​Открытая система

Остановлюсь только на одном факторе, о котором в последнее время много говорят в обществе, - забота об учителе. Правительство Москвы среди множества вопросов поддержки образования выделило в качестве приоритетных работу с педагогическими кадрами, создание максимальных условий для их творческого труда и их профессионального саморазвития. На мой взгляд, еще одним фундаментальным достижением образования явилось создание равных стартовых возможностей для всех детей и подростков города, готовность каждой образовательной организации реализовать любые требования москвичей, как учащихся, так и их родителей. Безусловно, в решении этих вопросов трудно переоценить роль и значение руководителей образовательных организаций. И этому в значительной степени способствует введенная открытая система аттестации директоров, публичная защита ими проектов, которые позволяют создать новые образовательные траектории, напрямую связанные с качеством образования. А качественное образование, основанное на раскрытии потенциала каждого ребенка, его разностороннего развития, формирует культуру жизни в мегаполисе с разными людьми и в то же время сохраняет свой собственный мир московского школьника.
Вызывает уважение и поддержку Правительства Москвы развитие образовательной среды города, которая не замыкается в рамках школы и колледжа. Детям, подросткам предоставлены широчайшие возможности выбора театров, музеев, библиотек, кружков технического творчества, студий, спортивных секций. Для них работают программы «Университетские субботы», «Профессиональная среда» и другие общегородские просветительские проекты.
Прозрачность образовательных организаций, деятельность их руководителей, педагогов стала нормой работы системы образования. Но это все было бы невозможно без участия общественности, без открытости самой системы образования. Ни для кого не секрет, что общественное мнение влияет на многие аспекты образования - это и оценка деятельности образовательной организации, ее рейтинги, эффективность использования финансовых средств.
Одной из общественных структур, наделенных полномочиями общественной экспертизы, контроля, трансляции мнения населения об эффективности системы образования, является Общественная палата города Москвы, выборы членов которой прошли в апреле текущего года. В палате сформированы комиссии, в том числе комиссии по образованию, науке и культуре, члены которой доверили мне ее возглавить. Задачи образования сразу же были заявлены как одно из приоритетнейших направлений ее работы. И это вполне понятно, так как образование является основой культуры, науки, просветительства. От него зависит качество жизни конкретного человека, да и будущего в целом. Работая в рамках закона «Об Общественной палате», члены комиссии будут выстраивать взаимоотношения с образовательным сообществом, с москвичами, с городской властью, которые позволят, с одной стороны, быть объективными в оценке деятельности ответственных структур, а с другой стороны - помогать через общественную экспертизу, общественное обсуждение, понимание решений добиваться более качественной работы.
Проведение городского педсовета, безусловно, предполагает определение основных задач, которые предстоит решать в ближайшее время, ибо в развитии системы образования нет границ. Образование - это живой организм, о чем блистательно сказал Сергей Семенович. И не случайно большинство из вас, находящихся в этом зале, давно живут под девизом «в стремлении к успеху нет пределов для границ». Есть новые высоты, будут появляться новые профессии. Информационные технологии изменят природу внутри общества, будет меняться и город. И в центре этих перемен будет система образования. Мы должны прежде всего обратить внимание на технологии обучения, понимая, что, готовя молодежь к жизни в цифровой среде, в среде интенсивного развития Интернета в условиях виртуализации образования, новых моделей организации бизнеса, нового технологического уклада. Следовательно, в педагогических коллективах потребуется освоение новых методик и новых подходов к обучению, получение дополнительных знаний для своего профессионального роста. Безусловно, это далеко не все задачи, которые предстоит решать в ближайшее время. Я абсолютно уверена в том, что московская система образования успешно справится с ними, ибо мы имеем квалифицированные педагогические кадры с достойной зарплатой, материально-техническую базу, информационные технологии, сильных управленцев и, самое главное, поддержку Правительства Москвы и лично мэра Москвы. Задача всех нас, и в том числе комиссии Общественной палаты, которую я представляю, - помочь Правительству Москвы, Департаменту образования реализовать поставленные задачи, создать самые достойные условия и возможности для получения москвичами достойного образования, уровня культуры и использования достижений науки во всех областях нашей жизни.
Пользуясь такой возможностью, хочу вас поздравить от имени членов нашей комиссии с началом нового предстоящего учебного года!

