Вспоминаю свое первое знакомство с профсоюзом. Будучи еще студенткой дневного отделения МГПИ им. Ленина, я пришла на собеседование в школу, где предстояло впоследствии работать. На пороге меня встретила энергичная приветливая женщина, поинтересовалась, какова цель моего визита. Проводила до кабинета директора, по дороге успевая делать замечания бегающим на переменке ученикам и давать строгим голосом указания проходящим педагогам. «Не иначе как администратор», - подумала я. Это и была, как я потом узнала, председатель первичной профсоюзной организации. Звали ее Инна Ивановна. Позже стало понятно, что это один из главных людей учреждения.
Как только я устроилась в школу, мне сразу предложили написать заявление о вступлении в профсоюз, расспросили о моих увлечениях и наклонностях, какой общественной работой хотелось бы заниматься и какой вклад могу внести в празднование Дня знаний и Дня учителя. Тут же определили мне фронт работы по подготовке школьного здания к началу учебного года. И работа закипела...
Очень быстро я перезнакомилась с коллегами, на педагогическом совете в компании других молодых специалистов, пришедших работать в учреждение, была представлена Инной Ивановной всему педагогическому коллективу с позитивной характеристикой всех моих талантов.
Надо отметить, что Инна Ивановна пользовалась непререкаемым авторитетом в трудовом коллективе, держала под контролем абсолютно все: от проведения генеральных уборок школьных помещений до школьного расписания и организации учебного процесса. Несмотря на повседневную рутину и трудности в работе, никогда не опускала руки, была подтянута, энергична, бодра, ровна в общении со всеми, умела расставлять приоритеты, всегда брала на себя ответственность - словом, являлась незаменимым человеком в школе. Ни одно совещание, планерка, методическое объединение, научно-практическая конференция, ни одно школьное дело не проходило без ее участия.
Когда Инна Ивановна выступала, голос ее звучал уверенно и твердо, речь была поставленная, а все слова доходчивые и понятные. Ей доверяли, к ней обращались за советом, она могла разрешить любую ситуацию мирным путем, умела воздействовать на людей и взаимодействовать с ними, к каждому человеку находила свой подход, виртуозно владела искусством общения.
Под профсоюзным руководством я прошла первую в жизни аттестацию, именно профком дал мне рекомендацию для участия в конкурсе «Учитель года», первую свою грамоту я получила тоже от профсоюза.
Профсоюз никогда не оставался в стороне, всегда был в центре школьной деятельности. Если проводился субботник - это был всеобщий праздник труда. А организация пикетов, участие в первомайских демонстрациях! Испытываешь непередаваемое чувство приподнятости, сопричастности к чему-то большому, торжественному, ощущаешь единение со всеми трудящимися! Идешь в праздничной колонне, а вокруг тебя веселые, молодые (не только по возрасту) лица людей, несущих флаги России и профсоюза, нарядные транспаранты, разноцветные воздушные шары, огромные букеты цветов. Люди то смеются, то поют песни, то бодро идут под звуки духового оркестра! И во главе колонны - профсоюз!
Сколько было у нас совместных поездок! В конце каждой - фотоотчет в «Профсоюзном уголке». Билеты на «елки», концерты, в театры! На профсоюзные средства наши учителя имели возможность отдохнуть летом, иногда за бесценок, а иногда и бесплатно (правда, тогда профсоюз распределял соцстраховские путевки).
Жизнь била ключом. Хорошо работали, хорошо отдыхали. И все происходило при непосредственном участии Инны Ивановны. Тогда не было сайтов образовательных организаций, не было публичных отчетов руководителей и председателей, но ее деятельность всегда была на виду. Как она все успевала, имея огромную нагрузку учителя русского языка и литературы, будучи классным руководителем и председателем методического объединения словесников? Ее задор заражал всех, вокруг нее всегда царила атмосфера психологического комфорта, доброжелательности и поддержки...
