Крылатую фразу «точность - вежливость королей» сегодня уместно переименовать в «точность - ответственность директоров», поскольку именно точность понимания и выполнения того или иного нормативного требования в соответствии с законодательными и нормативно-методическими требованиями означает своевременное исполнение компетенций образовательной организации в полном объеме. Давайте поищем неточности нашего исполнения на простом примере анализа требований к организации внеурочной деятельности и дополнительного образования.
При организации дополнительного образования мы руководствуемся приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», приказом Департамента образования г. Москвы от 17 декабря 2014 г. №922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году», приказами Департамента образования г. Москвы №1308 от 7 августа 2015 г. и №2074 от 15 сентября 2015 г. о внесении изменений в приказ №922. При организации внеурочной деятельности руководствуемся письмом Минобрнауки России от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ).
Давайте внимательно почитаем эти документы, поразмышляем об организации внеурочной деятельности и найдем отличия от организации дополнительного образования.
В соответствии с ФГОС основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования реализуются через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Внеурочная деятельность является обязательной для выполнения образовательной программы в полном объеме. Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть организации образовательной деятельности по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. В соответствии с ФГОС общего образования общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования составляет: до 1350 часов на уровне начального общего образования; до 1750 часов на уровне основного общего образования; до 700 часов на уровне среднего общего образования. Каждая школа самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой основной образовательной программы, отражая это в плане внеурочной деятельности, реализуя указанный объем часов как в учебное, так и в каникулярное время. Формы организации внеурочной деятельности школой определяются самостоятельно с учетом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей). Почему? Потому что право выбора направлений и форм внеурочной деятельности имеют родители (законные представители) обучающихся при учете их мнений до завершения получения основного общего образования. Следовательно, необходимо ежегодно проводить изучение целевого запроса учащихся и родителей, протоколировать его результаты в рамках разработанных процедур согласования и утверждения плана внеурочной деятельности на каждый учебный год. Вот вам первая хитрость. Ваша образовательная программа аккредитована на 12 лет? Но школа ежегодно пересматривает и утверждает план внеурочной деятельности, опираясь на результаты опроса мнений и пожеланий детей и родителей. Допустим, пожелание родителей, чтобы дети в рамках внеурочной деятельности знакомились с астрономией, а в школе нет учителя, условий, ну и каких-то иных возможностей. Что будет делать каждая школа конкретно, как говорится, ее дело. Но с точки зрения требований законодательства школа обязана удовлетворить образовательные потребности детей, следовательно, прогнозируемый результат понятен. Чрезвычайно важно, чтобы все процедуры в школе были алгоритмизированы и описаны в локальных нормативных актах, с которых, собственно, все и начинается. Не за горами новый учебный год, проверьте, есть ли у вас в перечне локальных актов или их подразделов такие требуемые позиции, как «порядок организации внеурочной деятельности»? Расписан ли у вас алгоритм организации внеурочной деятельности, утверждения, согласования, контроля реализации плана внеурочной деятельности? Если нет, то строго необходимо разработать порядок организации внеурочной деятельности, ежегодного утверждения, согласования, контроля реализации плана внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности, как и учебный план, является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности должен утверждаться ежегодно. Формы внеурочной деятельности целесообразно определить на основе целевого опроса мнений учащихся и родителей о предпочтениях в выборе форм внеурочной деятельности. Правильнее всего с этой целью провести анкетирование, причем по начальной, основной и средней школе фронтально. Результаты анкет необходимо проанализировать и зафиксировать в протоколе изучения запроса родителей. Протоколы подписываются должностными лицами школы, по функциональным обязанностям курирующими содержание образования в начальной, основной и средней школе, представителями родительских сообществ, принявших участие в целевом опросе мнений о формах внеурочной деятельности, согласовываются с управляющим советом. Если все эти процедуры проведены и запрос изучен, всегда можно объяснить форматы вариативного выбора - почему здесь больше поют, а здесь чаще танцуют. А вот объем и направления внеурочной деятельности должны исполняться в строгом соответствии с нормами, установленными аккредитованной программой в соответствии с ФГОС.
Сведения в плане внеурочной деятельности оформляются в соответствии с требованиями. (См. таблицу.)
Следует помнить, что внеурочная деятельность в каникулярное время может быть запланирована в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках).
