Оборудование:

- динамическая доска;

- разделочные доски городецких мастеров;

- наглядный материал на бумаге с элементами городецкой росписи;

- музыкальное сопровождение: мелодии из русских народных песен;

- карта России.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Возьмем же в руки кисти, краски

И вместе сочиним урок.

2. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока «Городецкая роспись». Сегодня мы закрепим ваши знания о городецкой росписи, с которой вы знакомились в 5-м классе; нарисуем основные элементы городецкой росписи - птицу и коня. Дома, используя полученные на уроке умения, вы сами попробуете создать собственную композицию из элементов городецкой росписи. Поэтому будьте внимательны.

3. Рассказ учителя

Городецкая роспись необычная,

Композиция здесь

симметричная.

В букеты собраны цветы

необычной красоты.

Рисунки яркие мерцают,

Оживка белая их оживляет.

На Волге, недалеко от Нижнего Новгорода, в городе Городце на фабрике создают деревянные расписные изделия: детскую мебель, посуду, сундуки, прялки и многое другое. Роспись яркая, живописная. Мастера любят изображать букеты цветов, птиц с необычными хвостами, гордых коней с изогнутой шеей, а также сцены из жизни. (Показ репродукций работ).

Учитель: Скажите, что в основном рисовали городецкие мастера?

- Цветы, птиц.

Учитель: А какие цветы изображены?

- Купавка и розан.

Учитель: Здесь основной мотив - цветок. Посмотрите внимательно на эти цветы и скажите: в чем сходство между ними?

- Круглая форма.

- Лепестки дужками.

- Белая оживка.

Учитель: А в чем их отличие?

- У купавки центр цветка смещен, а у розана он посередине.

(Демонстрируется динамическая таблица, чтобы объяснить композицию изображаемого).

Учитель: Что значит симметричная композиция? А теперь мы вместе составим свою композицию.

Учитель: Вы увидели, что кроме цветков изображены и птицы. Образ птицы в славянской мифологии связан с мечтой о небе. Птицы служили посредниками между человеком и небесными силами. Давайте попробуем нарисовать птицу (учитель показывает, учащиеся повторяют).

Учитель: Это была сложная работа. Давайте немного отдохнем.

4. Физкультминутка

Вверх руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, ими помашем -

Это к нам птицы летят.

Где они сядут, тоже покажем

Руки сомкнули назад,

Встали, встряхнулись,

всем улыбнулись

И сели работать опять.

Учитель: Следующее задание - нарисовать коня (объяснение учителя и самостоятельная работа учащихся, в завершение - оценка работ).

5. Итог урока

- Какие цвета используют в росписи? Какой фон?

- Назовите элементы городецкой росписи.

- Что заставляет изображение мерцать?

- Что вы научились рисовать?

- Поднимите руку, кто на уроке поставил себе «5»?

6. Домашнее задание

Составьте дома композицию из элементов городецкой росписи.