тяжелой нозологии. Кроме того, на сегодняшний день в рамках внедрения Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Уже в течение прошлого года начали активно работать московские ресурсные школы, которые могут принять любых детей вне зависимости от их состояния здоровья с любыми нозологиями и обеспечить им максимальные специальные условия для того, чтобы доступ к образованию был для них не пустым звуком, а по-настоящему реальностью. То есть образование для детей любой нозологии должно быть максимально доступным и должно давать им возможность получить высокие образовательные результаты. А наши дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья сегодня всерьез показывают высокие образовательные результаты!
- Позволю себе напомнить критерии рейтинга, - заметил директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, - и напомнить, что все критерии открыты, и мы входим в каждый учебный год с опубликованными критериями. Все школы, учителя знают, как будет оцениваться вклад школы в рейтинге следующего года, заранее используют рейтинг, планируют свою работу. Рейтинг Департамента образования делается в интересах всей системы, в интересах, что самое главное, каждой московской семьи, каждого московского школьника. Оценка школы происходит на основе соотнесения вектора результатов школы с вектором ориентиров развития всей системы. Критерии рейтинга развиваются, развиваются очень плавно с сохранением основных приоритетов. Оцениваются результаты работы, а не процессы и условия. Вы не найдете в нашем рейтинге квадратных метров, бассейнов, каких-то других параметров или там квалификации педагогов - это оценка результатов детей. И если в школе хорошие условия, хорошие педагоги и это не сказалось на результатах детей, то, значит, школа использует эти условия неэффективно, и это даже в каком-то смысле ей вредит. Появилась возможность сделать корректный объективный рейтинг. Рейтинг возник в 2011 году, когда произошло очень важное событие, а именно выравнивание стартовых условий школ. Очевидно, что бессмысленно делать рейтинг сравнения результатов в ситуации, когда школы имеют неравные условия. В ситуации, когда город смог действительно обеспечить всем школам равные условия, равный принцип финансирования, основанный на подушевом финансировании, обеспечить школы техникой (вы сейчас не найдете московские школы, у которых не хватает компьютеров для занятий), возможность объективно сравнивать появилась. В нашем рейтинге школам не нужно подавать заявку, готовить специальную презентацию, нанимать каких-то специалистов, для того чтобы красиво это все упаковать. Так что же нужно сделать школе, чтобы подняться в рейтинге, как поучаствовать в нем? Ответ простой: надо просто хорошо учить детей. Больше от школы ничего не требуется. В конце учебного года школа получает расчет своего рейтинга. И все московские школы видят совершенно невероятных размеров таблицу, на которую школы не тратят ни минуты своего времени, позволяющую оценить свои достижения. Это действительно мощнейший инструмент управления, мощнейший аналитический материал. И, конечно, все открыто и прозрачно, все критерии, которые использованы, уже видны: прошли олимпиады, результаты опубликованы - они сказались на результатах рейтинга; прошел ЕГЭ, все видят замечательные результаты ЕГЭ - вот они в результатах рейтинга. Общественность может проконтролировать значение всех параметров - они видны, они известны.