Работа в советской школе со своими плюсами и недостатками, перестройка с ее непонятными тенденциями к анархизму, победа так называемой демократии, жизнь в современной России - интересная, трудная, порой непредсказуемая, но живая, заставляющая постоянно быть в тонусе, находить какие-то единственно правильные пути для решения ежедневных проблем... Разное административное деление, разные государства - судьба каждого из нас явилась капелькой, частичкой огромного океана человеческих судеб, благополучно перевалившего рубеж XXI века и неумолимо текущего вперед, смывающего все преграды на своем пути, вбирающего в себя все молодое, новое, передовое. Исчезло государство, в котором я родилась, исчезла партия, которая рулила по нашей жизни, изменилась сама жизнь, но одна структура «оттуда», из нашего общего «далёка», сохранилась, мало того, она сопровождала меня незаметно и ненавязчиво с самой юности и до сегодняшних дней. И имя ее - профсоюз!
Профсоюз всегда по мере обращения помогает каждому из нас. В начале 90-х годов главным направлением профсоюзной деятельности была борьба за достойную заработную плату и приемлемые условия труда работников, выражавшаяся в форме различных протестных акций. В настоящее время основа профсоюзной работы - выстраивание и развитие конструктивной системы социально-партнерского взаимодействия на основе заключаемых городских отраслевых соглашений и коллективных договоров. Это документы, в которых можно найти решение многих проблем. Для обеспечения их реализации созданы и функционируют постоянно действующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на различных уровнях социального партнерства.
Поскольку профсоюз всегда стоит на защите прав и интересов педагогических работников, в сфере интересов профсоюза продолжают оставаться проблемы нагрузки и аттестации, пенсионного законодательства и отдыха, оплаты и охраны труда, профессионального роста и обмена опытом.
Между администрацией образовательной организации и профсоюзом не существует неразрешимых противоречий. И администрацию, и профсоюз объединяет одна цель, общая задача - создать эффективную экономику и социальную сферу, при которой люди имеют возможность работать и жить хорошо. Профсоюзу сегодня отводится особая роль - на солидарной основе с работодателями обсуждать стратегические планы социально-экономического развития учреждения, участвовать в управлении образовательной организации.
Какие бы изменения в законы ни вносились, какие бы доктрины, концепции или федеральные программы ни принимались, какие бы приоритетные направления ни утверждались, ключевой фигурой в этих преобразованиях был и остается учитель, от профессионального уровня которого всецело зависит уровень работы всей образовательной системы.
Сейчас постоянно говорится о повышении качества работы учителей и воспитателей, о том, что оно должно соответствовать тем высоким требованиям, которые предъявляют педагогам общество и государство. А также о том, что нормальная работа невозможна без правильной организации. Перед профсоюзом всегда стояла задача обеспечения профессионального развития учителя. Развитие системы наставничества, оказание моральной и материальной помощи, воспитание кадров, разъяснение педагогическим работникам их прав и обязанностей - все это забота профсоюза.
Просветительская деятельность профсоюза сегодня просто неоценима. Работники имеют возможность посещать семинары по вопросам трудового законодательства, охраны труда, внедрения профессионального стандарта педагога в образовательных организациях города Москвы. Каждый член профсоюза может получить индивидуальную консультацию в территориальной и Московской городской организации профсоюза, услышать ответы на любые вопросы, касающиеся трудовой деятельности, во время селекторного совещания «Профсоюзный час». Кроме того, каждая образовательная организация обеспечена трилогией «Правовая азбука руководителя и председателя первичной профсоюзной организации», выпущенной МГО Профсоюза работников народного образования и науки РФ и АНО ЦПП «Профзащита», включающей в себя широкий спектр материалов по заключению и расторжению трудовых договоров, правилам ведения документов, организации рабочего времени и времени отдыха. Для общего пользования также профсоюзом разработаны модель коллективного договора современной образовательной организации, проекты примерной формы эффективного контракта с учителем, воспитателем, педагогом дополнительного образования, конкретизирующие трудовую функцию, права и обязанности работника с учетом требований Федерального закона «Об образовании в РФ» и др.
