Увы, в целом по стране в таком идиллическом союзе мало кто взаимодействует, однако примеры все же есть. Например, в Ленинградской области существует несколько организаций профессионального образования, эффективно сотрудничающих с производственными объединениями. Одна из них - Киришский политехнический техникум. Как развивалось партнерство образовательной организации с работодателем, можно ли его сделать продуктивным и, главное, какую пользу получает от данного союза население города, рассказывает директор техникума Ирина Вальтеровна РОМАНОВА.

- Если брать небольшие города, где успешно развиваются образование, работа, инфраструктура, то это как раз город Кириши, - считает Ирина Романова. - По сути, наш город является образцовой моделью сочетания всех перечисленных параметров.
Если говорить о нашей образовательной организации, то более 70 процентов выпускников трудоустроено именно по той специальности, по которой мы их готовим. Это очень высокий процент, и достигнут он за счет того, что ребятам есть куда идти работать. Прежде всего это, конечно, ООО «Производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез». Поэтому острой проблемы оттока молодежи из города нет. Наверное, такая проблема присуща в большей мере приграничным городам, где молодежь стремится сделать свой выбор в пользу мегаполиса, расположенного в непосредственной близости. Мы все-таки находимся в более чем 100 километрах от Санкт-Петербурга. Но дело даже не в этом. Дело в самой структуре города: у нас есть все для насыщенной жизни - и свой кинотеатр, и свои бассейны, и свой Ледовый дворец, и свой Дом культуры, и т. д. И вся эта инфраструктура в немалой степени создана за счет средств градообразующего предприятия.
- Сколько ребят вы выпускаете ежегодно?
- Порядка 100 человек, но нужно заметить, что мы готовим специалистов не только для Киришей, но и для всей Ленинградской области, и кроме того, поскольку есть общежитие, то у нас обучаются дети не только из отдаленных территорий региона, но и из Карелии, Новгородской области.
- И все 100 человек идут на завод работать?
- Конечно, нет. Дело в том, что помимо «Киришинефтеоргсинтеза» у нас есть Киришская ГРЭС, а также еще 17 небольших предприятий, на которых ребята проходят практику. А успешная практика - это уже путевка на производство. Те, кто отлично себя зарекомендовал, на примете у работодателя.
- На производственной практике студенты знакомятся с реальным фронтом работ и затем приходят на производство уже готовыми высококлассными специалистами?
- Вы знаете, это при всем желании, наверное, невозможно. Сегодня требования у работодателя довольно высокие. Заканчивая обучение у нас, можно получить повышенный разряд при полном согласии представителя производства, но когда молодой рабочий приходит на «Киришинефтеоргсинтез», он по своему разряду пока работать не будет, потому что его необходимо доучить. Но причина здесь вполне объективная. На производстве, например, есть цеха, куда ребята до 18 лет не допускаются даже на практику. А знакомиться с производством нужно. Какой выход из положения? Поскольку у нас с заводом хорошие отношения, то наши студенты проходят виртуальную практику. То есть благодаря виртуальной программе подготовки, предоставленной работодателем, студент может побывать в тех цехах, куда допуск запрещен, и поработать на том оборудовании, на котором в силу возраста пока работать не может.
- Как выстроить такие идеальные отношения с работодателем?
- Подобное тесное сотрудничество должно стать системой, но в действительности таких союзов, как у нас, немного. Я думаю, что, безусловно, немалую роль играет личность руководителя предприятия. В нашем случае - генерального директора «Киришинефтеоргсинтеза» Вадима Евсеевича Сомова. Здесь важны умение стратегически мыслить, умение видеть перспективу, смотреть в будущее. Ведь «Киришинефтеоргсинтез» развивается, и есть высокая потребность в кадрах. Их нужно готовить на месте, а не привозить откуда-то. А чтобы хорошо готовить кадры, нужна серьезная материальная база, поэтому наши работодатели готовы вкладывать в то, что сами затем, извините за экономический термин, потребляют. Например, в 2017 году у нас открывается новая специальность по переработке нефти и газа, и благодаря включению в региональную программу реновации старых зданий мы обновим помещения, а завод поставит в наши мастерские новое оборудование.
У руководителя-стратега должна быть умная и надежная команда. На этом предприятии она есть. К примеру, нам очень помогает в подготовке специалистов, в реализации всевозможных проектов заместитель генерального директора по кадрам Людмила Владимировна Песля.
- Чтобы качественно готовить рабочих, нужны сильные педагоги.
- Уровнем подготовки наших ребят завод доволен, но вообще кадровая проблема была, есть и будет в силу того, что преподавание - достаточно специфический вид деятельности. Человек может быть супермастером, ценным работником, но донести, передать свои умения молодежи способен далеко не каждый.
В нашей совместной с «Киришинефтеоргсинтезом» программе мы прописали проблему обеспечения учебного процесса мастерами и преподавателями специальных дисциплин, и, думаю, она решаема за счет человеческих ресурсов предприятия. Здесь работает много опытных специалистов, часть которых уже преподает нашим ребятам. Поэтому открытых вакансий у нас нет.
Кроме того, на заводе очень трепетно подходят к наставничеству. За каждым студентом закреплен наставник, который курирует прохождение практики. Причем наставником назначается тот, у кого уже есть опыт общения с молодежью и который знает, как доступно объяснить и показать принципы действия того или иного механизма или особенности процесса в целом. В большинстве своем ребята понимают, что от практики зависит трудоустройство, и относятся к ней ответственно.
- Представители работодателя участвуют в разработке образовательных программ?
- Обязательно. У нас все профессиональные модули образовательных программ разработаны с учетом их требований и согласованы с работодателем.
- В этом случае интересно понять, что важнее для производственника: чтобы человек умел работать руками или головой?
- Сегодня на любом производстве технологии невероятно динамичны. Например, пока мы готовим ребят, на заводе уже используют такое оборудование, что нужно переучиваться, чтобы работать на нем. Поэтому работодателям нужна твердая база знаний, основание, фундамент. Любой прибор может быть модифицирован, но его рабочая система не меняется, основные принципы действия остаются. Допустим, насос, какие бы внешние изменения ни претерпел, все равно предназначен для выкачивания или накачивания. Работник (специалист) должен знать, по какому принципу он работает и какова его функция.
Еще важно, дав базу, научить работника мобильно мыслить, искать нестандартные решения, а это уже совершенно новый подход. Поэтому и требования к педагогам теперь иные, более серьезные. Они у нас готовят ребят к участию в олимпиадах, в различных профессиональных конкурсах. Техникум определен в качестве регионального специализированного центра компетенций по профессии «лаборант химического анализа». И все это осуществляется при непосредственной поддержке работодателя.
Наталья АЛЕКСЮТИНА



