Совсем недавно я услышала курьезную новость. Во Франции один парфюмер, выйдя в отставку, обратился с судебным иском к своей фирме, в которой проработал немало лет и где получал весьма неплохое жалованье, потребовав возмещения морального вреда, который нанесла ему... скука на рабочем месте. Она, эта самая скука, нанесла вред не только его здоровью, но и деформировала его личность.
Представить скуку в работе педагога, наверное, просто невозможно, особенно в то время, когда мы живем. То новые ФГОС поспевают, то стандарты профессиональной деятельности вводятся, то ЕГЭ для учителей предлагается, то рейтинг школ тревожит. И какой бы новый учебный год ни наступал, всегда учителя ожидают перемены и новые требования. И не может и не должно быть иначе, и педагог должен быть готов к изменениям, в том числе и самого себя. Если эта готовность пройдет, на смену ей придет скука, а иначе говоря, профессиональное выгорание. Самая опасная в лексиконе педагога фраза «я всегда делал это так».
Несколько лет назад в «Учительской газете-Москва» мы обсуждали вопрос, почему учитель-романтик уступил в школе место учителю-прагматику. Нашлось много причин и объяснений. Но все же школа не может жить без романтиков, потому что самое главное для педагога - не жить только рассудком, формулами и правилами, потому что тогда уйдут человеческие отношения и понимание. В первую очередь в общении с учениками, а ведь они главное, что есть в школе и в жизни учителя.
Есть замечательная книга, по-английски она называется «The fault in our stars» (автор John Green). Она не о школе, но есть кусочек об учителе. Его суть такова.
Учитель естествознания в средней школе, войдя в класс, задал своим ученикам вопрос: «Кто из вас мечтал когда-нибудь о том, чтобы пожить на облаках?» Весь класс поднял руки. И тогда учитель сказал: «Да вы там за несколько секунд умрете, потому что там ветер дует со скоростью сто пятьдесят миль в час, а температура тридцать градусов ниже нуля, а еще и недостаток кислорода». Я думаю, на этом не только мечтания его учеников закончились, но и сам он как учитель и наставник, да и просто человек, для них существовать перестал. Очень хочется, чтобы в наших школах не было таких учителей, приверженцев истин, не осознающих значение тонкостей психологии общения.
Есть вещи, которые в педагогической практике должны стать табу, потому что они могут разрушить взаимопонимание с учениками и их веру в себя.
Первая недопустимая для педагога фраза: «Это не мое дело». Если мы пришли в профессию, значит, нам есть дело до всего, что может помочь успеху наших учеников, даже если это «дело» не прописано в моей должностной инструкции. А сейчас это особенно верно, потому что вся система работает на ученика, помогая ему улучшить свои достижения. И еще очень важно, что общее дело формирует команду. Без этого современной школе не обойтись. И когда мы говорим о профессиональном росте, профессиональном общении, общей организационной культуре, мы все хотим видеть командную игру педагогов.
Сейчас мы все реже слышим от руководителей сентенции о сложном контингенте, а от учителей - о трудных детях, не способных освоить, запомнить, понять. Важно в каждом ребенке увидеть особенного, а всех детей считать способными на успех. Все дети наши, если мы к ним пришли. В условиях инклюзии от учителя требуется так много даже не столько знаний, сколько понимания. Инклюзия для учителя - это не только дети с особыми возможностями здоровья, но и особыми образовательными потребностями, с особыми поведенческими проявлениями.
Все последние годы мы чувствуем, каков пресс обязанностей и ответственности. Педагоги, пожалуй, имеют особо обостренное восприятие этого пресса. Но, ощущая дефицит времени, очень важно не прикрываться им. Ведь часто отговорка о нехватке времени на то или иное дело может означать просто выведение его из числа приоритетов. И тут снова важна команда, распределение обязанностей, определение тех зон, где учитель может проявить себя наиболее эффективно. Это поле деятельности далеко не только администрации, но и всего коллектива, и профсоюзной организации.
Еще одно табу. Не говорите: «Это несправедливо». Жизнь вообще не всегда справедлива, жизнь трудовая, профессиональная не исключение. Прежде, чем произнести это, надо задуматься о себе, сравнить себя с коллегами, скорректировать свои поступки. А если уж точно несправедливо, то нужно научиться отстаивать свои права, открыто и последовательно, не подписываясь несуществующими фамилиями и приводя объективные и доказательные аргументы. И для этого тоже нужна опора на коллег, на профсоюзную организацию.
Еще одна опасность кроется в том, что мы пытаемся объяснить, что «мы их этому учили, но они не поняли», имея в виду, что этому классу, этим детям материал было и не понять. Такой учитель, получая в результате не очень высокую оценку своей работы (для него она прежде всего выражается в маленькой стимулирующей выплате или ее отсутствии), как раз чаще всего и произносит фразу о несправедливости. А на самом деле то, что «они не поняли», может означать необходимость других методических подходов для учителя, других технологий, другого взгляда на себя. Если учитель не верит в возможности своих учеников, кто поверит? И кто сможет научить? Главное, чтобы они (ученики) не потеряли интерес и желание познать. И еще важно, чтобы погоня за показателями успеваемости не стала в школе абсолютным признаком успеха.
Положительная динамика для каждого ребенка - измеритель его успешности и успешности учителя.
И еще. О взаимопомощи и поддержке. Никто и никогда не добивался, работая в коллективе, успеха в одиночку. Совет, помощь, обсуждение, передача опыта - все это способствует становлению педагога и созданию креативной среды в школе. Это тоже задача не административная, потому что заставить общаться коллективно, по группам, в предметных комиссиях администрация, конечно, может. Но если у учителя нет в этом потребности, то и результата не будет. Преподавание - дело социальное. Люди лучше учатся, а учителя учат, если обмениваются идеями и получают обратную связь.
В последнее время все больше говорят о качественной оценке знаний, успехов, продвижения ученика. Переходят от 5-балльной системы оценивания к другим. Наверное, это правильно. Шкалы разных измерений и оценок должны расширяться. Но очень важно, чтобы кроме объективности оценка определяла относительно каждого отдельного ученика уровень его обученности. У одного педагога я прочитала о способе такой внутренней, в связке «учитель - ученик», относительной, на мой взгляд, побуждающей ученика к развитию оценке. Вместе с оценкой в баллах этот учитель, понимая, что ученик не в полной мере сумел раскрыться, пишет на его работе «еще нет», но есть к чему стремиться. Каждый учитель, продвигаясь в своем профессиональном развитии, тоже может (или должен?) себе поставить «еще нет».
Новый учебный год. Мы до конца даже не знаем, что он нам принесет. Но, очевидно, много работы, новые идеи и успехи. Мы в это верим.
Вроде ничего не написала о профсоюзе. На самом деле разве профессиональное развитие педагогов не одна из главных задач профессионального союза? Чем больше будет профессиональных педагогов, тем лучше будет наша школа, тем крепче будет наш союз. Ну а если кому-то не хватило фактов, цифр, отчетов, это все можно найти на нашем сайте www.pronm.ru и на сайтах территориальных профсоюзных организаций.
С новым учебным годом вас, друзья!

Марина ИВАНОВА, председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования