Примерно такая внутренняя установка наблюдается у детей, которые рано начали понимать, что они не такие, как все. Что они с особыми возможностями здоровья. И, наверное, еще более враждебным им кажется мир, который сложно, а иногда невозможно увидеть.
Но мир меняется. Пусть не так быстро, как хотелось бы, но его общественный взор обращается к детям с особенностями развития. И система образования в этом случае не может оставаться в стороне.
Впрочем, она и не оставалась. К примеру, Мгинской специальной школе-интернату уже более 50 лет. Все эти годы здесь обучали и воспитывали ребятишек со зрительной патологией. Увы, сейчас контингент только усложняется. Как рассказывает директор образовательной организации Виктор Климакин, школа-интернат принимает детей с нарушениями зрения с различной степенью патологии. При этом порядка 50 процентов ребят не только с нарушениями зрения, но и с задержкой психического развития. 21 ребенок с умственной отсталостью. В настоящее время в школе-интернате обучаются 123 ребенка в возрасте от 7 до 20 лет из всех районов Ленинградской области. Все дети, кроме близко проживающих, живут в общежитии при школе.
Есть в школе-интернате ребята из малообеспеченных семей, из семей группы риска, дети-сироты, и если в прошлые годы ребят с ЗПР или умственной отсталостью были единицы, то сегодня их число растет. Увы, увеличивается и число детей педагогически и социально запущенных. К примеру, бывают случаи, когда поступающий в первый класс малыш находится на уровне развития 3-5-летнего ребенка.
Но таких ребят можно и нужно обучать, тем более что вводимые с 1  сентября 2016 года новые федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ дают широкие возможности для развития.
Следует заметить, что Мгинская школа-интернат с 2014 года в режиме апробации начала внедрение ФГОС для обучающихся с нарушениями зрения. Малыши 1-го и 2-го классов уже обучаются по новым специальным образовательным стандартам.
- Чтобы работать по новым ФГОС для детей с ОВЗ и стать площадкой для апробации, мы многое сделали, - говорит Виктор Климакин. - Внесли изменения в устав, создали специальную группу, которая занималась внедрением новых ФГОС, подготовили необходимые локальные акты, провели обучение для тех, кто работает в классах по новым ФГОС. В плане подготовки педагогических кадров нам серьезную помощь оказали преподаватели Ленинградского областного института развития образования. Кроме того, что очень важно, мы пригласили поработать с нашими педагогами, которые будут обучать по новым ФГОС, разработчиков стандартов из Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Таким образом, мы получили нужную и полезную информацию из первых рук. Это действительно существенная помощь, потому что ФГОС - это серьезный документ, и многие моменты в нем нужно комментировать, чтобы понять тенденции, обрести общее видение.
- В чем, на ваш взгляд, ключевые изменения при переходе на новые ФГОС?
- До введения новых стандартов у нас было 2 категории классов: обычные классы, где обучается до 12 детей, и классы для детей со сложным дефектом, где обучается до 5 детей. Благодаря ФГОС количество вариантов обучения увеличено. Теперь на каждый вариант обучения в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ будет своя образовательная программа, учитывающая потребности детей данного варианта обучения. Мало того, тупиковых вариантов нет. Например, если ребенку сложно обучаться по этому варианту, то его могут перевести на другой, более адаптированный к его потребностям и возможностям уровень, и наоборот, можно перейти на более сильную программу. Такое часто бывает, когда ребенок, придя в школу, показывает низкий уровень развития, а попав в нашу среду, начинает быстро расти и уже способен перейти на более высокую ступеньку. Эта мобильная вариативность на самом деле позволяет индивидуализировать маршрут обучения для каждого и не заставлять ребенка делать то, к чему он не способен. При работе по прежним ФГОС это было практически невозможно.
Кроме того, новые ФГОС дают возможность вариативности коррекционной и внеурочной работы. Она также для каждого из вариантов обучения своя. Сегодня это не просто кружки, секции, различные коррекционные занятия, а целенаправленная работа на выполнение образовательной программы, чтобы все, что предлагается ребенку, помогало ему развиваться.
- Переход на новые ФГОС предполагает и изменение условий обучения, в том числе создание доступной среды.
- Должен заметить, что доступность - это не только расширение дверных проемов,  установка пандусов и перил, условных знаков для людей с нарушением зрения и т. д., но и специальное учебное оборудование. Конечно, обновлением материально-технической базы мы занимаемся постоянно, но сейчас появилась мощная финансовая поддержка, которая позволяет в этом плане вести очень интенсивную работу. Мы отремонтировали все кабинеты. Все спальни наполнили новой мебелью, купили много оборудования, тифлотехники. Например, в школе не было ни одной интерактивной доски, а сейчас их 5, причем 2 находятся в местах общего пользования - в библиотеке и в кабинете информатики, и любой учитель может проводить там уроки. Во всех кабинетах стоят компьютеры, есть ноутбуки. У нас появилось 5 электронных видеоувеличителей, которые позволяют увеличить текст в 70 раз. Также мы приобрели тифлофлешплееры, чтобы с их помощью можно было слушать текст и при этом делать паузы, выбирать фрагменты, переносить их на компьютер. Программное обеспечение позволяет увеличивать изображение на экране с речевой поддержкой. Купили мы и читающую машину для слепых детей, которая сама сканирует и воспроизводит текст, много специальных учебных пособий для слепых и слабовидящих детей - глобус со шрифтом Брайля, говорящие приборы, определитель света, шашки, шахматы и т. д.
- Виктор Анатольевич, бесспорно, в школе-интернате можно многому научиться, а готовы ли дети к тому, что ждет их там, за дверями?
- Мы делаем все, для того чтобы ребята социально адаптировались к жизни, как в школе, так и вне ее стен. За последние годы у нас было более 80 поездок для детей. Честно сказать, не во всех массовых школах могут похвастать теми местами, куда мы своих ребят возили: театры, музеи, экскурсии, спортивные, творческие соревнования и т. д. Наши ребята занимаются в бассейне, посещают разные секции и студии. Мы проводим коррекционные занятия - учим бытовой ориентировке, и для этого в школе есть современный домашний кинотеатр, кухонная техника, посудомоечная машина, электроплита, мультиварка, пылесос, швейные машины и т. д. Учатся ребята и пространственной ориентировке.
Я знаю, и это доказывают примеры, что наши дети, выйдя из стен школы, не потеряются, не уйдут на инвалидность, не будут сидеть дома. В школе организовано предпрофессиональное обучение по направлениям, востребованным на рынке труда Ленинградской области, - «Массаж», «Основы программирования», «Столярное дело». В 2015 году в школе открыли гончарную мастерскую.
Чтобы ознакомить ребят с разными профессиями, мы ездим на заводы, на предприятия, где им рассказывают, что значит такая-то специальность, кто может по ней работать.
По окончании школы выпускники учатся в колледжах Ленинградской области и Санкт-Петербурга. У школы заключен договор с Кировским политехническим техникумом, и большинство выпускников школы идут туда учиться дальше. Получив по окончании школы профессию массажиста, ребята затем работают в поликлиниках, санаториях, пансионатах Ленинградской области.
О качестве нашей подготовки говорит то, что у нас выпустились 2 золотых медалиста, что для коррекционных школ большая редкость. Только за последний год наши дети получили 358 различных дипломов, сертификатов и медалей.
В принципе даже беглого взгляда на Мгинскую школу-интернат достаточно, для того чтобы понять, что для многих ребят она действительно становится настоящим домом. В спальнях светло и уютно, в коридорах много зелени, в кабинетах удобная мебель и много детских творческих работ, а за окнами цветы и птичьи голоса. Открытие мира у многих детей происходит именно здесь. И благодаря отношению педагогов и воспитателей, а среди них тоже есть люди с ОВЗ, появляется уверенность в том, что мир в конце концов создан каждым из нас и для каждого из нас. И если ты его не можешь увидеть, то это не значит, что ты не можешь подарить ему себя. Не случайно в одной из рекреаций школы-интерната висит портрет выпускника 2003 года, воспитанника учителя физкультуры Юрия Петровича Лукашова, двукратного паралимпийского чемпиона и серебряного призера в беге на 100 и 200 метров Федора Триколича. Личным примером он доказал: если ты сам веришь в себя, то все у тебя обязательно получится.

