​- Почему темой нынешнего педсовета выбрана «От качества образования - к качеству жизни»?
- На мой взгляд, она говорит сама за себя. Мы хотим превратить российскую школу в одну из лучших в мире. С какой целью? Полагаю, что лучшая школа прежде всего способствует обеспечению высокого качества жизни людей, проживающих в том или ином регионе.
Что означает категория «качество жизни»? Это эмоциональный комфорт, уважительное отношение к человеку, чувство уверенности, безопасности, чувство собственного достоинства, этика взаимоотношений. Обеспечить качество жизни в таком понимании способна только современная комфортная образовательная среда, которую мы вместе создаем в образовательных организациях Ленинградской области. Такая среда обеспечивает качественное образование,  которое также является мощнейшим ресурсом инновационного социально-экономического развития региона и страны в целом, условием социокультурной модернизации и конкурентоспособности на мировой арене.
- Но для получения качественного образования важно создать условия.
- Совершенно верно. С этой целью на территории Ленинградской области создана сеть образовательных организаций, которые предоставляют широкий спектр образовательных возможностей, охватывающий все уровни образования. Вот уже несколько лет, как мы осуществили переход от идеологии оптимизации сети (под которой понимают, как правило, сокращение) к методологии проектирования развития сети организаций общего, дополнительного и профессионального образования.
Изменения произошли за счет укрупнения школ и создания на их базе центров образования, включающих образовательные программы разных уровней. К настоящему времени в системе образования Ленинградской области функционируют:
10 центров образования, созданных на основе объединения образовательных организаций общего, дошкольного и дополнительного образования (Всеволожский, Выборгский и Приозерский районы), 38 базовых школ, в том числе 18 базовых школ - центров дистанционного обучения для ребят из отдаленных сельских школ.
Также разработаны и реализуются модели профильной школы, определены механизмы сетевого взаимодействия организаций общего и профессионального образования с предприятиями.
Чтобы обеспечить право на качественное образование детям с особыми образовательными потребностями, у нас действуют 24 отдельные организации для обучающихся с ОВЗ, а в общеобразовательных организациях запланировано открытие 20 специальных первых классов и 66 классов инклюзивного образования.
- Если говорить об учениках из сельской местности, то одним из условий получения ими качественного образования является организация подвоза.
- В настоящее время в Ленинградской области 302 школьных автобуса осуществляют подвоз к образовательным организациям более 6 тысяч детей. В этом году парк  школьных автобусов пополнится еще 63 транспортными средствами.
- Развитие инфраструктуры образования сегодня не представить без информационных технологий.
- Безусловно, да. К примеру, в прошлом году в школах Ленинградской области началась апробация электронных форм учебников. 86 школ на безвозмездной основе получили лицензии на электронные формы учебников по 22 предметным областям с 1-го по 11-й класс.
По итогам мониторинга более 60% педагогов использовали электронный учебник в образовательном процессе, при этом дети получали доступ к учебнику с помощью интерактивной доски, проектора или планшета.
На наш взгляд, электронный УМК дает учителю новые возможности в организации учебного процесса, а ученику - в развитии собственных творческих способностей.
Нашей совместной задачей на этот год является продолжение работы по внедрению в школы региона электронных учебников и повышение квалификации учителей по вопросу их использования.
Кроме того, в 2015 году Ленинградская область была включена в пилотный проект по созданию единой Федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам - ГИС «Контингент». В его рамках система «Контингент» интегрирована с автоматизированной системой МФЦ и региональным порталом государственных и муниципальных услуг. На портал выведены 5 государственных и муниципальных услуг, в том числе услуга по зачислению детей в школы. Это позволило начиная с 15 января 2016 года принять в электронном виде более 12 тысяч заявлений от родителей будущих первоклассников.