- Если посмотреть на группы параметров, - сказал Иван Валерьевич, - то первая группа самая важная - качественное и массовое образование и, кстати, связанный с этим параметр «обеспечение качества знаний, подтвержденных внешней оценкой». Что это? Это ЕГЭ, ОГЭ диагностики. Много говорят о том, что нельзя оценивать работу учителя по результатам ЕГЭ. Но когда речь идет об оценке системной и оценке корректной, когда не используется тот самый средний балл, который уже стал притчей во языцех. Средний балл не используется в системе московского образования, средний балл является антипедагогическим параметром. Ведь как добиться хорошего среднего балла по физике в едином государственном экзамене? Очень просто: нужно просто сделать всеми правдами и неправдами так, чтобы ЕГЭ по физике в вашей школе сдавали только там 5-7 человек, которые заведомо покажут очень хороший результат, которые собираются идти в топовые вузы, а остальным объяснить, что не ходите туда и даже не пробуйте. У нас учитываются положительные результаты ЕГЭ, причем учитываются комплексно по нескольким предметам. Это, наоборот, стимулирует школы лучше учить детей, больше выбирать им экзаменов. В Москве очень многие выбирают много экзаменов. Школа заинтересована учить, и не только русскому, математике, но и физике, химии, литературе, информатике. И школа не боится, что ребенок выберет не его ЕГЭ и как-то не очень удачно сдаст, и его за это накажут. Наоборот, если ребенок выбрал ЕГЭ, за то, что он неудачно сдал ЕГЭ (конечно, не русский и математику), это никак не скажется на его аттестате, а, наоборот, если он сдал хорошо, то это даст ему дополнительный плюс, и потом он предметно в сумме наберет 220 баллов. Качество знаний, подтвержденное оценкой, - это сформированная система независимых диагностик.
- Очень тяжело оценивать дошкольное образование, - отметил директор Центра педагогического мастерства. Есть у нас стандарт дошкольного образования, вы знаете, что там просто запрещено проводить какие-то мониторинги, контрольные работы как в школе. Но есть очень простой параметр, в Москве он очень хорошо измеряется через портал государственных услуг. Если родитель перевел ребенка из дошкольной группы в свою же школу, взял за руку, привел в первый класс, но уже не буквально, а электронно - нажал кнопку, а таких родителей, таких семей у нас в этом году больше половины, то мы видим, что родитель проголосовал, можно сказать, самым дорогим, что у него есть, - собственным ребенком, - он показал, что он доверяет этой школе. Обучая ребенка в дошкольной группе при школе, родители лучше всего видят атмосферу, причем не только дошкольную, а всего комплекса. Я еще раз подчеркну - это не оценка детского сада, это оценка образовательного учреждения, которое реализует разные программы. К ребятам уже на дошкольном этапе ходят учителя более старшей ступени, проводя какие-то занятия. Школа - это действительно сейчас в Москве единый коллектив.
- Очень важный параметр - оценивается то, как школа работает с ребятами, в том числе и с группой риска, - подчеркнул Иван Ященко. - Мы не штрафуем школы за правонарушения, совершенные ребенком, что стимулировало бы школы просто отталкивать таких детей, выгонять ребят, у которых что-то сложно. Наоборот, если ребенок состоит на учете в органах внутренних дел, школа получит за работу с ним, если он в течение года ничего не совершил, в 100 раз больше баллов, чем за работу с обычным ребенком.
- Работа с обучающимися с особыми образовательными потребностями, - продолжил Иван Валерьевич, - очень важный параметр, появился он у нас два года назад. Появление каждого параметра у нас связано еще и с тем, что в Москве развиваются электронные системы. И вообще наличие такого комплексного рейтинга в Москве - это еще и свидетельство того, что все необходимые сведения есть в электронной системе. Такой комплексной, интегрированной на уровне города системы, когда мы можем автоматически получать сведения о ребятах с заболеваниями, а не собирать со школ сведения о том, как идет работа с инвалидами, а оценивать результат, нет больше нигде. Результат каждого ребенка, имеющего инвалидность, на олимпиаде, на ЕГЭ умножается на коэффициент 3. Это, кстати, примерно соответствует как раз и коэффициентам финансирования. Плюс вся школа целиком умножает свой балл, есть специальные формулы, на так называемый коэффициент инклюзии. И сразу видно, как развито инклюзивное образование в школе. Это стимулирует школы с результатами развивать инклюзивное образование. И мы видим, что у нас много школ в топе с очень хорошими результатами, которые достигают результатов, работая с этой категорией детей.
- Отмечу, что развитие профессионального мастерства - это не баллы для колледжа, это баллы по результатам профессиональных соревнований, - заострил внимание директор Центра педагогического мастерства. - И точно так же как мы видим, что учреждения профобразования успешно начали участвовать в предметных олимпиадах, в том числе во всероссийских, мы увидели ребят из обычных школ, не реализующих программу профессионального образования, успешно выступающих на конкурсах профессионального мастерства. То есть у нас действительно возникает в городе единая среда, направленная на то, чтобы раскрыть способности и дать качественное образование каждому ребенку независимо от того, в каком учреждении он учится. И это видно, в том числе не только по нашим замечательным результатам олимпиад, а по тому, насколько у нас резко сократился такой параметр, который мы считаем среди победителей олимпиад, - «среднее время, которое тратит на дорогу до школы наш победитель олимпиады». Если еще 5 лет назад это время превышало, приближалось даже к полутора часам в день, что означало, что подавляющее большинство победителей олимпиад сосредоточено в небольшом числе школ и тратят огромное время на дорогу. Сейчас у нас школы, которые эффективно развивают таланты, 214 школ показали результат на заключительном этапе Всероссийской олимпиады, они по всему городу. И это показывает, что действительно возможности есть рядом с каждым домом, возможности для вхождения.
- Мы с Иваном Валерьевичем рассказывали о том, что вклад московских школ в общее развитие системы московского образования складывается из нескольких параметров, - добавила заместитель руководителя Департамента образования Москвы Марина Смирницкая. - Одним из параметров являются результаты итоговой аттестации. И очень часто наши родители, разговаривая об успехах той или иной школы, ориентируются на то, как каждодневно на уроках того или иного предмета ребят готовят к сдаче итоговой аттестации, в частности, к ЕГЭ. Так вот по результатам ЕГЭ мы оцениваем такие очень важные показатели, как, например, количество выпускников, которые набрали по итогам сдачи трех предметов более 220 баллов. В сравнении с прошлым годом их количество выросло. И на сегодняшний день эта цифра составляет 16900 человек. Число стобалльников по сравнению с 2015 годом тоже выросло, их сегодня 958 человек. Если мы говорим о результатах и показателях олимпиадного движения, то здесь у Москвы, на мой взгляд, беспрецедентно высокие результаты, поскольку количество победителей заключительного этапа у нас сегодня составляет 145 ребят. Это почти 40 процентов от общего количества победителей по России. Общее количество победителей и призеров Всероссийской олимпиады составило в этом году 699 ребят, и это уже почти 32 процента. Это говорит о том, что каждый третий ребенок на всех всероссийских олимпиадах по всем предметам - это житель Москвы, это ученик московской школы. И это, уважаемые коллеги, на мой взгляд, очень значимый для нас показатель. Но не менее значимый показатель заключается в том, что если в 2010 году только 74 школы готовили победителей и призеров московских олимпиад, то сегодня это уже 214 школ - 214 школ столицы готовят победителей и призеров. Сегодня каждый район Москвы располагает теми школами, теми учителями, теми методиками, которые реально могут помочь нашим детям стать победителями и призерами Всероссийской олимпиады.
- Следующий показатель очень важный для нас, - сказала Марина Смирницкая,  - это работа с ребятами, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации, - это те ребята, которые стоят на учете в органах профилактики. И если в 2010 году число таких ребят, которые состояли на учете, были привлечены к административной ответственности, составляло почти 21 тысячу, то сегодня это уже 9 тысяч человек. Я считаю, что это очень серьезный успех, это как раз и есть та адресная работа каждой школы по максимальному вовлечению этих детей в разные сферы деятельности, где они могут проявить свою успешность и показать результат. И, наконец, на сегодня мы можем сказать, что количество несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, уменьшилось по сравнению с 2010 годом в 2 раза и составляет 4 тысячи человек. Вот некоторые показатели, которые, на мой взгляд, представляют общую картину успеха московских школ.