Есть чем гордиться

Любовь ДУХАНИНА, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности»:

- Реформирование московского образования произошло действительно в рекордно короткие сроки. И мы видим впечатляющий пример мобилизации усилий. Собран макет из интересных, креативных идей. И сейчас нам очень важно реально научиться управлять конечным результатом - удовлетворением образовательных потребностей наших москвичей.
На этом этапе развития московского образования основные вопросы, которые звучат к нам из общества от наших граждан: а что получилось? а как работает? трансформировалось ли увеличение численности педагогического коллектива в дополнительные возможности для повышения квалификации наших учителей? привело ли соединение сильных и слабых школ к повышению образовательных результатов ребят из низкоресурсных семей?
Министр образования Москвы Исаак Иосифович Калина в финале прошедшего учебного года презентовал первые результаты работы системы московского образования всей России на территории общественной палаты. Сегодня мы увидели в большем объеме информацию из уст нашего мэра Сергея Семеновича Собянина, и мы все с вами считаем одинаково - Москве уже сегодня есть чем гордиться. Москва активно реализует политику информационной открытости. Уже созданы сайты, селекторы, общественные родительские советы, экспертные советы, интереснейший проект «Новости образования». Однако все чаще это открытость, информирующая постфактум. Нужно достичь открытости на этапе выработки и принятия решений. Словом, амбиции самой открытой системы образования вполне обоснованны, и их надо продолжать подтверждать как за счет технологических прорывов, так и за счет сути самой открытости.
В Москве очень высок уровень предпринимательской инициативы. В сфере образования и развития детей также создаются новые проекты «Города профессии», большое количество развивающих программ, центры дополнительного образования. Это отвечает запросам наших московских семей и позволяет создать для ребенка действительно очень интересную траекторию его развития из формального, неформального и виртуального. Объем возможностей сегодня существенный, и нам нужно продолжать работу над снятием барьеров и развитием конкуренции по качеству услуг. И уже есть очень интересные модели.
Москва была и есть лидер по негосударственному сектору образования - детские сады, школы. Появилось партнерство у всех школ Москвы с Мастерславлем. Выделяются субсидии предпринимателям на создание ЦМИТов. Школы также ведут активно свою деятельность в направлении создания различных форм сетевого взаимодействия. Это первые наши шаги на этом пути. Ближайшая зона роста - это расширение объема государственных услуг, распределяемых на конкурсной основе.
Небыстро и непросто складывается в России система независимой оценки качества социальных услуг, в том числе и качества образования. В Москве есть ведомственный рейтинг. Родители размещают свои отзывы на сайтах образовательных организаций. Думается, в Москве есть возможность интегрировать имеющиеся сегодня сильные информационные ресурсы, базы и навигаторы по организации и программы, а также данные о качестве их работы в полноценную систему независимой оценки качества образования с качественным информационным интерфейсом. Москва может стать пионером, лидером в апробации высокотехнологичных форм создания независимой системы оценки качества. А москвичи получат объективную систему для выбора организации или программы для образования своих детей.
Хочу поздравить всех нас с началом учебного года и пожелать, чтобы он был интересным и вдохновляющим!

Школы заинтересованы в каждом ученике

Людмила МЯСНИКОВА, председатель городского Экспертно-консультативного совета родительской общественности:

- Дорогие, любимые директора, коллеги, партнеры! Я вас очень люблю, и поэтому сейчас буду говорить о том, что думают наши родители о наших школах, о наших переменах.
Что такое школа для родителей сегодня? Пожалуй, есть две основных характеристики: во-первых, это надежное партнерство с вами; во-вторых, это территория, территория и пространство, где наши дети получают необходимые для жизни знания и развиваются, то бишь безопасность этих территорий. И это стало возможным потому, что за последние годы московские школы сильно изменились. Изменения произошли практически во всем. В первую очередь, став крупными образовательными комплексами, школы превратились в школы больших возможностей. И этими возможностями могут пользоваться только жители нашего города. У родителей появился выбор: какую именно программу выбрать для своего ребенка? А школы заинтересованы в каждом ученике, по-хорошему соревнуются между собой. Кто и какие программы, мероприятия, возможности может предложить московским родителям? Поэтому родители, которые осознанно выбрали свою школу, проанализировали, что может предложить школа и, начиная с дошкольных групп, с самой первой ступени, какие направления и профили могут быть интересны ребенку на уровне общего образования, какие учителя помогут раскрыть и развить его способности, - они становятся частью этой большой школы. А поскольку их интересы направлены на будущее ребенка, появляется желание помочь сделать процесс обучения ребенка интересным и творческим. Поэтому год от года число детей, переходящих из дошкольных групп в первый класс в рамках больших комплексов, становится все больше и больше. Теперь наши дети имеют возможность выбирать тот профиль и те предметы, которые им больше всего интересны и важны. В каждом комплексе есть гуманитарное направление, физико-математическое и биолого-химическое. А открытие инженерных, медицинских и кадетских классов дает ребятам свободу выбора и позволяет получить качественное образование, новое образование. И не случайно, что количество побед московских школьников на олимпиадах различного уровня растет с каждым годом.
Дополнительное образование детей также меняется год от года в лучшую сторону. Оно становится разнообразным, и наравне с традиционными кружками (изо, танцев, английского языка) появляются секции робототехники, компьютерных технологий, автодела, гольфа, в конце концов, восточных языков. И школа стала открытой.
Не изменилась и форма участия родителей в школьной жизни. Сегодня родители стали активными участниками образовательного процесса. Большую роль в этом сыграли управляющие советы, работа которых отличается от привычных всем родительских комитетов. Вопросы, которые решают управляющие советы, касаются в первую очередь развития школы. Предложения, идущие от родителей, направлены на открытие новых направлений профильного и профессионального обучения в образовательном учреждении, новых кружков, дополнительного образования и на проведение конкурсов и фестивалей. При этом любой родитель - специалист в своей области, будь то юрист или строитель, - может помочь школе советом, консультацией, в конце концов, даже экспертизу может провести. Родители могут заинтересовать и детей, и школу - заинтересовать своим профессиональным опытом и стать участниками проекта в своих школах.
Многие московские школы дружат и сотрудничают с колледжами и вузами города. А проекты «Университетские субботы» и «Профессиональная среда» открыли новые возможности не только для школьников. Родители с удовольствием становятся участниками мероприятий, которые предлагают колледжи и вузы. Стартовавший в этом году проект «Профессиональное обучение без границ» дает возможность школьникам получить профессию за счет посещения программ дополнительного образования. Это все начинается с 7-го класса. И уже где-то к 10-11-му классу они могут получить реальную профессию по своему выбору. По окончании обучения и при условии успешной сдачи экзаменов выдается свидетельство о получении профессии. И если ребенок решит продолжить обучение по этому направлению, то, конечно же, это будут сокращенные сроки.
Результатами изменения школы, о которых я только что говорила, стали высокие результаты ЕГЭ, победы на олимпиадах, конкурсах. И нас как родителей радует, что таких ребят становится все больше и больше. А еще больше всего радует, что таких школ становится все больше и больше. Мы понимаем, что уровень знаний наших детей находится на очень высоком и достойном уровне. Поэтому от лица родителей я вам говорю большое спасибо!
Но самый главный вопрос, который волнует родителей на сегодня, - как их ребенок может применить знания, полученные в школе, на практике. Поэтому сегодняшний наш родительский заказ школе - помочь нашим детям научиться сочетать знания из разных областей, сформировать у ребят необходимые для жизни в их профессии навыки и умения, уметь применить в реальной жизни все то, чего они узнали и чему научились в школе. Уверены, что эти наши ожидания оправдаются, потому что московская школа - надежная школа. Мы любим свою школу, готовы ей помогать. И вы можете на нас рассчитывать.