Система позволяет получать актуальную информацию о фактическом и прогнозируемом количестве учащихся, вести актуальный реестр образовательных организаций с целью формирования отчетности, что приводит к уменьшению нагрузки на образовательные организации, связанной с составлением ими отчетов и ответов на информационные запросы.
- Как известно, не уроками одними живет ребенок...
- И это на самом деле замечательно. Мы стремимся к тому, чтобы все дети и молодежь в возрасте от 5 до 18  лет были охвачены образовательными программами дополнительного образования детей. Сейчас этот показатель - 72%.
В регионе создано 4 региональных ресурсных центра по художественной, технической, спортивной и естественно-научной направленности. Проведена большая работа по разработке адаптированных программ дополнительного образования для детей с ОВЗ: сегодня 1300 детей (40%) данной категории включены в систему дополнительного образования.
Нужно отметить, что особое внимание мы уделяем научно-техническому творчеству детей, в том числе робототехнике, инженерной графике, техническому проектированию. На сегодня охват программами научно-технического творчества составляет 13%, и это хороший результат. Для занятий оборудованы 9 лабораторий, еще одна из лабораторий нанотехнологий создается на базе центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект».
- Я знаю, что в последние годы в регионе очень серьезно относятся к развитию системы школьного спорта.
- Действительно, это одно из самых важных направлений. Уже четвертый год в Ленинградской области реализуется проект «Школьный спорт». Он включает в себя комплекс мероприятий по созданию в школах, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом.
Только за последние два года отремонтированы 44 спортивных зала, проведен капитальный ремонт 20 спортивных площадок. Кроме того, в 43 школы поставлено спортивное оборудование и инвентарь, что позволило увеличить охват детей, проживающих в сельской местности, занятиями спортом на 7,1%.
Мы будем продолжать модернизировать спортзалы и спортплощадки на основе разработанных типовых требований к ним. Реализация мероприятий данного проекта продолжится как в этом, так и в последующие годы, включая участие в проекте городских школ.
Создание спортивной инфраструктуры позволяет обеспечивать введение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Хочу заметить, что многие наши школы стараются подходить к третьему уроку физкультуры неформально. Например, в Мичуринской средней школе Приозерского района совместно с горнолыжным курортом «Красное озеро» апробировали программу обучения горнолыжному спорту. И если в рамках эксперимента программа реализовывалась всего 2 месяца, то теперь по желанию как ребят, так и родителей занятия горнолыжным спортом будут идти весь учебный год.
В этот процесс включилась и Ленинградская областная детско-юношеская спортивная школа по горнолыжному виду спорта.
В 2016-2017 учебном году преподаватели ДЮСШ в экспериментальном режиме будут работать с малышами из детских дошкольных организаций, расположенных вблизи развитых горнолыжных курортов Ленинградской области, - в поселках: Сосново, Мичуринское (Приозерского района), Бугры (Всеволожского района), Коробицыно и Первомайское (Выборгского района).
- Сергей Валентинович, говоря о качестве образования, нельзя обойти вниманием содержательную часть образовательного процесса. Например, внедрение новых ФГОС.
- Работой по внедрению ФГОС дошкольного образования, общего образования и образования детей с особенностями здоровья мы занимаемся уже несколько лет. Так, образовательные организации 4 муниципальных образований (Волосовского, Всеволожского, Кировского и г. Сосновый Бор) участвуют в реализации программы «Разработка и апробация модели оценки качества дошкольного образования в контексте стандарта».
В 2015-2016 учебном году 73,7% школьников Ленинградской области обучались по новым образовательным стандартам общего образования, в том числе все ученики начальной школы. По степени оснащенности все образовательные организации региона готовы работать по новым ФГОС. Например, 100% школьников Ленинградской области обеспечены учебниками, 100% обучающихся по ФГОС обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ. Все обучающиеся по ФГОС имеют возможность пользоваться интерактивными учебными пособиями.
Также увеличилось количество школ, в которых оборудованы постоянно действующие площадки для наблюдений, исследований, для моделирования, конструирования и театральные площадки.
