Например, уже издан учебно-методический комплект Александра Горяева и Валерия Чумаченко «Основы финансовой грамотности», который стал своеобразным фундаментом для проведения курсов, организованных Банком России совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Помимо этого существует еще множество других образовательных программ в школе, которые повышают финансовую грамотность у подрастающего поколения.
А что же с учителем? Есть ли у него возможность улучшить свои финансовые компетенции?
Многие учителя экономики и обществознания повышают свою квалификацию в области финансовой грамотности в НИУ ВШЭ и в Финансовом университете при Правительстве РФ, однако это только те учителя, которые будут преподавать финансовую грамотность в курсе обществознания, экономики или факультативно. А как же быть всем остальным учителям?
В проекте национальной стратегии повышения финансовой грамотности на 2016-2020 годы, а также в ряде других нормативных документов в той или иной степени затрагиваются вопросы повышения финансовой грамотности населения, выделяются целевые группы населения для приоритетного обучения, и учителей среди них нет.
Однако с учетом важности и социальной значимости профессии учителя педагоги должны стать приоритетной целевой группой граждан, работа с которыми станет наиболее востребованной для всего финансового сообщества и представителей высшей школы.
В XXI веке финансовая грамотность населения становится существенным фактором повышения эффективности всех экономических и социальных процессов. Вот, например, небольшая цитата из проекта национальной стратегии повышения финансовой грамотности на 2016-2020 годы.
Финансово грамотное население:
- следит за состоянием личных финансов, осознанно планируя доходы и расходы;
- формирует сбережения и финансовую «подушку безопасности»;
- знает, как искать и использовать информацию, связанную с личными финансами;
- обладает необходимыми знаниями о финансовых инструментах способах сбережений и субъектах финансовых отношений;
- рационально выбирает финансовые продукты и услуги;
- живет по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
- знает и способно отстаивать свои права как потребителя финансовых услуг;
- обладает информацией о признаках финансовых мошенничеств;
- ведет подготовку к жизни на пенсии.
Таким образом, знание основ экономики и финансов становится необходимым условием формирования профессиональной и внешкольной деятельности учителя. Для того чтобы соответствовать современным требованиям к навыкам педагога, необходима специальная экономическая подготовка, более того, она должна быть непрерывной, в течение всей активной деятельности учителя, в том числе эта подготовка должна включаться в систему повышения квалификации.
Только в этом случае дополнительное образование в сфере экономики и финансов можно рассматривать как эффективную модель, способную оказать влияние на формирование учителя нового поколения.
Поэтому стоит ли говорить, что экономическая подготовка учителей в различных формах уже не дань моде на экономические знания, необходимые для понимания рыночных процессов, а обязательный джентльменский набор современного человека - полноправного участника рыночных отношений. Эти знания должны включать основы финансовой грамотности, в том числе знание налогов, основ инвестирования и страхования рисков.
Стоит отметить, что понятие «финансовая грамотность» выходит за пределы профессиональных, географических и социально-экономических границ, а потребность в финансовом просвещении населения возрастает в геометрической прогрессии. Поэтому профессиональный багаж учителя должен пополняться и финансовыми компетенциями.
Встраивание учителя в «рынок» сопровождается социальным дискомфортом, незащищенностью, отсутствием специальных знаний и умений. Поэтому формирование финансовой культуры учителя, его ответственного экономического поведения, повышение мотивации к получению новых знаний, формированию навыков рационального финансового поведения является краеугольным камнем в реализации программ повышения финансовой грамотности.
Очевидной особенностью современного учителя, как и всего населения России, является низкий уровень знания экономики, что усугубляется и сложностью финансовых продуктов, и недоверием граждан к банковской системе, а также недобросовестностью некоторых финансовых структур. По информации Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), 64 процента граждан России демонстрируют недоверие к банковской системе, при этом 62 процента респондентов испытывают сложности при желании разобраться в банковских продуктах и услугах.
По результатам исследования фонда «Общественное мнение» 65 процентов участников опроса считают, что вкладчики на рынке финансовых услуг не защищены законами; 37 процентов считают, что при резком снижении стоимости акций убытки инвесторам обязано возмещать государство; 64 процента опрошенных старшеклассников не получают в школе даже начальных знаний о правилах грамотного и безопасного инвестиционного поведения, при этом 58 процентов школьников завили о желании стать владельцами каких-либо акций.