От нас ждут новых результатов

Илья БРОНШТЕЙН, председатель Молодежной ассоциации руководителей образовательных организаций:

- Система образования - это один из стержней национального благосостояния, фактор формирования нового качества жизни. Сегодня мы говорим, что мир стал метапредметным. Инструменты традиционного предметного обучения уже не обладают той эффективностью, которую демонстрировали двадцать и более лет назад. От нас ждут новых результатов формирования предпрофессиональных и жизненных навыков, конвергенции полученных в школе знаний и умений. Конечно, решение этих сложнейших задач невозможно вне стабильных и непрогнозируемых условий.
Поэтому крайне важным для нас является сохранение принципа нормативно-подушевого финансирования, обеспечивающего ресурсами стабильность школы. Школа может адекватно планировать свою деятельность в среднесрочной перспективе, выступать надежным партнером семьи и привлекательным работодателем.
Рост качества - на него оказывает не меньшее влияние степень открытости системы московского образования. В открытом доступе транслируются все ключевые совещания. Абсолютно прозрачна и доступна для общественного наблюдения система аттестации и назначения руководителей. Как председатель Молодежной ассоциации директоров школ отмечаю и высокую активность образовательных организаций в социальных сетях. Так, многие руководители, входящие в состав нашей ассоциации, имеют порядка 5 тысяч подписчиков в социальных сетях - это максимально возможное количество подписчиков для личных страниц. И эта открытость позволяет не только доносить до родителей те или иные решения, идеи, но и слышать их запросы, своевременно на них реагировать, формировать сообщество компетентных, заинтересованных в развитии образования людей. Современный московский родитель информирован и требователен, он стремится получать самую актуальную информацию о ходе обучения ребят, о ресурсах школы и города, задействованных в процессе обучения. Эффективность взаимодействия семьи и школы напрямую зависит от качества моделью управления школы, точного видения планируемого результата всеми участниками образовательных отношений, активности компетентных управляющих советов, следования утвержденной программе развития, профессионализма административной команды и всего педагогического коллектива, - вот лишь некоторые слагаемые успешной модели управления московской школой.
Рейтинг московских школ является инструментом создания конкуренции организаций в борьбе за качество образования. Мы достигли весьма высоких результатов, сократив при этом нагрузку на ребенка. Так, с 2014 года реализуется проект «Эффективный учебный план», в котором принимает участие наша школа №1371. Проект позволил не только оптимизировать пребывание детей в школе, но и создать условия для широкого вовлечения учащихся в деятельность системы дополнительного образования, обеспечивает реальную индивидуализацию образовательного процесса. На первый план вышла работа в формате индивидуально-групповых занятий, работа над проектами. Учет индивидуальных, в том числе и внеучебных, достижений обучающихся осуществляется через систему электронного дневника, журнала, а его новая, улучшенная версия содержит такой независимый для педагога инструмент, как конструктор уроков. За последние годы принципиально изменилось оснащение школ компьютерной техникой, интерактивными средствами обучения. Сейчас мы движемся дальше, создавая инновационные лабораторные комплексы для межпредметных занятий. 3D-принтеры, интерактивные столы, устройства трехмерной визуализации и прочее уже не удивляет и не отпугивает педагогов. Наоборот, мы прекрасно понимаем, что новые технологии - это путь к новым образовательным результатам, путь к знаниям для реальной жизни.
Ключевое место занимает задача предпрофессиональной подготовки. Сегодня с этой трибуны уже неоднократно говорилось о значении проектов «Университетские субботы» и «Профессиональная среда». Также мы понимаем включение в эту работу и в рамках проектов специализированных классов (кадетских, инженерных классов, медицинских) и предуниверсиальных на базе ведущих вузов. По сути, мы уже встали на тот путь, о котором сегодня говорил Сергей Семенович, - на путь интеграции основного, дополнительного, профессионального образования, формирования единого межпредметного подхода к достижению образовательных результатов.
Сегодня в ходе выступлений прозвучали четкие позиции, наказы системе образования от общества, от москвичей. Мы, педагоги, директора школ понимаем и принимаем эти запросы. Мы обладаем достаточными кадровыми, финансовыми, управленческими ресурсами для выполнения поставленных задач в предстоящем учебном году.
Уверен, что этот год принесет нашим ученикам много радости, новые открытия, новые победы.
Завершая выступление, хочу поздравить все педагогические коллективы Москвы с началом нового учебного года и пожелать уверенности в своих силах. Столичные школы и в новом году будут предметом особой гордости москвичей.

Подготовлено Лорой ЗУЕВОЙ