Цифры

    В 2012 году команда Мгинской специальной школы-интерната стала чемпионом России по торболу (игра со звенящим мячом).
    Во Всероссийской олимпиаде «ФГОС-тест» по русскому языку и литературе приняли участие обучающиеся 4-го класса. Лучшей в регионе стала ученица Мгинской школы-интерната для детей с нарушениями зрения Анна Растворцева (98 баллов из 100).

К сведению


В системе образования Ленинградской области в 2015-2016 учебном году обучались 7122 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, 2005 детей-инвалидов.
В 2015-2016 учебном году внедрение ФГОС начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в режиме апробации было организовано в 14 государственных общеобразовательных организациях Ленинградской области, реализующих адаптированные образовательные программы для 102  учащихся первых и вторых классов.
Указанные организации станут ресурсными площадками по вопросам введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ для всех учреждений образования в Ленинградской области.
Руководители образовательных организаций, заместители руководителей, учителя начальных классов, которые первыми начинают внедрение новых стандартов, прошли обучение, организованное Московским городским психолого-педагогическим университетом и Ленинградским областным институтом развития образования. Всего обучение в очной и заочной форме по вопросам образования детей с ОВЗ прошли в 2015 году более 200 человек, в первой половине 2016 года только на базе ЛОИРО - 379 педагогов.