Гранты будут присуждаться авторам по результатам конкурса представленных заявок и издательствам, включенным в список на основании квалификационного отбора и в зависимости от их технических возможностей, после заключения контрактов на издание выигравших рукописей. Национальный фонд подготовки кадров уполномочен осуществлять руководство проведением конкурса и выплатой грантов победителям.

В современной России происходят изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. В этих условиях школьное образование в России претерпевает существенные перемены.

В новых условиях стратегия модернизации содержания общего образования предполагает переосмысление целей и содержания образования в школе. Появляются позитивные сдвиги в развитии новых направлений исторического образования, которое было включено в единое русло усилий государства и общества, направленных на стабилизацию социальных отношений в стране, укрепление начал гражданственности, воспитание национального достоинства, патриотизма и т.д. Все большее внимание уделяется изучению различных религий и истории их развития в России. Однако в настоящее время нет современных учебных материалов, объективно освещающих эти вопросы.

Национальный фонд подготовки кадров объявляет конкурс на создание учебно-методического комплекта по курсу «Религии в России» для 8-9-х классов, поддерживающий содержательно факультативные учебные занятия, организованные образовательными учреждениями в основной школе по образовательной области «Обществознание», и приглашает авторов, обладающих соответствующей квалификацией в написании учебной литературы и издательства к подаче заявок на получение грантов на подготовку рукописей, а также создание оригинал-макетов.

Учебно-методическая литература, которая будет приниматься на конкурс, должна представлять собой учебно-методический комплект, состоящий из следующих частей.

1. Учебное пособие.

Цель создания учебного пособия «Религии в России» - формирование у учащихся полных и разносторонних знаний обо всех основных религиях, сыгравших важнейшую роль в истории нашей страны, в формировании духовности народов России.

Школьники должны получить сведения об истории возникновения каждой конфессии, основах ее вероучения и культа, организационном устройстве, об истории конфессии в России с момента появления в стране и до нашего времени, ее месте и роли в жизни общества и в отношениях с государством, о современном состоянии и о социальной активности.

Основной целью курса должно стать формирование у учеников религиозной терпимости, понимания основных принципов свободы совести и вероисповедания, непримиримости к религиозному экстремизму и ксенофобии. Другой целью преподавания курса помимо общедидактических задач (обучение и развитие) является и воспитательная компонента. Основные направления воспитания должны показывать терпимый характер религиозной политики традиционных российских конфессий (православие, ислам, иудаизм, буддизм) по отношению друг к другу или к автохтонным религиям народностей, населяющих Россию.

Учебное пособие должно помочь учащимся в знакомстве с важнейшими историко-религиозными событиями, произведениями религиозного искусства и литературы.

Структурно учебное пособие должно состоять из основной части и модулей (глав), содержащих последовательное хронологическое изложение сведений о каждой из отобранных по вышеперечисленным признакам конфессий в порядке их появления на территории России (язычество - традиционные религии - новые религиозные движения).

Заключительной главой учебного пособия (основной части) должен стать материал по конфессиональной географии, включающий исторические конфессиональные карты и современную религиозную карту России.

Примерный объем - 14 п.л.

2. Методическое пособие для учителя.

Данное пособие адресуется преподавателям школьного курса «Религии в России». Его цель - помочь учителям, методистам в выборе учебного материала при изучении истории и современного состояния религий России.

Содержание методического пособия предусматривает соотнесение материалов об истории религий в России с основными эпохами общегражданской истории страны с включением схем, статистических таблиц, фрагментов исторических источников и художественной литературы (ресурсный материал).

Примерный объем пособия - 20 п.л.

3. Словарь понятий и терминов.

Словарь призван дать систематизированную информацию в форме статей по основным проблемам данного учебного курса. В нем будут представлены варианты толкований понятий и терминов, основанные на первоисточниках.

Словарь включает термины и понятия, используемые при проведении учебных занятий по данному учебному курсу и обладающие общей значимостью для других смежных учебных дисциплин. Содержание раскрываемых понятий должно быть научно обосновано, идеологически беспристрастно, соответствовать современному развитию образования; опираться на отечественные педагогические традиции, предполагающие единство нравственного, патриотического и гражданского подходов.

Указанный словарь, предназначенный для учащихся 8-9-х классов и учителей, будет использоваться при изучении курса «Религии в России».

Словарь является основой для объективного понимания религиозных и религиоведческих понятий и терминов, носит методологический характер, способствует систематизации знаний учащихся, учитывает учебные материалы, изданные различными авторскими коллективами.

Язык словаря предполагает доступность и четкость формулировок, последовательность в изложении со ссылками на источники внутри статей.

Примерный объем словаря - 8 п.л.

Заявители, соответствующие необходимым требованиям (авторы УМК и издательства, специализирующиеся на издании учебной литературы), могут получить более подробную информацию в Национальном фонде подготовки кадров (НФПК) у координатора программы «Конкурс учебников» Прониной Марии Юрьевны по адресу: Москва, Смоленский бульвар, д.3/5, 1-й этаж, ком.3; контактным телефонам : 246-98-94, 246-66-32 или факсу 246-98-92.

Формы заявок для авторов и издательств должны быть получены заинтересованными заявителями лично или по письменному заявлению в НФПК по адресу: Москва, 119121, Смоленский бульвар, д.3/5, 1-й этаж, ком.3 или на интернет-сайте www.ntf.ru.

