Наш мир меняется все быстрее, ученики порой обгоняют учителя именно в цифровых навыках, и современному учителю, а особенно информатики, просто необходимо быть постоянно в курсе всего, что происходит в IT-отрасли в целом, и следить за всеми образовательными новинками. Но мало просто отслеживать, где появилось что-то новенькое, нужно ведь еще и успевать обучиться этому!
Семь лет назад, когда я пришел в школу, мне, даже с моим профильным в IT-области образованием, было очень трудно сориентироваться в образовательных тенденциях. Разве можно было тогда мечтать, что можно пройти курсы в ведущих вузах по моему выбору или ознакомиться с опытом лучших учителей-практиков? Да и учителя были как слепые котята в бессистемной системе повышения квалификации.
Но сегодня реестр программ повышения квалификации постоянно пополняется и дает возможность учителю быть всегда в тренде. Можно не покупать кота в мешке, идя на обучение и не зная, что тебя ждет, а ознакомиться с программой любого курса на том же портале Дополнительного профессионального образования Департамента образования города Москвы (http://www.dpomos.ru/). Я могу знать и объективно выбирать, чему мне научиться в МГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, - только успевай выбирать и учиться!
В прошлом году наша школа активно участвовала в проекте «Школа новых технологий». Я задумался: как научиться методике обучения робототехнике, мобильному программированию и 3D-моделированию? В рамках проекта ШНТ проходит масса интереснейших мастер-классов, тренингов, семинаров, но всего этого недостаточно, это именно мощный стимул - освоить данные направления глубже и увереннее погрузиться в тему на серьезном уровне. Нашел я и такие курсы! А еще обнаружил, что возле каждой программы стоит отметка, что она прошла экспертизу двух учителей-экспертов из топовых школ и одного эксперта из вуза. Учитывая, что учителя именно из продвинутых в этих областях школ: лицея №1557, гимназий №1527, №1541, школы №2009 и других, для меня эта информация стала реальным ориентиром, ведь я знаю этих людей по профессиональному сообществу и доверяю им!
Да и оценка программ теми учителями, которые уже прошли обучение, тоже есть - почему бы не обратить внимание! И эти оценки - самые высокие: 9,41, 9,54 и 9,37 баллов по десятибалльной шкале. Программы и правда оказались очень интересными и насыщенными, мы работали с преподавателями - учителями школ, имеющими опыт такой работы на уроках, и специалистами фирм - производителей оборудования - робототехнических наборов, 3D-принтеров. Впервые я обладал такой полной информацией о курсах, конечно, пошел на них учиться и сразу же стал применять полученные знания на практике. И не пожалел - сегодня моя школа и проект победили - второе место в балльно-информационной системе БИС ШНТ.
Что касается обучения по ФГОС, я, как и положено в соответствии с самим стандартом, прошел три модуля по программам перехода на ФГОС для учителей информатики. Конечно, неудобно, что пришлось учиться полный цикл, притом что часть знаний была получена мною ранее на других курсах... Зато обучение сопровождалось полной ИКТ-поддержкой в информационной среде, все материалы, инструкции, видео доступны для просмотра и скачивания даже сейчас, хотя обучался я три года назад! Гм... Кстати, материалы за это время изменились и актуализировались; воспринимаю это как бонус - непрерывную поддержку в послекурсовой период, читаю обсуждения обучающихся коллег, подглядываю иногда идеи проектов, чтобы утащить что-то в свою практику. Ведь на занятиях всегда проектируются реальные уроки, а это было именно то, что можно взять и завтра использовать. Я тогда нашел для себя много таких фишек, которых ни в книжках, ни на многочисленных специализированных сайтах не найти, а можно получить только при живом общении с преподавателем,  еще можно «пощупать руками» новое оборудование и услышать мнение других учителей, как это делает твой коллега,  как эту проблему решает учитель из другого района города. Договориться о совместных встречах, мероприятиях, профессиональном общении. Все это просто бесценно!
Ведь и в школе роль учителя изменяется, так же как и меняется роль преподавателя на курсах повышения квалификации. Сегодня все чаще это твой коллега, такой же учитель, человек, который сам уже «наступил на все грабли» и с радостью делится профессиональным опытом.
Конечно, как сказано в стандарте, учитель должен учиться раз в три года, но в нашем мире все настолько быстро устаревает, появляются новые технологии, усовершенствуется программное обеспечение, что приходится осваивать новое и учиться даже не раз в год, а несколько раз в год!
И это возможно: теперь появляются и программы, которые позволяют обучение в режиме «без отрыва от производства», видеолекции можно смотреть и в транспорте, и в парке, и даже в отпуске.
У моих учеников высокие результаты ЕГЭ, среди них немало победителей различных конкурсов, и я уверен, что их победы связаны с моим профессиональным развитием, и это всегда стимулирует потребность учиться на курсах повышения квалификации, поэтому буду учиться всегда! Не учиться учителю в Москве просто преступление по отношению к детям.
Конечно, выбор есть, есть курсы, которые точно нужны учителю, и современная система позволяет сделать правильный выбор!

Дмитрий НОЗДРИН, учитель информатики школы №2045