Это был удивительный театр. И дело даже не в том, что сцена здесь располагалась не над залом, но, напротив, зрительские ряды, как в Колизее, спускались к подмосткам. В ТЮЗе Корогодского с каким-то завидным постоянством творилось волшебство. Волшебство воспитания чувств. В каждом спектакле - не важно, был он настроен на совсем детскую или подростковую волну - зритель находил нечто созвучное своему собственному душевному инструменту. И никакими подручными средствами в виде спецэффектов никто не пользовался. Разговор вели актер, зритель и режиссер, незримо присутствующий за спиной исполнителя. Феномен тюзовского успеха, наверное, и заключается в том, что это был именно разговор, не прямой и бесхитростный, а тонкий, осязаемый, эмоциональный. На каждом представлении был аншлаг, у входа «стреляли» лишний билетик, а пробравшиеся по контрамаркам усаживались на ступеньках. Попасть на спектакли ленинградского ТЮЗа было так же сложно и престижно, как в БДТ к Товстоногову, на Таганку к Любимову или на Бронную к Эфросу.
Как и почему ТЮЗу Корогодского удалось стать столь ярким и важным событием в жизни тысяч юных ленинградцев, возможно, объяснит книга «Начало», изданная Театром Поколений и приуроченная к 90-летию со дня рождения замечательного режиссера. Хотя она предназначена скорее для профессиональной аудитории, потому как речь в ней идет о ступенях воспитания актера, но в то же время будет интересна всем любителям театра, потому что именно через исполнителя режиссер неизбежно формирует и «приручает» зрителя, тем более юного.
Как рассказал на презентации книги художественный руководитель Санкт-Петербургского Театра поколений, театральный художник, профессор Калифорнийского государственного университета Данила Корогодский, его отец все время что-то писал, большей частью дневники, поскольку они были важной составляющей понимания, формирования себя. Он принадлежал к той категории людей, которые собственную личность строят сами. Особенно это проявилось, когда молодой человек из Сибири попал в контекст ленинградской культуры и был принят в мастерскую знаменитого режиссера Бориса Зона. После окончания Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии Зиновию Корогодскому довелось поработать в разных театрах, однако ленинградский ТЮЗ стал той территорией, где его режиссерский талант поднялся на «четвертую высоту». В 1960 году вышла одна из задуманных им книг, которая называлась «Первый урок. Начало». Затем в этой серии были изданы еще три книги. По словам Данилы Корогодского, важнейшей частью творческой идеологии его отца было вхождение актера в профессию. Он придавал этому этапу огромное значение. Одной из центральных заповедей в воспитании актера для режиссера Зиновия Корогодского был принцип «не врать». Он сам отличался пристрастием к поиску жизненной правды и того же требовал от актеров. Именно эту систему, связанную со ступенями актерского взросления, режиссер и описывал в своих книгах.
То, что Зиновий Яковлевич был человеком сильной воли и большой внутренней организации, очень помогло ему в тяжелый период жизни. В конце 1980-х годов в результате сфабрикованного уголовного дела главный режиссер Ленинградского ТЮЗа Зиновий Корогодский был приговорен к трем годам условно с лишением звания «Народный артист РСФСР». Как сказал Данила Корогодский, это стало для отца жизненной катастрофой. И дело не в лишении регалий и званий, а в том, что режиссеру запретили преподавать, то есть заниматься тем, что он умел и любил делать. В это время, отодвинутый на периферию театрального пространства, он нашел в себе силы переписать уже вышедшие книги и начать работу над новой. Измененный текст под тем же заголовком «Начало» был издан в 1996 году при поддержке Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Преподавание в этом вузе стало началом возвращения Зиновия Корогодского в театральный мир Петербурга.
В эти же годы родился его новый проект Эстетический центр «Семья» (ДТЮ «Семья», школа искусств «Театральная семья»), художественным ядром которого стал Театр поколений. Как считает сын режиссера, этот период жизни замечательного режиссера еще не охвачен серьезной аналитикой, однако его можно беспристрастно назвать примером личного и творческого подвига. Катастрофа 1986 года выявила масштаб и суть личности Корогодского. 17 лет Зиновий Яковлевич, отвергнутый и униженный, фанатично работал над тем, что он называл «воспитанием театрального человека». Он придерживался особого взгляда на детский театр, видя его не «детским», а семейным. По Корогодскому, в театр для детей не нужно возить автобусами школьников. Туда надо ходить семьей, потому что этот театр адресован личности, индивидууму, а не массе.
В его ТЮЗе именно так и было. Его ТЮЗ был домом для тысяч детей, а Зиновий Корогодский был центром этого пестрого и огромного детско-взрослого круга. Может, поэтому в отличие от многих других режиссеров его фигура с годами не отдаляется, а, наоборот, как в обратной перспективе, начинает расти. Никто, кроме Зиновия Корогодского, не смог сделать ТЮЗ глубоким и счастливым впечатлением. А ведь, по сути, только это и должно остаться со зрителем после спектакля. Только нота, которая особым звуком отзывается в сердце. И звенит долго-долго. Может, всю жизнь.

Досье «УГ»

Зиновий Яковлевич Корогодский (1926-2004) - российский театральный режиссер, профессор, народный артист РСФСР, лауреат премии Станиславского, почетный профессор Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Родился 26 июля 1926 года в Томске. Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, работал режиссером в Калужском областном драматическом театре. С 1959 года - в БДТ. В 1962 году назначен главным режиссером Ленинградского ТЮЗа. С 1961 года Зиновий Корогодский преподавал в ЛГИТМиКе, где со студентами поставил свыше двадцати спектаклей. Автор более 150 статей и семи книг о проблемах режиссуры, педагогики и детского театра. В 1991 году создал Эстетический центр «Семья», в 1992 году основал кафедру режиссуры в Санкт-Петербургском гуманитарном университете. В 1993 году снялся в кинофильме «Закат» по мотивам произведений Исаака Бабеля, где сыграл Бен Зхарью. Был руководителем лаборатории молодых драматургов России.

Санкт-Петербург