По экспертным оценкам, общее число пострадавших от действий финансовых мошеннических структур за период новейшей истории России уже приближается к 20 млн человек. Подобная ситуация свидетельствует о массовой финансовой безграмотности граждан России, о неадекватной оценке ими объективных рисков, присущих любому способу вложения средств, а также о большой предрасположенности населения страны к попаданию в финансовые пирамиды.
Финансовое просвещение учителей должно стать открытым партнерским образовательным проектом, направленным на формирование знаний и навыков в сфере базовой финансовой грамотности, с использованием общественно-государственных ресурсов, где особую роль может сыграть профсоюз.
Такой образовательный проект может быть рассмотрен как часть практики социального партнерства, в основе которого лежат просветительские технологии и неформальное образование.
Этот проект позволит увеличить доступ педагогов к открытым образовательным услугам в сфере финансов, к финансовой информации для приобретения практических навыков деятельности на финансовом рынке и побуждения к использованию конструктивной модели финансового поведения, к принятию грамотных финансовых решений и повышению уровня личной финансовой безопасности.
Велик потенциал социального партнерства и как фактора, оказывающего влияние на повышение уровня защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов на любом уровне - от федерального до локального.
Основными целями социального партнерства является защита социальных и трудовых интересов работников. Важно, чтобы реализация социального партнерства не ограничивалась только вопросами экономических или социально-трудовых отношений внутри школы. Экономическая жизнь педагога связана не только с его работой, получением дохода от своей трудовой деятельности, но и с активной деятельностью на финансовом рынке.
Поиск новых форм взаимодействия и сотрудничества в рамках социального партнерства продиктован соображениями стратегической целесообразности и эффективности.
Комплексный подход в реализации просвещения в сфере экономической грамотности с привлечением финансовых структур предполагает проведение открытых образовательных мероприятий, основанных на технологиях неформального образования. В ходе этих мероприятий должен обеспечиваться максимальный учет потребностей конкретной целевой аудитории - учителей, их профессионального статуса и возрастных особенностей.
Все это даст возможность учителю почувствовать финансовый рынок изнутри, что крайне важно для формирования его финансово-экономических умений.
Просветительские практики в нашей стране имеют солидную историю, и реализация профсоюзом просветительского проекта повышения финансовой грамотности педагога на основе социального партнерства с реальными участниками финансового рынка является продолжением развития традиций коммерческого образования в России.
Осенью будущего года исполнится 120 лет со дня учреждения в Москве Общества распространения коммерческого экономического образования. Изучение исторического опыта становления системы коммерческого образования в России на рубеже веков - в конце XIX - начале XX, дает уникальную возможность увидеть перспективы реализации через профсоюзные организации школ лучших просветительских практик в сфере повышения финансовой грамотности.
В конце XIX - начале XX века, в период динамичного развития отечественной экономики, в России сложилась целостная система коммерческого образования, развитие которой в большой степени зависело от общественной инициативы.
Общества поддержки развития коммерческого образования возникали во многом благодаря объединению инициативы со стороны педагогических работников, торгово-промышленных кругов и государственных структур для пропаганды и продвижения коммерческих знаний.
Позитивные позиции торгово-промышленной буржуазии в данном вопросе определялись также и тем, что широко говорить об образовании и учиться становилось модным.
Хотелось бы, чтобы эта тенденция и сегодня оказалась близка нашему профессиональному финансовому сообществу.
Меняющиеся профессиональные и внешние экономические обстоятельства, необходимость адекватного финансового обеспечения основных событий жизненного цикла человека, высокий уровень информационной асимметрии на финансовом рынке - все это свидетельствует в пользу реализации нового проекта для учителей с участием профсоюза.
Формирование финансовой образовательной среды в ареале профсоюзного информационного пространства, расширение форм социального партнерства, внедрение образовательного аутсорсинга и современных просветительских практик в сфере повышения финансовой грамотности позволит актуализировать точки роста образовательного потенциала Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки.

Наталья КАЛИНИНА, доктор экономических наук, заведующая кафедрой социально-гуманитарного образования МИОО