Так что такое профсоюз? Профсоюз - профессиональный союз работников организации, имеющий возможности решать возникшие вопросы, связанные с условиями их труда, с их интересами в области профессиональной деятельности.
Каждый раз, когда я встречаюсь с работниками образовательных организаций и слышу тот самый вопрос «А зачем нам нужен профсоюз?», наш разговор начинается с истории возникновения профсоюзного движения, целей и задач современного профсоюза, а также его структуры и взаимодействия с органами исполнительной власти, социального партнерства на всех уровнях.
В феврале 2016 года прошла очередная подобная встреча в Доме творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова». В этой организации дополнительного образования никогда не существовало профсоюза. Руководитель Дома творчества Наталья Михайловна Чистякова пригласила председателя территориальной профсоюзной организации Галину Михайловну Борисову рассказать коллективу о направлениях работы, о том, что даст создание профсоюза в их организации. Результатом встречи стало рождение новой профсоюзной ячейки, которая на сегодняшний день насчитывает 78 членов. В настоящее время в Доме творчества идет работа над коллективным договором, очень важным локальным актом, закрепляющим дополнительные социальные льготы работников.
Грамотный руководитель понимает, что с представителями работников в лице профсоюза необходимо заключить коллективный договор. Так работодатель защитит себя от необоснованных претензий со стороны работников, разделит обязанности и ответственность со своим социальным партнером - профсоюзом.
На Северо-Западе столицы в 41 образовательной организации заключены коллективные договоры. Территориальная профсоюзная организация всячески оказывает поддержку и консультацию в этом направлении, добивается, чтобы коллективный договор был в каждом учреждении. К сожалению, в округе все еще остается одна школа, где ни одна сторона инициировать переговоры не желает, и наша задача - достучаться до сознания сторон, убедить в необходимости начать переговорный процесс.
Образовательные учреждения прошли сложный путь реорганизации. За последние 5 лет вступило в действие много новых нормативных правовых актов, регулирующих систему оплаты труда и режим рабочего времени, принят Закон «Об образовании в Российской Федерации». Именно в это переходное время на первый план вышли вопросы защиты трудовых прав и интересов работников, помощь руководителям при разработке новых локальных актов, разъяснение разночтений новых приказов и постановлений.
Прошел переходный период, казалось, что окончательно решили вопросы с 36-часовой «отсидкой» учителей на рабочем месте, медицинских осмотров за счет работников, незаконных увольнений, продолжительности отпусков. Однако и в настоящее время в образовательных организациях вспыхивают конфликты, и появляются горячие точки, где не находят общего языка руководитель и председатель, где требуется привлечение третьей стороны за стол переговоров в лице территориальной организации и Московской городской организации Профсоюза образования.
Ежегодно, в том числе и в этом учебном году, проводились мониторинги заработной платы работников, локальных актов образовательных комплексов, коллективно-договорной кампании, охраны труда на рабочем месте. Результаты освещались на заседаниях комитета, совещаниях директоров и председателей первичных профсоюзных организаций. Были даны личные консультации директорам и председателям тех образовательных организаций, где выявлены нарушения. Можно отметить, что руководители округа с вниманием относятся к рекомендациям территориальной организации. Для проведения контроля в области делопроизводства или охраны труда директора сами приглашают наших специалистов в свои организации, тем самым получая бесплатную юридическую поддержку в рамках социального партнерства.
Формирование жизнеспособного профсоюза в условиях больших комплексов - дело сложное. Сейчас ситуация выравнивается, в каждой первичной профсоюзной организации выстраивается своя структура, в подразделениях избраны заместители председателей, которым делегируется право оперативно решать вопросы на местах.
Очень приятно было видеть на окружном отчетном собрании в мае 2016 года председателей первичек, пришедших вместе со своими заместителями. Сложились работоспособные профсоюзные команды. Появились молодые, креативные председатели и профактив, такие как Колпачева О.В., Керимов А.Ф., Симансон О.А., Фаттяхетдинов Р.Р., Клинкова Е.А., Пономарева Л.А.
