Давно известным путешественникам мечталось о чем-то подобном. Почему-то гораздо проще найти средства на отдых детей из неблагополучных семей, и лагерь «Большое Приключение» социализировал таких ребят весьма успешно многие годы. Но отличники несут на себе клеймо благополучия, поэтому вроде как в бесплатных путевках не нуждаются. Им достаточно грамот и благодарственных писем от администрации в конце каждого учебного года. Дальше они пробьют себе дорогу сами - в любой вуз поступят, работу найдут, карьеру сделают. Вроде все прекрасно. Однако если иметь в виду, что приключение и путешествие - это не просто сложно организуемый отдых, если проникнуть вглубь и понять, что они дают ребенку, то картина выйдет несколько иная. Матвей Шпаро убежден, что в наше время по-настоящему самостоятельную и ответственную личность можно вырастить, только убрав на время те подпорки, которыми щедро снабжает ребенка современная цивилизация. То есть поместив человека в те условия, где не будет электроники, не будет заботливых родственников с микроволновками и пылесосами, а будут труд, трудности и ежедневная необходимость принимать важные решения. Только так вырастают настоящие лидеры, которых жуткая нехватка в масштабах страны. А теперь посмотрим на какого-нибудь абстрактного отличника: золотой ребенок, знаний масса, спортом занимается, хорошо соображает, но вот такого маленького важного компонента, как «сделай шаг», явно не хватает. Нет инициативности, нет самостоятельного принятия решений, нет и не может быть, потому что рядом всегда мама, папа, бабушка, они подскажут, направят, сруководят. А если учесть, что огромный процент детей растет без пап, то выходит вообще тотальная гиперопека по женскому типу. И вот получается потенциально замечательный гражданин, которому позарез не хватает лидерских качеств.
Такое большое предисловие было написано с единственной целью - объяснить, почему отличников необходимо отправлять в активные путешествия и почему Дмитрий и Матвей Шпаро решили наградить ребят, которые сами себе награда и перед которыми лучшие вузы страны уже давно двери распахнули. Потому что активные путешествия - это кузница лидеров. Это школа любви к Родине (чтобы потом эти самые лидеры не уехали со всеми своими золотыми качествами за границу).
Итак, от Ростова-на-Дону до Мурманска, от Пскова до Камчатки и Хабаровска - большая страна откликнулась на призыв путешественников. Нужно было доказать, что ты сдал три экзамена в общей сумме не менее чем на 260 баллов, и написать, в чем секрет сдачи ЕГЭ. Из всего потока заявок были отобраны шесть. Вот имена победителей:
Проценко Людмила, г. Королев;
Терещенко Наталия, г. Мурманск;
Демин Павел, г. Москва;
Максутов Зиннат, с.Юлук (Башкирия);
Тэнгель Ангелина, г. Псков;
Горшунов Никита, г. Королев.
Пятеро сейчас в Краснодарском крае на программе «Одиссея. Через горы - к морю!». Им предстоит пройти довольно длительный маршрут с рюкзаками за плечами и выйти на побережье Черного моря. Площадку в волшебно прекрасных предгорьях Кавказа Дмитрий и Матвей Шпаро изначально создавали специально под лидерские программы. Там все заточено на воспитание самостоятельности и ответственности, вплоть до того, что каждый день группу ведет по маршруту один из участников. То есть тебя сегодня объявили лидером дня, вручили тебе карту, указали точку, куда надо прийти к вечеру, а дальше инструктор встает в строй как простой участник и бодро шагает за тобой, даже если видит, что верное направление пути безнадежно потеряно. Потому что это твое решение, твой путь, твоя ошибка. Признать ошибку, выкрутиться из трудной ситуации, заставить всю группу пройти пару лишних километров, дабы вернуться на маршрут, - это тоже неслабая тренировка лидерских качеств.
Однако напряженная учеба все-таки сказалась на состоянии позвоночника одного из участников, и его решено было отправить на более щадящую программу в Карелию. Он едет по таежным тропам на велосипеде.
Теперь самое интересное: что же, на взгляд самих ребят, помогло им сдать экзамены, одно название которых вызывает мандраж у всех выпускников и их родителей?
- Я привыкла к жизненным трудностям - никогда ничего само не шло в руки - за все нужно было бороться. Так же получилось и с ЕГЭ. Именно благодаря борьбе я сдала экзамены успешно и теперь готовлюсь к поступлению в лучший вуз страны - физтех. Борьбе с кем? В первую очередь с собой. Со своими страхами, своей неуверенностью. Зачастую в 11-м классе посещали панические мысли: «Вдруг ЕГЭ пройдет плохо?» Приходилось их отгонять, не думать об этом. Честно, очень помогали пробежки. Я очень люблю спорт, не могу без него. Бег, особенно по вечерам, наводил порядок в мыслях. Круглый год я бегала по лесу перед сном. А в оставшееся время училась. Я поставила перед собой цель - сдать ЕГЭ достойно. И решала варианты, смотрела видеоуроки по отдельным темам, занималась в школе... я по-настоящему полюбила свои занятия, полюбила варианты ЕГЭ, которые ежедневно прорешивала в больших количествах.
Наверное, это безумие, но это сильно облегчило подготовку - бег и «это безумие» помогли Люде Проценко сдать три экзамена на 296 баллов!
Наташа Терещенко в чем-то полемизирует с Людой, но тоже за активный образ жизни обеими руками:
- В чем мой секрет успешной сдачи ЕГЭ? Сложно сказать, но я считаю, что это прежде всего интерес к изучаемым предметам. Мне кажется, что школьникам следует сдавать те предметы, которыми они увлекаются, тогда процесс подготовки не превратится в утомительную зубрежку. Что касается обязательных предметов, то я могу сказать, что для их сдачи мне полностью хватило школьной программы. Я просто внимательно слушала на уроках, и мне не пришлось целыми днями сидеть за учебниками и прорешивать тесты. Я многое успела за этот год: часто гуляла, много читала, сдала на права, занималась спортом, даже смогла сдать комплекс ГТО на золотой значок. Если ваши интересы не совпадают с выбранными предметами, то не отчаивайтесь, главное - поставить перед собой цель и верить в себя, тогда вы всего добьетесь!
Парни более конкретны, лаконичны и, похоже, склонны мыслить стратегически, что не может не радовать. Зиннат Максутов:
- Уже с седьмого класса я осознанно хотел поступить в технический вуз и более серьезно стал относиться к изучению точных предметов. Такая расстановка приоритетов и привела к успеху. К тому же с начала 11-го класса составил жесткий график занятий и строго придерживался его, не отвлекаясь ни на какие другие увлечения. Я не ждал, что учителя придут и подготовят меня к экзамену, а сам требовал от них знаний: по пятам преследовал учителей-предметников, задавал им кучу вопросов. Для сдачи ЕГЭ выбрал всего три предмета, которых будет достаточно, чтобы поступить в желаемый вуз. Благодаря этому не растрачивал силы понапрасну. За сутки до ЕГЭ я детально представлял свои действия на экзамене, мысленно распределял время, настраивая себя на благополучный исход. Упорный труд, сосредоточенность на конечном результате, умение правильно распределять время и силы, визуализация процесса сдачи ЕГЭ позволили мне успешно пройти эти испытания.
Теперь, услышав их прямую речь, вы понимаете, почему таких самоорганизованных и целеустремленных ребят нужно поощрять, поддерживать, шлифовать как некий бесценный алмаз? Потому что их единицы. Потому что хочется, чтобы они потом вели за собой. То есть стали лидерами.