- Теперь понятно, почему у выпускников ленинградских школ высокая результативность.
- Мы стремимся к тому, чтобы это стало хорошей традицией. Если говорить  об итогах ЕГЭ в 2016 году, то экзамены прошли на высоком организационном и технологическом уровне, открыто, объективно. Этому способствовали и те новые технологии, которые используются при проведении ЕГЭ: видеонаблюдение, печать экзаменационных материалов непосредственно в пунктах приема. И конечно, повышение ответственности как организаторов, так и участников экзамена.
Как и в предыдущем году, наиболее высокие результаты получены по русскому языку. Третий год выпускники Ленинградской области сдают ЕГЭ без пересдачи. По большинству предметов учебного плана мы видим положительную динамику среднего тестового балла.
Не может не порадовать то, что по сравнению с прошлым годом возросло число ребят, получивших на ЕГЭ 100 баллов. 54 наших выпускника удостоились наивысшего балла, причем не только по одному, а по двум предметам. По итогам основного периода ГИА-11 99,6% выпускников получили аттестаты о среднем общем образовании. Выпускники, не сдавшие математику для получения аттестата (0,4%), приглашены на пересдачу экзамена в сентябрьские сроки.
Результаты аттестации 9-х классов по обязательным предметам также успешны. В 2016 году помимо русского  языка и математики девятиклассники выбирали еще два предмета.
Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру, которые четвероклассники писали в прошлом году, показали, что все наши ученики полностью освоили базовое содержание начальной школы.
Не могу не упомянуть еще об одном высоком показателе. По итогам международных олимпиад по общеобразовательным предметам и Всероссийской олимпиады школьников у нас 10 лауреатов.
В наступающем учебном году мы ставим перед собой задачу повышения качества образовательных результатов и снижения числа обучающихся, не получивших аттестат об основном общем образовании по причине недопуска к итоговой аттестации.
- Из темы достижений учеников логично вытекает тема педагогических кадров. Успехи детей - это заслуга учителей?
- Я бы сказал, что это заслуга всех участников образовательного процесса, сумевших стать союзниками и помощниками друг другу. В то же время вы правы, новые требования к качеству образования предполагают внесение изменений в организацию, содержание, технологии подготовки педагогических кадров. Поэтому в Ленинградской области создана система учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций, к которой могут быть привлечены представители родительской общественности, педагогического сообщества, предметных ассоциаций учителей. Комплексная оценка профессиональных компетенций учителя в дальнейшем станет одним из критериев аттестации педагога.
Отрадно, что в прошлом году увеличилось число выпускников школ (до 550 человек в год), поступающих на целевую подготовку в вузы на педагогические специальности. Это свидетельствует о явном росте престижа педагогических профессий в регионе. В целом произошло увеличение доли учителей в возрасте до 35 лет. Их сегодня порядка 25% от общего числа педагогов.
Существенные результаты демонстрируют и профессиональные конкурсы для разных категорий педагогических работников. Так, в прошлом году педагог-психолог Ефимовской специальной (коррекционной) школы-интерната Татьяна Евгеньевна Афанасьева стала победителем на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог России-2015».
Также в регионе созданы клуб «Учитель года» и Совет молодых учителей.
Кстати сказать, для нас очень важна тема подготовки кадров и в системе среднего профессионального образования. В этом году особый акцент будет сделан на обеспечении независимой оценки качества образовательных программ и сертификации.
В регионе создано 6 многофункциональных центров прикладных квалификаций. Они должны  обеспечить оперативную подготовку и переподготовку персонала для современного производства. В этом направлении мы будем развивать механизмы частно-государственного партнерства и активно внедрять в образовательный процесс новые технологии обучения (дуальное обучение, систему зачетных единиц, соревновательное образование и др.).
И, конечно, продолжим участвовать в международном движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills), тем более что нам уже есть чем гордиться.