- Мне кажется, произошла важная вещь, которая пока до конца не осознана, - это некоторое дополнительное пространство свободы, - выразил свое мнение ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. - Что я имею в виду? Параметров рейтинга 9 блоков (в мониторинге вузов 6 блоков), выполнив которые появляется дополнительное пространство свободы: я это сделал, и остальное время я могу отдать на творчество, на поиск, на разного рода решения, которые мне нужны для того, чтобы делать образовательный процесс более качественным. Мне кажется, к этому мы неожиданно подошли. И так как параметров немного и они понятны, их можно распределить по сферам ответственности в своей школе, в своем университете. То есть можно вполне рационально, выработав систему мер, понять, что можно делать в режиме такой дорожной карты, а что можно отдать на творчество, на поиск, на реализацию различного рода других замыслов. И это еще важно с той точки зрения, что рейтинг ведь не содержит ответов на вопросы, как достигать этих показателей. Он каждой образовательной организации дает возможность двигаться именно так, как это необходимо для этой образовательной организации. И для нас как для педагогического вуза это еще и огромное поле исследований, чтобы понять, какие стратегии движения есть у каждой образовательной организации. Потому что, действительно, одни могут двигаться одним путем и таким образом улучшать параметры, другие - другим путем. У каждой образовательной организации есть teacher’s secret, как говорят наши коллеги за рубежом, и этот секрет учителя важно уважать. И если мы начинаем уважать этот индивидуальный подход каждого учителя, то мы на самом деле формируем уклад, когда человек совершенно ответственно, понимая цели, задачи, методы своей работы, прививает культуру ответственного действия и детям. Когда мы перестаем дергать директора по тысяче разного рода сложно анализируемых причин, а имеем совершенно определенное число вполне управляемых параметров, это дает возможность проявлять творческую инициативу.
- При этом, оценивая ситуацию с позиции Общественного совета Роскомнадзора, - заметил Игорь Михайлович, - возникает вопрос: может быть, тот безумный объем бумаг, который мы все время готовим для аккредитации, со временем канет в Лету, и аккредитация просто будет осуществляться автоматически для всех тех, кто этот рейтинг выше определенной позиции выдержал. Не надо будет дергать школы, смотреть учебные планы, рабочие программы у каждого учителя. Мне кажется, это следующий ход, который напрашивается дальше. Мне кажется, нам надо эти инициативы выдвигать, чтобы тому, кто доказал успешность в рейтинге, давать дополнительные степени свободы каждой образовательной организации. И еще я бы хотел обратиться к Ивану Валерьевичу и попросить помощи. Для нас, как для педвуза, крайне важно, куда направить на практику студентов, где мы можем увидеть положительный опыт. Увидеть, например, как такая-то группа школ научилась работать с ребятами с ограниченными возможностями здоровья. С одаренными школьниками, побеждающими в олимпиадах, если говорим о магистрах, и студенты осваивают практику управленческой работы, то мы должны выбрать школы с хорошо поставленным менеджментом. Дайте нам, пожалуйста, ориентир! Это было бы очень полезно. Мне кажется, что рейтинг надо воспринимать как еще такой толчок к совершенно новым реальностям в системе образования, которые мы пока не видим, но на следующем шаге они возникают.
- Я хотела бы отметить, насколько точны и понятны определения, составляющие рейтинг, - добавила директор Городского методического центра Марианна Лебедева. - Вообще правильные понятия определяют правильные действия. Что такое рейтинг для московских школ? Меня поправят, если я не права, но мне кажется, что для московских школ рейтинг - это хорошее зеркало, которое позволяет посмотреть на себя со стороны. Для московских родителей рейтинг, если хотите, - это навигатор, где ежегодно обновляется карта лучших мест для получения образования в школе. Если говорить о цифрах, то сегодня почти 90 процентов московских семей выбирают школу рядом с домом, а значит, таких мест становится больше, а значит, Москва - это хорошее место для образования.
