Тесты PISA помогают оценить грамотность школьников в возрасте 15 лет по таким предметам, как чтение, математика и естественные науки. Акцент сделан на выявлении творческих навыков, критического мышления и способностей решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях. В общей сложности тесты PISA включают 141 вопрос, в том числе 47 вопросов по чтению, 40 вопросов по математике и 54 вопроса в области естественных наук.
Программа PISA действует с 2000 года и охватывает 65 стран - членов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и сотрудничающих с ней государств (в основном это развитые или успешные развивающиеся страны с сильными системами школьного образования). Общее тестирование проводится раз в три года по выборке, включающей более 500 тысяч учащихся.
Тестирование, проведенное в Москве, стало крупнейшим исследованием такого рода. В нем приняли участие более 42 тысяч учащихся в возрасте 15 лет из 608 школ Москвы (всего в столице 630 школ). В основном в тестировании принимали участие ученики девятых классов, в меньшей степени учащиеся восьмых и десятых классов.
От каждой школы к тестированию привлекались до 85 учащихся независимо от вида образовательного учреждения, специализации класса или параллели. Выборку учащихся проводили эксперты ОЭСР. Предварительной подготовки к сдаче тестов PISA не было. На тестировании присутствовали международные наблюдатели, работы проверялись независимыми экспертами и перепроверялись за рубежом.
- Результаты, которые были получены в этих исследованиях, просто были поразительными. По сравнению с ведущими мировыми странами Москва по таким базовым направлениям, как математическая грамотность, читательская грамотность, вошла в десятку мировых лидеров. Более того, первые 300 школ Москвы вошли в пятерку ведущих школ мира, а первые 100 школ стали почти лучшими в мире, уступая только Шанхаю, - отметил Сергей Собянин.
По его словам, таких результатов удалось добиться за счет ряда решений.
- Это изменение финансирования школ, увеличение финансирования, улучшение материальной базы, изменение системы оплаты труда. Это создание крупных образовательных центров в Москве. Это изменение методики, контроля за учебным процессом, за результатами учебы. И самое главное, конечно, - это огромный труд коллективов учителей, это заслуга родителей московских учеников, - заявил мэр Москвы.
Но работа по совершенствованию системы столичного образования не завершится. Продолжится укрепление материально-технической базы, строительство новых детских садов и школ, ремонт существующих зданий и их оснащение современным оборудованием.
- Мы с вами достаточно долго бились над созданием электронных учебников, пособий и так далее. В конце концов создан такой программный комплекс, который включает электронные учебники и методические пособия для проведения уроков и дополнительные материалы к основным учебникам и так далее. Мы в течение ближайшего полугода-года апробируем его, послушаем ваши замечания, доработаем его. И будем активно внедрять во всех школах Москвы, - уточнил Сергей Собянин.
По его словам, это будет один из крупнейших проектов информатизации школьного образования в стране.
Результаты исследования качества образования
Итоги тестирования качества образования в школах города Москвы по стандартам PISA оцениваются в баллах. Результаты школьников сравниваются с данными PISA-2012, последнего опубликованного исследования.
Расчетное место - место школ Москвы в общем рейтинге среди 65 стран - участниц исследования.
По уровню читательской и математической грамотности система образования Москвы входит в Топ-10 лучших образовательных систем мира. По уровню естественно-научной грамотности - в Топ-20. Более низкие показатели в этой сфере объясняются поздним (по сравнению с другими странами) началом изучения естественно-научных предметов в российских школах.
При этом лучшие 100 школ Москвы (в которых обучается 23 процента московских школьников) обеспечивают качество образования на уровне самых высоких мировых стандартов: у них второе место (после Шанхая) по уровню читательской и математической грамотности. Интересен также результат лучших 300 школ Москвы (в которых обучается 63 процентов школьников): третье - пятое место по уровню читательской и математической грамотности.
Таким образом, московские школы входят в число мировых лидеров в области среднего образования. Результаты сопоставимы с результатами средних учебных заведений мира, таких как школы Шанхая (Китай), Сингапура, Гонконга, Финляндии, Японии, и намного опережают результаты школ большинства стран Организации экономического сотрудничества и развития, в том числе европейских.
Достоверность итогов международного тестирования PISA подтверждается данными российских измерений качества образования. В частности, результаты сдачи ЕГЭ в Москве в этом году были примерно в два раза выше среднероссийских показателей. Набрали 220 и более баллов по трем предметам ЕГЭ 32 процента одиннадцатиклассников Москвы (16,9 тысячи человек). Число 100-балльников составило 958 человек, или 19 процентов от общего числа 100-балльников в России. На Всероссийской олимпиаде школьников в 2015-2016 учебном году дипломы победителей и призеров завоевали 699 московских учащихся (30 процентов всех призовых мест).
Из 16 российских золотых медалей международных предметных олимпиад 2016 года девять медалей на счету москвичей. Кроме того, в рейтинг Топ-500 лучших школ России входит 139 московских учебных заведений.
Основными факторами обеспечения высокого качества школьного образования в столице служат:
- система финансирования школ по единым подушевым нормативам в зависимости от количества учащихся (деньги следуют за учеником), что позволяет всем учебным заведениям нанимать квалифицированные педагогические кадры;
- эффективная система оплаты труда педагогов, стимулирующая качественную и результативную работу;
- создание крупных образовательных центров, которые предоставляют учащимся максимально широкий выбор образовательных траекторий, профилей обучения и тому подобного;
- регулярное переоснащение школ современным учебным оборудованием;
- комплексная интеграция общего, дополнительного и профессионального образования, использование возможностей городской среды для обучения и развития школьников;
- система мотивации к достижению высоких образовательных результатов на уровне отдельных школьников (олимпиады), учителей (премирование за высокие образовательные достижения учеников) и школ в целом (рейтинги, гранты);
- система независимой диагностики качества образования начиная с первых классов школы, позволяющая выявлять и при необходимости корректировать образовательные результаты школьников на максимально раннем этапе;
- участие родительской общественности в управлении школами (управляющие советы).