Финансирование образовательной деятельности по реализации основных образовательных программ (включая внеурочную деятельность) и объем средств определяются государственным заданием и учредителем образовательной организации. Есть о чем задуматься - финансирование внеурочной деятельности обеспечивается госзаданием, а финансирование дополнительного образования - в форме предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы. Вот вам ключевая зарубка первого отличия организации внеурочной деятельности и дополнительного образования. Нужно ли сегодня педработнику понимать, откуда берутся деньги на реализацию образовательных программ? Ответ однозначен и продиктован открытостью образования: теперь все прозрачно, это должен знать и может понять любой участник образовательных отношений, не только педагог и родитель, но и любой школьник. Значит, часы внеурочной деятельности и кружков дополнительного образования финансируются из разных карманов? А если мы внеурочную деятельность осуществляем в формах дополнительного образования - кружках, секциях, студиях, лабораториях? Тогда что мы реализуем - внеурочную деятельность или дополнительное образование? Вот откуда берутся неточности - в непонимании. Потому что мы сосредоточены только на вопросах содержания образования, когда каждый, казалось бы, знает, что вот часы общего образования - это уроки в первой половине дня, вот часы дополнительного образования - занятия во второй половине дня. И с этой устаревшей точки зрения внеурочная деятельность - феноменальное явление в современных реалиях учебного расписания, поскольку обеспечивает реализацию индивидуальных образовательных потребностей и запросов учащихся, с одной стороны, вариативной части основной образовательной программы, с другой стороны, может быть запланирована и реализована в любое время, в любой форме и в любом месте. Ох, какая это головная боль для разработчиков линейного расписания - никак внеурочка не вписывается в строгую линейку управления образовательным процессом от звонка и до звонка. Но для того чтобы получить ответ на искомый вопрос, проштудируем приказ №922 Департамента образования и найдем еще более точный ответ. Школа получает дополнительное финансирование в форме субсидий на госработы на реализацию дополнительных общеобразовательных программ, которые каждый учащийся в соответствии со своими потребностями, способностями и интересами выбирает на добровольной основе, а зачисление осуществляется через портал госуслуг - комплексную информационную систему «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» (КИС ГУСОЭВ) в порядке, установленном Департаментом образования города Москвы. При этом источником данных об обучающихся является Реестр обучающихся подсистемы «Нормативно-справочная информация и Реестры» КИС ГУСОЭВ. Приказом определен порядок расчетов финансирования дополнительных общеобразовательных программ на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях. Так, определено, что к ознакомительному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, предоставляемые воспитанникам и обучающимся в возрасте от 5 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 3 месяцев, время обучения - от 1 до 3 часов в неделю. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам. К базовому уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 8 до 18 лет, осваивающим программы начального общего (с 3-го класса), основного общего, среднего общего образования, программы среднего профессионального образования. При этом срок освоения программы составляет не менее 1 года, время обучения - от 3 до 5 часов в неделю. Результатом обучения является участие в общегородских мероприятиях, включенных в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень, не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призеров общегородских мероприятий, входящих в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень, не менее 10% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; переход на углубленный уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам. К углубленному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 12 до 18 лет, осваивающим программы основного общего, среднего общего образования, программы среднего профессионального образования. При этом срок освоения программы составляет не менее 2 лет, время обучения - от 4 до 8 часов в неделю. Результатом обучения является участие в общегородских мероприятиях, включенных в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень, не менее 80% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призеров общегородских мероприятий, входящих в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень, не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.
Как видим, разное финансирование выступает механизмом создания оптимальных условий для реализации образовательного права обучающегося и обеспечения качества образования. Финансовый механизм, по сути, обеспечивает право ребенка на образование и создает условия для его образовательных достижений. Именно результаты образования обучающегося являются главным критерием в отличии программ внеурочной деятельности и дополнительного образования. Программы внеурочной деятельности должны обеспечивать выполнение ФГОС в его вариативной части, а программы дополнительного образования - в полной мере удовлетворять индивидуальные образовательные потребности и интересы, даже если ребенку и в кружок по фото, и петь охота, обеспечивать развитие и индивидуальные достижения. Что же, как видим, понятия «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование» нужно четко дифференцировать не только по содержательному и нормативно-методическому признакам, но и по механизмам организационного, нормативно-правового и финансового самоконтроля и самоаудита. Точность - вежливость королей, но ответственность директоров. Ведь в том, что любая неточность будет выявлена, можно не сомневаться.