К сведению

В рамках стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года разработана проектная инициатива «Профессиональное образование». Ее целью является обеспечение квалифицированными кадрами устойчивого развития экономики региона на основе непрерывного профессионального образования.
Данная цель предусматривает реализацию четырех основных задач: совершенствование системы планирования и прогнозирования кадровых потребностей экономики региона; обеспечение эффективного взаимодействия образовательных организаций и работодателей; обеспечение независимой оценки качества образовательных программ и сертификации; профориентация и популяризация рабочих профессий.
Достижение стратегической цели и решение основных задач развития сферы профессионального образования будут реализованы в рамках двух проектных направлений: «Прогнозирование и оценка» и «Обеспечение качества профессионального образования».
Первое направление нацелено на формирование достоверного представления о кадровых потребностях региона и уровне требуемой и существующей квалификации рабочих. Планируется, что будут созданы системы: планирования и прогнозирования кадровых потребностей региона, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, независимой оценки и сертификации.
Второе направление позволит выстроить эффективное взаимодействие предприятий-работодателей и образовательных организаций Ленинградской области с целью повышения качества образования и уровня квалификации выпускников. В рамках этого направления будет развиваться ресурсный и кадровый потенциал образовательных организаций, совершенствоваться система взаимодействия образовательных организаций с работодателями. В образовательный процесс будут внедряться современные технологии обучения (соревновательное образование, дуальное обучение, система зачетных единиц, электронное обучение, «демонстрационный экзамен» и др.). Также планируется совершенствование системы профориентационной работы и внедрение федеральной системы «Молодые профессионалы».