О выборе профессии
В какой-то момент в жизни каждого человека появляется ощущение, что ты хочешь быть тем-то. Мне такое понимание пришло уже классе в 5-м, когда я поняла, что хочу стать учителем, это именно то, чем я хочу заниматься в будущем. Но мои родители считали иначе: «Да ты просто больше ничего другого не видела». Ну раз старшие так сказали, значит, они правы и их надо слушаться. Так я оказалась на факультете теоретической и экспериментальной физики в МИФИ. Но где-то уже на третьем курсе я поняла, что заниматься в будущем этим точно не буду. И начала думать о том, что мне все-таки интересно.
На протяжении всего обучения в институте я выступала в студенческой театральной студии ДТП, где мне было действительно здорово. Мы даже сессию старались сдавать максимально быстро, для того чтобы оставалось время на репетиции и на концерты. Это особая атмосфера. Затем в какой-то момент я пришла в свою школу, это было в середине третьего курса, и спросила, возьмут ли меня учителем в школу без педагогического образования. Душа-то рвется.
Сначала, конечно, мне ответили отказом. Но по счастливой случайности в этот момент, а это было прямо перед Новым годом, их учитель информатики ушла в декрет, и они срочно искали замену. И мне просто повезло. Так я и попала в свой первый педагогический коллектив.

О профориентации
На самом деле вся проблема в том, что в современной школе практически не развита профориентация. Дети в большинстве своем просто не представляют, кем бы они хотели быть, исключительно потому, что они не видят всего спектра возможностей. Поэтому мне и сказали так мои родители: «Это просто единственное, что ты реально видела, как работает». Но это не совсем так.
Мне очень повезло с учителями в школе. Моя классная руководительница, тоже учитель математики, выпустила только из нашего класса четыре будущих преподавателя. Это дорогого стоит.
Я всегда была «передовиком производства», участвовала в городском конкурсе «Ученик года», принимала активное участие в городских и школьных мероприятиях. Во время моей учебы в нашем городе (Подольск) появилось такое движение, как «Подольская лига старшеклассников», и я была в ее основе, а моя одноклассница даже сейчас возглавила эту лигу.
Поэтому, оказавшись на учебе в МИФИ, я решила доказать, в первую очередь себе, что справлюсь на «отлично» и с этим. Хотя учиться было крайне сложно.

Об особой школьной атмосфере
Так как на момент начала работы учителем я еще продолжала быть студенткой в университете, то сложность заключалась в том, чтобы все это как-то совмещать. Но в школе мне пошли на встречу, сделали под меня расписание, хотя, конечно, какие-то пары я в итоге прогуливала.
Самое главное - я поняла, что вот эта атмосфера в школе ни с чем не сравнима. Как и в студенческом театре - это тоже творчество. Каждый раз ты как будто выходишь на сцену, а перед тобой сидят ребята, человек 30 - это твои зрители. И каждый раз это спектакль с огромной взаимной отдачей.
Я поняла, что это именно тот путь, которому я хочу следовать, и начала искать педагогические курсы параллельно моему основному обучению. Чтобы там удержаться, необходимо было получить профильное образование.
О педагогическом образовании
Я нашла программу двухгодичной переподготовки Московского государственного областного университета. Что меня больше всего порадовало, так это формат обучения - в основном дистанционный. Я продолжала выступать в театре, получать основное образование и отличалась активностью на втором образовании. Мы работали друг с другом, проводили встречи, имитировали настоящие занятия в классе, писали отчеты по своим урокам в школе. Все, кто учился на программе, пошли работать потом в школу. И, что самое важное, мы все были мотивированы на работу учителем.
Я считаю, что без специальной подготовки идти работать учителем в школу можно, но будет крайне трудно. Это ведь такая профессия - она требует не только знания твоего предмета, но и понимания психологии детей, специальных педагогических методик, которые без обучения в профильном вузе получить сложно.

О доверии
Для себя я выработала один из главных принципов работы - личностный поход к ребенку, основанный на доверии. Я считаю, что без установления доверительных отношений с детьми добиться каких-либо результатов крайне сложно. Не важно, в каком классе учится ребенок, он уже отдельная сформированная личность, которая хочет, чтобы к нему относились с уважением.
Знаете, нет ничего счастливее тех моментов, когда утром в школе на тебя с радостными криками налетает целая орава детей, жаждущих поделиться новостями, рассказать свои секреты и тайны. Это очень ценно.
Для своих учеников я скорее как сестра, так как разница у нас с ними в возрасте небольшая - 10 лет всего. Поэтому им мне, конечно, намного проще довериться, чем, например, учителю с трудовым стажем больше моего возраста. Но в любом случае, еще раз повторюсь, доверие и уважение - это те основы, без которых современному педагогу с детьми просто не справиться.