В 2015 году победители окружного этапа конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы-2015» были представлены территориальной профсоюзной организацией на городской этап. Так, учитель английского языка школы №1210 Ольга Вячеславовна Колпачева, воспитатель по физкультуре лицея №1571 Ренат Рушанович Фаттяхетдинов, учитель географии школы №827 Ольга Алексеевна Симансон благодаря своему педагогическому мастерству дошли до финала. Более того, Ренат Рушанович Фаттяхетдинов продолжил свой профессиональный рост и принял участие в профессиональном конкурсе «Воспитатель года России», где стал лауреатом.
В 2016 году в финал конкурса прошла Екатерина Александровна Клинкова, педагог-психолог школы с углубленным изучением английского языка №1285, Лилия Александровна Пономарева, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи «Хорошево», стала лауреатом конкурса.
Профессионалы своего дела, юридически грамотные, активные молодые педагоги - настоящее и будущее профсоюзного движения. К примеру, Ольга Вячеславовна Колпачева избрана председателем первичной профсоюзной организации в своей школе. Анар Фирдусович Керимов, также начинающий председатель ППО «Курчатовской школы», менее чем за полгода сумел наладить работу в разрозненной и тающей профсоюзной организации и даже увеличить профсоюзное членство.
Анар Фирдусович взял на себя функцию координатора окружного мероприятия, когда в феврале 2016 года, в преддверии весны, на базе «Курчатовской школы» прошел развлекательный вечер для молодых работников школ, подготовленный окружным Советом молодых педагогов под четким руководством главного специалиста аппарата ТО Галины Викторовны Колосовой. Искрометный юмор, остроумные шутки и конкурсы подняли настроение участникам и гостям вечера из других округов Москвы. Такая форма мероприятий помогает в неформальной обстановке наладить взаимоотношения между молодежью, снять преграды в общении. Отдельную благодарность стоит выразить директору школы и председателю Межрайонного совета директоров Ирине Валентиновне Сивцовой за помощь в организации вечера.
Сейчас все наше общество нацелено на эффективность работы и результат. Готовясь к отчетному собранию, аппарат территориальной организации подготовил материалы о работе профорганизаций по всем направлениям деятельности. Каждый председатель смог оценить работу своей первички в разрезе округа, увидеть пробелы и новые возможности.
На собрании самым передовым председателям были вручены награды Московской федерации профсоюзов, Общероссийского профсоюза образования, почетные грамоты МГО и Территориальной организации СЗАО профсоюза.
Нагрудным знаком МФП «За активную работу в профсоюзах» награждены Андрусенко Н.О., председатель школы №883, Донник О.С., председатель гимназии №1519.
Знак профсоюза «25 лет Общероссийскому профсоюзу образования» вручен Засориной Е.А., председателю лицея №138, Мурашовой А.С., председателю школы №1285, Некрасовой Е.Е., председателю гимназии №1619 имени М. Цветаевой. Казакова И.А., председатель первичной профсоюзной организации лицея №1571, награждена почетной грамотой ФНПР за многолетнюю и плодотворную деятельность в профсоюзах по защите социально-трудовых прав членов профсоюза, большой вклад в развитие профсоюзного движения в России и в связи с 25-летием образования ФНПР.
Представленные к наградам председатели - это лидеры, умеющие анализировать ситуацию, вести диалог с руководителем, отзываться на обращения коллег, своевременно изучающие новые нормативные правовые документы.
Однако, к сожалению, есть и такие председатели, чью работу нельзя признать удовлетворительной. В их организациях профсоюз остается жив лишь благодаря ответственным и неравнодушным заместителям. Членам профсоюза таких первичек следовало бы задуматься о том, кто является их лидером, потому что только сильный профсоюз сможет достойно отстаивать их права, иметь авторитет у администрации школы, при сильном профсоюзе вопрос «А зачем нам он нужен?» никогда не возникнет.

Анна ЕМЕЛЬЯНОВА, заместитель председателя Территориальной профсоюзной организации работников народного образования и науки Северо-Западного административного округа