- Мнение общественности Москвы положительный фактор, - отметила председатель Комиссии Общественной палаты города Москвы по образованию, науке и культуре Мария Лазутова. - И общественность абсолютно однозначно фиксирует и открытость профессиональных организаций, и возможность получить любую информацию. Мы с Людмилой Александровной Мясниковой, а мы в одной комиссии, уже обсуждали там косвенно проблемы, связанные с рейтингом. Это ведь великое достижение Департамента образования, руководителей образовательных организаций города!
- Рейтинг был всегда, просто он выглядел по-другому, - размышляет председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы Людмила Мясникова. - Просто мы передавали из уст в уста, родителям говорили, какая школа хорошая, какая не очень хорошая. Но это было сугубо мое личное мнение, и я смотрела на эту школу со своей точки зрения. Сейчас есть рейтинг, и родитель может посмотреть, что интересного есть в школе. Безусловно, мы смотрим сразу далеко и думаем про институт, и оцениваем, насколько удачно ученики этой школы сдают ОГЭ, ЕГЭ. Но хочется, чтобы было хорошее дополнительное образование, хорошие и интересные конкурсы и, безусловно, чтобы это время ребенок не терял, чтобы я видела, что он развивается. Поэтому в этом смысле рейтинг незаменим для родителей. Каждый год в рейтинге прибавляются какие-то позиции, и хорошо, что школы понимают, что быть в рейтинге здорово.
- В этом году запустили поэтапный механизм рейтинга, - добавил директор гимназии №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» Леонид Наумов. - И на самом деле разным лицам важно разное: кому-то важны олимпиады; кому-то важны социокультурные составляющие; кому-то важна итоговая аттестация; кому-то что-то еще. И мы сейчас обменялись с Иваном Валерьевичем мыслью о том, что важным элементом является развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся. Огромная масса людей работает в школах, просто выполняет эту деятельность, просто потому что они считают, что это важно. Если эту деятельность правильно оценить, правильно измерить и правильно организовать деятельностный подход, то, что заложено в стандартах, мы и это, по моему мнению, вполне можем включить в рейтинг.
- Проектно-исследовательская деятельность детей сегодня важная вещь, - подхватила директор Городского методического центра Марианна Лебедева. - Но как мы это будем измерять? Некоторые шаги к этому мы начали делать. Есть такое понятие, как портфолио ребенка. Важно, чтобы этот документ, или, если хотите, инструмент, был цифровым, например, частью электронного дневника ребенка. И тогда там можно формировать результат. Кто и как оценивает эти проекты исследования? Вот у нас хороший опыт этого года: есть проекты «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе». В конференции «Шаг в будущее» оцениваются работы специалистами в области медицины, здравоохранения, медицинской техники, вирусологии. Есть «Инженеры будущего», где представители 17 вузов оценивают работы ребят в области физической химии, инженерной графики, самолетостроения. У нас есть «Курчатовский проект», где сотрудники Курчатовского института оценивают работы ребят. Тогда мы понимаем, что это честно, прозрачно и что у этих людей, которые работают в высшей школе, действительно есть четкие представления о том, что такое исследование, то есть это работа без заранее известного результата. И в этом смысле, когда мы к этому продвинемся и сформируем все инструменты, я думаю, Иван Валерьевич, можно будет двигаться к тому, чтобы считать это в рейтинге так же, как, допустим, мы считаем наши метапредметные олимпиады.
- Конечно, количество групп параметров скорее всего расти не будет, - отметил директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, - но внутри параметров может что-то измениться. Благодаря развитию олимпиад, например, в Московской олимпиаде школьников появилась робототехника. Точно так же идет работа над тем, чтобы и конкурс проектно-исследовательских работ вошел в Московскую олимпиаду, как все остальные предметные олимпиады. Просто для этого вхождения необходимо удовлетворение определенным критериям, которые не происходят за один год, и только выстраивается работа, чтобы все работы были в Интернете. Все параметры, которые есть, за ними стоят измерители, в которых мы все должны быть стопроцентно уверены, и не только мы, сидящие по эту сторону, но и, что самое главное, учителя, родители и дети. Это вопрос доверия.