В наше время нельзя быть пассивным. Профессиональное развитие включает в себя прежде всего самообразование, саморазвитие, поступательное движение вперед. Как говорится, человек образованный - тот, кто знает, где отыскать то, чего он не знает. В современном информационном пространстве можно найти любой документ, будь то федеральный закон, приказ министерства или департамента, проекты законодательных актов, постановления правительства. А обмениваться опытом сегодня можно, просто путешествуя по сайтам образовательных организаций. Было бы желание.
Вот и получается, что для полноценной работы профсоюзной организации требуются неравнодушие, стремление изменить что-то в лучшую сторону; энергия, чтобы профсоюзные лидеры, зная проблемы работников, не уставали стучаться в различные двери для их решения. Нужны также честность и прозрачность в отношениях и, конечно, грамотность и компетентность лидеров. Можно сколько угодно кричать, что надо что-то сделать, но без знания, как это сделать, все криком и окончится. Сегодня мы предъявляем к председателю жесткие требования. Чтобы иметь право участвовать в управлении образовательной организацией, обсуждать острые вопросы, защищать интересы работников и отстаивать свою точку зрения, он должен не только знать проблемы и особенности коллектива, но и быть юридически и экономически грамотным.
В современных условиях нагрузка председателей первичных профсоюзных организаций ничуть не уменьшилась, а возросла многократно. Ко всему прочему прибавилась еще и координация профсоюзной работы всех структурных подразделений комплекса (а некоторые комплексы включают в себя более 10 зданий!). Здесь уже без союзников и сторонников не обойтись. И чем больше активных помощников - тем насыщеннее и интереснее будет профсоюзная жизнь.
Для нормального функционирования профсоюза необходима также и финансовая составляющая. Чем многочисленнее организация, тем больше у нее средств, а следовательно, и возможностей для развития и достижения целей.
Чрезвычайно важна поддержка деятельности первички руководителем образовательной организации. Если он способен увидеть в профсоюзе соратника, партнера, то профсоюз становится мощным ресурсом общественно-государственного управления образовательной организацией. Выстраивание грамотного взаимодействия с первичной профсоюзной организацией - важнейший элемент управленческой культуры, результатом которой может стать сильная конкурентная организация с мотивированным коллективом и благодарными учениками.
Важно еще и формировать правильный имидж организации. Нельзя недооценивать информационную работу. Мы должны применять современные пиар-технологии, постоянно работать над формированием положительного общественного мнения. Выигрывает сегодня тот, у кого более совершенные информационные технологии и более квалифицированные кадры.
В этой связи проблема кадровой подготовки сегодня как никогда актуальна. Завтрашние плоды вырастают из семян, посеянных сегодня. Совершенно недопустимо, что молодые специалисты, приходящие в школу, даже не знают, что в их учреждении функционирует первичная профсоюзная организация, работает профсоюзный комитет, действует коллективный договор. А ведь молодежь - самая активная часть педагогического сообщества, с продвинутой жизненной позицией, с неистовым желанием быть востребованными, быть в гуще событий, не пропустить чего-то главного, не отстать от жизни. И именно молодые способны продолжать и развивать сложившиеся традиции, которые определяют уклад школьной жизни, особый дух учреждения, корпоративное единство, то, чем ваш конкретный коллектив отличается от любого другого.
Нет двух совершенно одинаковых трудовых коллективов. Каждый из них не похож на другой. Точно так же не может быть одинаковых рецептов и рекомендаций, как сделать коллектив крепче, а профсоюзную организацию сильнее и действеннее. Так от чего же зависит успех или неуспех профсоюзной деятельности? Может, от нас самих?

Ольга СОБОЛЕВА, председатель территориальной профсоюзной организации работников народного образования и науки Южного административного округа