Мнение, которое я как председатель первичной профсоюзной организации хочу высказать, обращено обеим сторонам: и педагогам, и руководителям школ. Во-первых, сразу оговорюсь, что для нашего города эта идея сама по себе ненова: в 2009, 2010 годах практически все предметники Южного округа уже испытали себя в роли выпускников, а многие по извечной учительской опаске (вдруг пригодится!) до сих пор хранят выданные им методическим центром сертификаты с баллами, полученными за экзамен. Уже тогда учителя признали несомненную пользу подобного опыта в плане стратегии подготовки своих учеников к итоговой аттестации. Кстати, я считаю, что сдачу ЕГЭ учителями именно под таким углом зрения и надо рассматривать: не экзамен на профпригодность, а опыт совершенствования подготовки выпускников.
В нашем коллективе, коллективе школы №534, таких учителей много, и поэтому, когда педагогам было предложено поддержать инициативу добровольного участия в тестировании по своим предметам, «старички» имели возможность рассказать менее опытным в этом отношении коллегам об опыте участия в сдаче ЕГЭ. Это, безусловно, приободрило тех, кто не работал непосредственно в старшей школе и, конечно, побаивался неожиданного экзамена.
Но, безусловно, приглашение к участию в тестировании воспитателей дошкольного отделения и учителей начальной школы явилось для всех, думаю, полной неожиданностью. И прежде чем выходить с предложением об участии к данным категориям педагогов, мы внимательно проанализировали демоверсии метапредметных диагностик в 4-х и 7-х классах, заранее продумали время, когда воспитатели и началка могут потренироваться в компьютерных классах, если желающих написать тесты будет много; составили расписание для занятий с тьюторами - теми самыми учителями-предметниками, которым, как говорится, ЕГЭ по колено.
Мне вообще, честно говоря, думается, что идея неприятия педагогами подобного опыта как-то намеренно раздута. Потому что из общения с коллегами (а коллектив у нас немаленький) у меня лично не сложилось впечатления, что эта процедура для учителей или дошкольников оскорбительна. Мне вообще кажется, что все опасения педагогов как раз связаны с их гиперответственностью за качество и результат: все хотят сдать на сто баллов, на меньшее не согласны. Существует, конечно, и сомнение в том, как именно администрация будет трактовать итоги тестирования. Хотя каждый понимает, что и директору, и его команде уж точно известно, кто чего стоит в профессиональном плане.
И вот коль скоро мы заговорили о руководстве школы, хочется все-таки напомнить и директорам, и их заместителям, что участие педагогов в тестировании сугубо добровольное. Что задача администрации (во всяком случае сегодня), а тем более профсоюза - мотивировать людей на рост и развитие, а не принуждать. Иначе любую полезную идею и инициативу можно превратить в какой-то бюрократический капкан, ненужную формальность. Ведь мы, учителя, люди, что называется, без кожи, тем более живущие в стране, где по традиции каждый считает себя умеющим учить и лечить. И еще одно пожелание администрации: по условиям участия результаты тестирования конфиденциальны, поэтому не стоит с пристрастием узнавать, сколько баллов или какую оценку получил педагог. Успехами точно поделятся, возможные неуспехи пусть воспримут как руководство к самосовершенствованию, самообразованию и повышению квалификации. В нашей школе в течение весны тестирование прошли 100 процентов педагогов, включая воспитателей и учителей начальных классов. Добровольно. По-честному!.. А еще многие наши учителя участвовали 16 апреля в Тотальном диктанте. Все-таки вопрос «А я смог бы?..» - это наш, учительский, вопрос!

Светлана БИРЮКОВА, председатель первичной профсоюзной организации межрайонного совета №29