- В жизни все относительно, вот и в вашем примере есть повод для дискуссии. Ведь, безусловно, на каком-то этапе система образования является движущей силой, помогающей людям подняться на «гору знаний», но при этом периодически - «под горку»  - «вагончики» начинают сзади напирать, заставляя «локомотив» увеличивать ход, чтобы соответствовать реалиям сегодняшнего дня.
И здесь важно, чтобы машинист и все соответствующие службы качественно провели «сцепку подвижного состава». Поэтому, переходя от метафор к реалиям системы образования Ленинградской области, я, как губернатор, или, если хотите, «начальник железной дороги», делаю все от меня зависящее, чтобы образовательная отрасль финансировалась в полном объеме. Более того, за два последних года объем консолидированного бюджета по сфере образования увеличился почти на 45%.
Такого подхода мы в областном правительстве придерживаемся потому, что развитие Ленинградской области как территории успешных людей невозможно без качественной системы образования. И я не без гордости могу сказать, что средства, помноженные на каждодневный труд преподавателей, приносят свои плоды, благодаря чему мы обеспечиваем доступность и вариативность образовательных услуг, высокое качество общего образования, а также возможность непрерывного обучения.
- Известно, что  одной из острых проблем является дефицит мест в детских садах и школах. Как с этим обстоят дела в Ленинградской области?
- До недавнего времени мы были, как все, то есть родители и дети практически повсеместно сталкивались с этой проблемой. Но благодаря моей команде управленцев «детский» вопрос мы начали решать очень активно, и на сегодняшний день проблема доступности дошкольного образования решена в 17 районах из 18.
Добиться этого нам удалось потому, что в регионе успешно заработали программы «Социальные объекты в обмен на налоги» и «Реновация старых школ», а за период с 2013 по 2015 год мы построили, выкупили или капитально отремонтировали 41 здание детских садов на 6489 мест.
Главная задача заключается в том, чтобы дошкольные учреждения и школы появлялись как в местах комплексного освоения территорий в результате активного жилищного строительства, так и в районах уже сложившейся застройки. И если в первом случае работает программа «Соцобъекты в обмен на налоги», когда застройщик параллельно с жильем возводит детсады и школы (за три года в рамках этого проекта приобретено 8 объектов на 860 мест), то во втором случае бюджетам районов Ленинградской области выделяются субсидии в объеме 70% от стоимости объектов на приобретение в муниципальную собственность зданий дошкольных учреждений у коммерческих структур.
Суть проекта заключается в том, что органы местного самоуправления на конкурсной основе предоставляют под застройку детского сада земельный участок со всеми необходимыми коммуникациями, а строительные компании за свои средства и при использовании проекта повторного применения осуществляют строительство.
По такой схеме в 2014-2015 гг. приобретено 13 зданий дошкольных учреждений на 2340 мест, а в 2016 г. запланирован ввод еще 5 детских садов на 840 мест.
Вышеперечисленные программы  позволили нам практически снять с повестки дня проблему доступности дошкольных учреждений. Единственный район, где остается очередь, - Всеволожский. Там в условиях активного жилищного строительства и миграционных процессов наблюдается большой рост детского населения. Это и приводит к тому, что число детей, состоящих на учете для зачисления в дошкольные организации, значительно увеличивается.
Но вопрос  обеспечения доступности дошкольного образования мы решаем и здесь и планируем обеспечить доступность дошкольного образования для детей всех возрастных категорий до 2020 года. В ближайшее время будут введены в эксплуатацию детские сады во Всеволожске, в деревнях Кудрово и  Янино, уже открыты 47 групп кратковременного пребывания. Льготным категориям семей решено выплачивать ежемесячное пособие для оплаты частных детских центров.
- Сегодня мы строим общество равных возможностей, и немалая роль в этом отводится образованию, в том числе благодаря созданию в образовательных организациях безбарьерной среды. Расскажите, пожалуйста, об опыте работы в этом направлении.
- Безбарьерная среда - такой же важный вопрос, как и доступность образования в целом. Сегодня мало построить школу или детский сад, нужно сделать так, чтобы в новое здание могли без лишних усилий попадать дети и взрослые с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Не случайно у нас все вновь строящиеся здания школ и детских садов изначально оснащены пандусами и перилами, имеют широкие дверные проемы, удобные санитарные комнаты, необходимые маркировки и знаки для обучающихся с нарушением зрения и слуха. К социальным объектам, построенным в прошлые десятилетия, архитектурная доступность обеспечивается во время проведения капитальных ремонтов и за счет реализации мероприятий государственной программы Ленинградской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан».
Разумеется, мы прекрасно понимаем, что роль власти не ограничивается только обеспечением системы доступа и что для качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы современное учебное и реабилитационное оборудование, комнаты психологической разгрузки, сенсорные комнаты, кабинеты специалистов - психологов, дефектологов, логопедов. Поэтому мы также оборудуем подобные классы, что создает равные возможности на получение образования детям с особыми потребностями.
- Есть ли какие-то цифры, благодаря которым можно понять объемы проделанной работы?
- Я, как губернатор и как обычный человек, прекрасно понимаю, что в идеале процент обеспеченности зданий пандусами, лифтами и специализированными кабинетами должен равняться 100. Но на сегодняшний день условия для беспрепятственного доступа к образовательным услугам созданы в 29% общеобразовательных организаций, в 20% детских садов, в 25% учреждений профессионального образования Ленинградской области.
