По определению результатом образовательной деятельности педагога является преобразование сознания целых поколений. И преобразовывают это сознание учителя, оказывающие образовательные услуги от имени государства и при этом не имеющие статуса государственных служащих.
В стандарте подробно представлены необходимые для осуществления профессиональной деятельности компетенции, трудовые действия, но нигде не прописано, что педагог должен иметь авторитет. В то же время понятно, что без него учителю вряд ли удастся достичь качественных результатов. В начальной школе признание авторитета учителя обусловлено возрастными закономерностями развития. Младший школьник готов воспринимать материал, подчиняясь своеобразному «инстинкту следования». Чем старше ученик, тем больше у него возникает требований не к знаниям, а к личностным качествам педагогов.
В педагогике часто используется метафора о том, что воспитание - это протянутая рука. Но эта рука повиснет в воздухе, если воспитанник от нее отвернется. И пусть учитель обладает всеми компетенциями, обозначенными в профессиональном стандарте, он не сможет качественно оказать ту самую государственную услугу. А между тем в обществе заметна тенденция искать причину невысоких отметок и проблем, связанных с обучением, в учителе.
Все чаще со стороны родителей звучат обвинения в адрес учителя: не научил, не требует, не проверяет, не вникает в ситуацию, к другим относится лучше, придирается и в конце концов не любит. Может ли человек, превращенный в винтик, оказывающий услуги, любить? И обязан ли он это делать? Получается, что самые важные детали профессиональной деятельности учителя невозможно прописать ни в одном стандарте.
Секрет в том, что учитель транслирует не только социальные функции и знания, но и ценности, отношение к работе, к окружающему миру в целом. И принять ученик все это может только в том случае, если учитель входит в круг значимых для него взрослых. И во многом это формируется в семейном окружении. Каждый взрослый человек в свое время был учеником. И у каждого есть свой опыт взросления. И у каждого на всю жизнь сохранилось отношение к учителям. В этом опыте имеются как положительные, так и отрицательные примеры учительства.
На родительских собраниях к молодым учителям особенно много претензий. И бывает достаточно трудно от них отбиться. Не пора ли задуматься над этой проблемой на государственном уровне? Возможно, ее источник в подмене понятий? Воспроизводство культуры, которое лежит в основе образования и является его смыслом, невозможно вне личностного пространства учителя и ученика, взаимодействия в этих пространствах. Этот процесс, который можно воспринимать как особое таинство, нельзя приравнять к бездушной процедуре регистрации имущества, соответственно нельзя считать услугой.
Но есть и обратная сторона медали. Сегодня, когда в нашу жизнь и профессиональную деятельность стремительно внедряются новые технологии, у учителя много времени уходит на их освоение. Все чаще можно услышать печальную шутку о том, что дети в школе мешают учителям работать. В каждой шутке есть доля шутки... Учителей объединяют в союзы, сообщества, требуют регистрироваться на разных сайтах, вступать в группы, принимать участие в общественных обсуждениях, при этом тщательно отслеживается их активность в электронных журналах и сетях, что влечет за собой повышенное нервное напряжение и дополнительную нагрузку...
Проблема престижа профессии педагога многогранна. И решать ее нужно незамедлительно, всем миром. Может быть, каждый из нас может принять участие в ее решении?

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область