В этом году в Национальном чемпионате WorldSkills студент Кировского политехнического техникума Вячеслав Сушков завоевал медаль за качество в компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ». Кроме того, обладателем Гран-при Национальной премии «Студент года» стал Валентин Бойцов - студент 3-го курса Государственного института экономики, финансов, права и технологий.
- Качественных изменений добиться непросто. На ваш взгляд, что помогает делать этот процесс динамичным и успешным?
- Качество образования - это процесс, которым можно и нужно управлять. Не случайно в нашем регионе разработана и утверждена модель региональной системы управления качеством образования и составлен соответствующий план работы.
Наши школы активно принимают участие в независимых международных и федеральных исследованиях и проектах, направленных на измерение индивидуальных учебных и внеучебных достижений обучающихся, в федеральном проекте по апробации и распространению моделей проведения процедур оценки качества начального образования, в апробации экзаменационных заданий базовой модели ЕГЭ по математике и диагностических работах Статграда.
Данные об образовательных достижениях учеников используются для принятия управленческих решений, которые помогают выработать стратегию, направленную на повышение качества образования и обеспечение равных возможностей получения доступного качественного образования.
Один из ключевых вопросов, решаемых в образовании Ленинградской области при проведении оценки качества образования, это вопрос о том, каким образом могут быть использованы результаты различных программ оценки для повышения качества деятельности школы. Способы использования разнообразны, но основными являются: использование для принятия решений о поддержке конкретных учащихся (корректировка образовательного процесса, определение проблем в обучении и мер по их преодолению для отдельных школьников, выявление уровня достигнутой квалификации и пр.), использование для установления масштаба обнаруженных проблем, принятия программ и планов, способных улучшить ситуацию. Помимо того, полученные данные помогают при формировании заказа к региональной системе повышения квалификации работников образования на разработку и реализацию программ профессионального развития педагогов и т. д.
Следует заметить, что сведения о результатах исследований, касающихся качества образования в регионе, не являются закрытой информацией. Они распространяются в стандартных отчетах и аналитических информациях, в кратких записках, в пресс-релизах, в сообщениях на радио и телевидении, в отдельных докладах, ориентированных на разные группы слушателей.
В настоящее время в рамках региональной стратегической инициативы «От качества образования Ленинградской области к качеству жизни» совместно с Институтом управления образованием Российской академии образования начата реализация трех крупных проектов, связанных с модернизацией региональной системы оценки качества образования, проведением прикладных социологических исследований, сетевой реализацией дополнительных профессиональных программ.
Вы правильно заметили, что обеспечить всех качественным образованием трудно, однако мы сознательно выбрали этот путь и намерены в дальнейшем твердо по нему идти. Уверенности в том, что эта дорога верная, прибавляют результаты опросов жителей Ленинградской области. Так, в 2016 году были проведены независимые социологические исследования «Удовлетворенность населения Ленинградской области качеством предоставляемых образовательных услуг». По итогам анкетирования 89,6% респондентов оценивают уровень получаемых в школах области знаний как достаточно высокий. 82,3% признали качество школьного образования соответствующим современным социально-экономическим условиям жизни российского общества. 87,1% ленинградцев удовлетворены отношениями между педагогами и обучающимися. Это действительно  высокая оценка, поставленная нашей работе.
- Какие слова вам бы хотелось адресовать педагогическому сообществу в преддверии нового учебного года?
- В этом учебном году за школьные парты сядут более 134 тысяч детей, 17,5 тысячи из них - первоклассники. Это на 2 тысячи человек больше, чем в прошлом году. Нам всем предстоит долгая, серьезная, но, я не сомневаюсь в этом, интересная и творческая работа. И я убежден, что качественное образование, к созданию которого мы все стремимся, полученное в системе образования Ленинградской области, даст каждому ребенку возможность получить любимую профессию, добиться в ней успехов, создать семью, стать достойным гражданином.