Сад «Эрмитаж» не очень большой по площади, но, безусловно, изысканно оформлен. Это то место практически в центре Москвы, где можно спрятаться на время от городского шума, побыть наедине с собой. Но сегодня остаться одному в саду было бы очень сложно - многочисленные поклонники джазовой музыки собрались на площадке у сцены. Кроме рядов кресел слушатели занимали каждый клочок земли вокруг: размещались на пледах, кто-то пришел с детьми, кто-то решил провести здесь свидание.
Как известно из истории, за 18 лет своего становления фестиваль превратился в крупнейший джазовый форум в Европе на открытом воздухе. И к подготовке XIX встречи организаторы подошли с особым трепетом. В программе: квинтет лауреата международных конкурсов Антона Горбунова (Россия), ансамбль солиста оркестра Игоря Бутмана, саксофониста Азата Баязитова (Россия), квинтет легенд российского джаза народного артиста России гитариста Алексея Кузнецова и одного из лучших в мире джазовых аккордеонистов Владимира Данилина, мини-бэнд контрабасиста Игоря Уланова с программой-посвящением «Coltrane Forever», а также особый гость - певица Суит Бэби Джей (США) в сопровождении квартета барабанщика Павла Тимофеева (Россия), Большой джазовый оркестр под управлением Петра Востокова (Россия) с программой «Битлз в джазе», один из самых именитых саксофонистов Словакии Радован Таришка в сопровождении квартета Алексея Подымкина (Россия), квартет лучшего саксофониста Австрии Хервига Радошнига, лауреат знаменитого джаз-фестиваля в Монтрё (Швейцария) певица Юлиана Рогачева и квартет Алексея Чернакова (Россия). В финале - ансамбль звезды американского джаза трубача Алекса Сипягина (США) при участии специального гостя - саксофониста Уилла Винсона.
Как видно, самые известные персоналии мира джаза были призваны на эти выходные, чтобы благодарный зритель смог прочувствовать стиль, ритм, движение, настроение этой музыки.
Джаз родился в результате смешения африканской музыкальной культуры чернокожих рабов и европейской. Из первой культуры данный род музыки позаимствовал импровизацию, ритмичность, неоднократное повторение главного мотива, а из второй - гармонию звучания в миноре и мажоре. Такие элементы фольклора африканских рабов, привезенных в Америку, как обрядовые танцы, рабочие и церковные песни, блюзы, также нашли отражение в джазовых мелодиях. Именно поэтому классический джаз на первый взгляд, а точнее слух, кажется неуловимым и сбивчивым, сложно выявить главные темы инструментов. А все потому, что обрядовость, то есть медитативные функции, выходит на первый план в музыке джаза.
Место, где именно появился джаз впервые, точно не определено. Известно только то, что он распространился по всему миру из США, а его классическое направление зародилось в Новом Орлеане, где 26 февраля 1917 года коллективом Original Dixieland Jazz Band была записана первая джазовая грампластинка - скачок вперед эпохи новой музыки.
В первом десятилетии ХХ века в южных штатах США особой популярностью стали пользоваться музыкальные ансамбли, которые исполняли оригинальные импровизации на темы блюзов, рэгтаймов, европейских песен. Их называли «jazz-band», от чего и произошла слово «джаз». В состав этих коллективов входили музыканты, играющие на различных инструментах, включая трубу, кларнет, тромбон, банджо, тубу, контрабас, ударные и фортепиано. На фестивале были исполнены почти все эти виды импровизаций, много нового было добавлено в уже имеющиеся направления. Это и неудивительно, молодые таланты не боятся раскрывать свой потенциал, не случайно, что все они уже мировые звезды джаза.
Джаз разливался в воздухе, затрагивал листья ближайших кленов. Контрабас перекликался с саксофоном. Азат Баязитов, саксофонист, лидер группы The Connection, обладатель собственного альбома, записанного в Нью-Йорке (а вообще их у него около четырех), посвятил сегодняшнее выступление своему учителю - Александру Викторовичу Осейчуку. Первая его пьеса называлась «Магнит». Как рассказал сам автор, эта пьеса о притяжении между людьми, об их взаимоотношениях и чувствах, как между теми инструментами, которые находились на сцене: фортепиано, контрабас, ударная установка и король джаза - саксофон. Тема взаимоотношений в творчестве Азата не случайна. В своем интервью на момент создания бойз-бэнда Азат отмечал, что «хочется чего-то массивного, масштабного, потому что на данный момент негде играть свои аранжировки людям, которых я назвал и которые получили образование в Беркли. Я хочу создать такое пространство, поле для деятельности, где каждый может попробовать что-то свое. Такое есть в Питере, но, думаю, в Москве это будет впервые».
Следующая пьеса имела название «New Scottish song», которое Азат с юмором перевел «Новая скотская песня». Смешок пронесся по импровизированному залу под открытым небом. А затем последовала композиция Рустема Яхеля, татарского композитора, под названием «Где ты была».
О других участниках фестиваля рассказал Михаил Грин - организатор и вдохновитель «Джаза в саду «Эрмитаж»: «Суит Бэби Джей - разноплановая певица, она с успехом исполняет и джаз, и блюз, и соул. Это такой не тяжелый и не легкий джаз. Ей будет аккомпанировать ансамбль прекрасного московского барабанщика Павла Тимофеева.
Один из лучших российских трубачей Петр Востоков руководит замечательным Большим джазовым оркестром, с которым подготовил программу «Битлз в джазе». За настоящим органом Hammond - виртуозный пианист Владимир Нестеренко. За основу взяты аранжировки, сделанные в 1970 году для аналогичного альбома оркестра Каунта Бэйси».
И действительно, исполнение американской певицы завораживало. Оно казалось ужасно сложным, и одновременно хотелось сказать: «Я тоже так могу». Потрясающее внешнее впечатление от образа джазовой певицы сочеталось с ее многоплановым голосом.
А от выступления джазового оркестра Петра Востокова просто захватывало дух. Их программа «Битлз в джазе» не оставила никого равнодушным, помогла по-новому услышать известные мелодии.
Большинство композиций из программы фестиваля можно прослушать в Интернете, но так никогда не получится прочувствовать тот стиль, ту элегантность, которые присущи джазу. Я уже не говорю о потрясающих эмоциях от прослушивания инструментальной музыки вживую в неформальной обстановке. Было очень интересно наблюдать за лицами выступающих, видеть, как ритм и мелодия увлекали их и затягивали в круговорот музыки. Тут и там виднелись качающиеся в такт барабанам головы. А маленькие дети и вовсе показывали танцевальный класс. Хорошие впечатления и радость музыки - вот что сохранится от фестиваля в саду «Эрмитаж».