Поступившие от авторов заявки будут оцениваться рецензентами и специалистами Экспертного комитета 12-го тура конкурса НФПК, гранты авторам будут присуждаться Экспертным комитетом 12-го тура конкурса НФПК. Экспертный комитет будет осуществлять оценку квалификационных требований и технических возможностей издательств, а также принимать решение о выделении им грантов на создание оригинал-макетов победивших рукописей. Решение Экспертного комитета является окончательным, механизм подачи апелляций не предусматривается.

Заполненные формы заявки на участие в конкурсе, а также необходимые приложения должны быть представлены в НФПК по вышеуказанному адресу не позднее чем 1 сентября 2003 г. для авторов и издательств.

К рассмотрению также будут приниматься конкурсные документы, присланные по почте по адресу: 119121, Москва, Смоленский бульвар, д.3/5,

4-й этаж, НФПК с пометкой на конверте «на 12-й тур конкурса» и с датой отправления на почтовом штемпеле не позднее 25 августа 2003 г. для авторов и издательств.

Всем заявкам на получение грантов будут присваиваться номера. Во всех последующих случаях будет даваться ссылка на этот номер.

ЗАЯВКА ОТ АВТОРОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РУКОПИСИ

в рамках 12-го тура Конкурса НФПК

Заявка №

1. Ф.И.О. автора/авторов (полностью):

(число, месяц, год рождения)

(паспортные данные: серия, №, кем и когда выдан)

(полный почтовый адрес: индекс)

Приложение: копии паспортов всех авторов

2. Номер телефона (дом. и раб.)/факса (каждого автора):

E-mail:

3. Специальность/квалификация; степень/диплом

(для авторского коллектива: сведения о втором, третьем и т.д. авторах изложить на отдельном листе)

4. Сведения о работе (за последние 10 лет)

(для авторского коллектива: дополнительные данные о втором, третьем и т. д. авторах изложить на отдельном листе)

5. Предыдущие публикации (до трех наименований)

5.1. Наименование/наименования

6. Права собственности:

6.1. Является ли материал полностью оригинальным или переработкой существующего УМК?

6.2. Является ли материал собственностью автора (авторов)?

6.3. Если материал является адаптированным, имеется ли разрешение на его использование?

6.4. Заключен ли контракт (авторский договор) на издание материала с каким-либо издательством?

6.5. Можете ли вы гарантировать, что имеете все права на публикацию материала?

7. Описание материала, на подготовку которого требуется грант.

(а) Название

(б) Предмет

(в) Предполагаемая возрастная группа

количество часов в неделю

(г) Тип общеобразовательного учреждения

(д) Предполагаемое количество условных печатных листов

(е) Количество (процент от текста) и тип иллюстраций, если таковые предполагаются

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Развернутая программа курса. В ней указывается:

- место данного курса в образовательном процессе;

- цели, задачи, образовательные результаты (в том числе предметные знания, вырабатываемые с его помощью, предметные, универсальные и интеллектуальные умения, мыслительные навыки);

- содержание курса;

- методы преподавания и учения (включая формы организации учебных занятий);

- формы контроля за уровнем достижения учащихся, включая критерии оценки;

- дополнительные обучающие материалы, которые желательно использовать при организации учебных занятий (включая литературу - тексты, а также сетевые ресурсы, СD, видео и прочие).

2. Пробные главы (объем 1-1,5 п.л.) из каждого пособия, включенного в состав УМК (учебное пособие, методическое пособие для учителя, словарь). Главы должны соответствовать друг другу.

Материал представляется в 3 экземплярах в напечатанном виде (с приложением дискеты), заголовки должны быть подчеркнуты или выделены жирным шрифтом. Все страницы должны быть пронумерованы.

Примечание: неправильно оформленные заявки приниматься не будут.

ЗАЯВКА НА ВКЛЮЧЕНИЕ В СПИСОК ИЗДАТЕЛЬСТВ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО ПОДАВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ГРАНТОВ НА СОЗДАНИЕ ОРИГИНАЛ-МАКТОВ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ

в рамках 12-го тура Конкурса НФПК

Заявка №.

1. Общие сведения:

2. Название издательства

3. Номер лицензии на право осуществления издательской деятельности

4. Полный почтовый адрес издательства

5. Номер телефона/факса

6. Период деятельности с момента основания

7. Период деятельности с момента регистрации

Ф.И.О. руководителей

8. Описание издательской деятельности

(а) Общий объем издаваемой литературы, находящейся в производстве

(количество наименований и суммарный тираж)

(б) Количество учебной литературы (% от п. (а)) .

(в) Приоритеты деятельности (если таковые имеются), например издание иллюстрированных книг, учебников или учебных пособий, справочников и т. п.

(г) Специализация по учебным предметам и возрастным группам учащихся (если таковая имеется) ..........

(д) Среднее количество новой учебной литературы:

2001 г. 2002 г. 2003 г.

(е) Средний годовой тираж (а) всех изданий . (б) учебников

(ж) Количество изданий с разовым тиражом свыше 30.000 экземпляров

(з) Количество учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством общего и профессионального образования

(и) Количество учебников и учебных пособий, включенных в Федеральный перечень учебников

2001/02гг. 2002/03гг. 2003/2004гг .

9. НЕОБХОДИМЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

(а) Текущий каталог или перечень изданий

(б) Образцы рекламных материалов

(в) Образцы (не более трех) учебников, имеющихся в продаже

(г) Прайс-лист