Волонтерство
Важной частью моей практики является волонтерское движение. Это моя собственная инициатива, которую я предложила своим ученикам еще в 6-м классе и которую они с радостью поддержали. У нас сейчас установились достаточно тесные отношения с коррекционной школой №571, в которой учатся дети с особенностями развития. Мы приезжали к ним уже не раз, но каждая поездка - это очень волнительное и важное событие как для меня, так и для моих ребят.
Современные подростки на самом деле достаточно избалованны: гаджеты, модная одежда, сумки учениц, которые стоят в несколько раз дороже моей. Часто они просто не знают, что в Москве люди могут жить по-другому, могут не иметь таких дорогих телефонов или не ездить каждый год отдыхать за границу и на море. Волонтерское движение в этом смысле прекрасная возможность не только помочь тем, кто в этом нуждается, но и показать ученикам, насколько многогранен и сложен наш мир.

Родители
Конечно, сначала родители меня совсем не восприняли всерьез. Молодая девочка, которая выглядит, как старшеклассница, будет не только классным руководителем у детей-подростков, но еще и преподавать им математику. Но я быстро изменила их мнение. Уже на первом собрании я дала понять, что настроена серьезно. А когда сказала, что у меня два высших образования и педагогический стаж, то волнение родителей пропало совсем.
Сейчас у нас с ними выстроены очень близкие отношения. Я создала чат в What’sApp, куда приглашаю родителей по мере их освоения мессенджеров, там мы обсуждаем все вопросы, касающиеся поездок, планируемых мероприятий, возникающих конфликтных ситуаций.
Для своих учеников и их родителей я доступна 24 часа в сутки, что, конечно, немного усложняет личную жизнь, но, по моему мнению, очень правильно и нужно.


О современных школах
В прошлом году меня выдвинули и отправили на Всероссийскую выездную школу педагогов. Там я познакомилась с учителями со всей России и поняла, что опыт, который развивается в нашей школе, повсеместен. Опыт того, что школа становится для ребенка вторым домом, ведь он проводит здесь не только время основных занятий, но также обедает, а затем идет и занимается в различных кружках и секциях дополнительного образования: театр, художественная школа, спортивные направления.
У нас в школе №2025 очень интересно построен этот алгоритм: дети совместно с родителями сами выступают инициаторами открытия того или иного кружка, выбирают педагога, который будет у них этот предмет вести. И чуть ли не через неделю открывается та секция, которую они хотят. И это потрясающая система. Ведь все проблемы молодежи - преступность, алкоголь и т. д. - они от безделья. В нашей школе бездельничать некогда. Ребенок может быть занят чуть ли не круглосуточно.
Важно и то, что школа старается привлекать также и взрослых. Танцевальные, спортивные, художественные секции. Можно, например, прийти на занятие шейпингом и тут же задать вопрос про успеваемость своего ребенка. Для образовательного пространства это очень здорово.

О педагогических методиках
В моей педагогике все опять же основывается на личном факторе и на личной заинтересованности. Во ФГОС очень много сказано о том, что мы должны развивать в детях гуманизм, доброту, патриотизм, много личностных качеств. И когда я первый раз знакомилась с этим форматом, то думала, как же это реализовать в математике. Казалось бы, такой сухой предмет. Но потом оказалось, что любой материал даже в сложной науке ребенок не воспримет, пока не пропустит через себя. Пока ты не представишь, где это в реальной жизни поможет, пока ты не проговоришь, ребенок это не зафиксирует.
Например, теорема Пифагора. «О чем это вообще и зачем это нужно в жизни?» - думают дети. Но ты им приводишь пример: «Когда вы хотите построить дом и вам нужно проверить, насколько будут прямые углы у вашей будущей постройки на момент закладки фундамента, что вы будете делать? Правильно, вспомните египетский треугольник, а заодно и теорему Пифагора». И дети сразу откликаются на такое объяснение, им легче теперь понять, для чего учительница заставляет учить их эти странные формулы.
Я стараюсь все материалы преподносить через какие-то маленькие фишки, которые ребята воспримут. Плюс стараюсь идти в ногу со временем, пользуюсь огромным массивом доступных в Интернете видеоуроков, постоянно скупаю методички - слабость любого учителя, консультируюсь с коллегами, очень люблю книги с интересными логическими задачами. Главное - все время помнить, зачем это нужно тебе и зачем это нужно детям.