Как  видите, работа проведена большая, но сделать предстоит еще больше. Тем не менее это наш долг, и на эти цели мы будем целенаправленно выделять как бюджетные средства, так и привлекать ресурсы меценатов и спонсоров.
- Александр Юрьевич, в начале нашей беседы мы сравнили систему образования с поездом. Если вернуться к этому образу, то, согласитесь, часто получается так: получил человек с ограниченными возможностями здоровья среднее образование, «вышел» на станции «Взрослая жизнь» и... остался там один на один со своими проблемами...
- Согласен, что таких жизненных и очень грустных историй бывает немало. И, чтобы этого избежать, мы в Ленинградской области решили пойти дальше выпускного и постараться понять, что и как мы можем сделать для людей с ОВЗ.
С одной стороны, еще на этапе обучения в дошкольных учреждениях и школах для них созданы областной и муниципальные центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
С другой стороны, и - вот она станция «Взрослая жизнь» - у нас появился уникальный Мультицентр социальной и трудовой интеграции, который дает возможность молодым людям с ограниченными возможностями в сокращенные сроки овладеть навыками, которые востребованы на рынке труда региона, и параллельно научиться обслуживать себя в повседневной жизни.
При создании мультицентра мы предусмотрели возможность, чтобы ребята не были ограничены в выборе своего профессионального пути: изначально у них есть возможность попробовать разные образовательные программы, а затем, определившись, в сроки от 2 до 6 месяцев овладеть навыками работы по профессии.
- В прежние годы набор специальностей для таких людей был невелик...
- В данном случае он серьезно расширен, и им предлагается освоить не просто набор простейших операций, но и предусматривается возможность для творческого развития. И особо отмечу, что по окончании обучения мультицентр оказывает содействие в трудоустройстве выпускников.
- Как решается вопрос обеспечения кадрами развивающейся экономики Ленинградской области?
- Я опять вернусь к вашему образу с локомотивом и вагонами, поскольку он поможет мне лучше проиллюстрировать ситуацию в системе образования. Стоит признать, что многие годы наш образовательный поезд шел по инерции и готовил специалистов, которые не были востребованы на рынке труда или же были плохо подготовлены к работе на реальном производстве.
Сейчас же под воздействием внешних факторов ситуация изменилась, и вузы, равно как и профессиональные лицеи с техникумами, стали плотнее общаться с работодателями. Зачем тратить силы и средства на подготовку по специальности, которая никому не нужна?! Сегодня даже абитуриенты не хотят учиться «для корочки», понимая, что это будет зря потраченное время.
Между тем в Ленинградской области реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие грамотных молодых специалистов самого широкого профиля, и руководители компаний, которые думают о будущем, уже сегодня заключают договоры с учебными заведениями и вчерашними школьниками на профессиональную подготовку.
Ведь есть и такая проблема - близость такого крупного мегаполиса, как  Санкт-Петербург. И мы, представители власти, ставим себе задачу сделать так, чтобы молодежь не уезжала в большой город на съемную квартиру, а оставалась на своей малой родине и могла найти достойную работу, хорошую зарплату, имела возможности для досуга и воспитания детей.
Ведь то, о чем мы говорили с вами, с точки зрения создания социальной инфраструктуры  важнейший фактор развития региона. В Ленинградской области должно быть комфортно жить и работать, тогда и экономика будет развиваться.
А чтобы мы преимущественно рассчитывали на своих, доморощенных специалистов, областной Комитет общего и профессионального образования уже заключил соглашения о сотрудничестве с ведущими петербургскими вузами. Мы взаимодействуем по нескольким направлениям: от повышения квалификации наших преподавателей до экспертизы основных программ профессионального образования, которые имеют приоритетное значение для развития экономики Ленинградской области.
У нас сложилась стройная и эффективная система взаимодействия между работодателями, муниципальными образованиями, образовательными организациями профессионального образования, Комитетом по образованию и Комитетом по труду и занятости населения. Студенты в соответствии с договорами о социальном партнерстве (между образовательными организациями и работодателями) проходят производственное обучение и производственную практику на предприятиях, которые расположены в области и куда они могут трудоустроиться по окончании обучения.
Кроме того, Комитет общего и профессионального образования совместно с Комитетом по труду и занятости населения осуществляют мониторинг трудоустройства выпускников, и он продемонстрировал, что общая занятость выпускников составляет 99,3% от выпуска. Это хороший показатель, которым мы по праву можем гордиться.
- В регионе есть добрая традиция - каждый год посвящать какой-либо важной теме. 2016 год в Ленинградской области объявлен Годом семьи. В чем, на ваш взгляд, своевременность обращения к данной теме?
- Традиция проведения тематического года в Ленинградской области появилась только в 2013 году, но подобный подход позволил нам даже за столь короткий срок обратиться к темам духовной культуры, детства, старшего поколения, семьи... Тем самым мы, ленинградцы, еще раз вспомнили об основополагающих ценностях, позволяющих человеку быть и оставаться Человеком.
С одной стороны, год не такой уж большой срок, тем не менее с темы духовности начался активный этап возрождения Старой Ладоги, Год детства стал дополнительным стимулом активизировать работу по строительству детских садов и школ, интересные и очень важные программы для пожилых людей мы приняли в Год старшего поколения.
Поэтому и Год семьи, который еще продолжается, останется в памяти благодаря целому ряду решений, направленных на поддержку рождаемости и в том числе многодетных семей. Мы провели конкурс «Семья ленинградская» и в конце концов просто вспомнили, что мы ленинградцы. А это, перефразируя классика, звучит гордо!