Приданое византийской принцессы
Иван III был невероятно мудрым и успешным правителем, именно он положил конец татаро-монгольскому игу на Руси, собрал вокруг Москвы русские земли, фактически создал то, что мы сейчас называем «вертикаль власти». Он взял в жены византийскую принцессу Софию Палеолог и при помощи этого династического брака вывел страну на новый уровень в европейской политике. А София принесла нашей стране «в приданое» герб - двуглавого орла, вместе с ней в Россию приехали выдающиеся мастера своего времени: оружейники, литейщики, строители. По ее заказу великий итальянский зодчий Аристотель Фиорованти построил первый каменный храм Кремля - Успенский собор. Она же привезла с собой библиотеку византийских императоров - редчайшее собрание, в котором были свитки даже из Александрийской библиотеки. Именно эти книги называются «библиотекой Ивана Грозного», перешедшей к царю от Софии, его родной бабушки. О судьбе Софии Палеолог, о ее жизни в далекой от родины Московии, о том влиянии, которое оказывала она на своего мужа, о тайнах и интригах великокняжеского двора расскажет новый фильм «София».
Его создатели (режиссер Алексей Андрианов, художник Евгений Качанов, оператор Денис Аларкон) добивались максимальной подлинности и исторической правды. Разумеется, кинематограф немыслим без художественного вымысла, особенно если учесть, как мало дошло до нас свидетельств той далекой эпохи. Но авторы провели настоящее историческое исследование: работали в библиотеках, консультировались со специалистами. По хранящимся в музеях образцам были созданы костюмы, мебель, книги и самые разные бытовые мелочи. А большая часть персонажей - реальные исторические лица. Убедиться в том, насколько тщательно и кропотливо работала съемочная группа, зрители могут уже сейчас - до конца октября в столичном выставочном центре «Рабочий и колхозница» открыта «Выставка одного фильма: «София».

От чешуйки до костяного трона
Выставка дает возможность погрузиться в отечественную историю, узнать о том, как жили наши предки, как одевались, какими вещами пользовались изо дня в день. Экспонаты можно не только внимательно рассмотреть, но и прикоснуться к ним. Здесь же расскажут, как и кто создает кино, люди каких профессий участвуют в съемках, как работают бутафоры и что такое хромакей. Можно посмотреть и небольшие фрагменты фильма, который еще не вышел на экран.
Затем «Выставка одного фильма: «София» поедет по другим городам. Планируется, что гастрольный тур по России продлится целый год. Первая остановка скорее всего случится в Пскове, где снималась часть эпизодов ленты.
- Конечно, в выставочном павильоне уместилась только небольшая часть того, что снималось в кино. Но и по этому собранию публика может составить представление и о съемочном процессе, и о содержании картины, и о том далеком историческом периоде, - поясняет куратор экспозиции Дарья Парфененко. - Почему мы решили посвятить выставку этому фильму? В первую очередь потому, что костюмы и реквизит в кино редко бывают такого высокого качества и настолько точно соответствуют определенной эпохе. Многие из представленных экспонатов являются музейными копиями, отлично изготовленными. Конечно, подлинных предметов вы тут не отыщите, ни один музей не вправе дать что-либо для съемок, пусть и такого крупного проекта. На киноплощадке вещи невозможно щадить: актеры роняют их и бросают, пробираются в костюмах через лес, скачут на лошадях, а в конце концов что-то могут и уничтожить ради нужного кадра. Например, на нашей выставке специально для контраста представлены два костюма: один из них пережил съемки и находится в прекрасном состоянии, а другой согласно сценарию пришлось жечь и топить в болоте, и вид у него соответствующий.
- Дарья, а какой на этой выставке самый маленький предмет?
- Чешуйная монетка, или чешуйка, как ее называли на Руси. Есть и золотые дукаты - точные копии того единственного подлинного золотого дуката, дошедшего до наших времен, который сегодня хранится в Петербурге, в собрании Эрмитажа. В XV веке эти монеты имели хождение на Руси.
- А какой экспонат самый крупный?
- Пожалуй, костяной трон - так называемый трон Ивана Грозного. Согласно легенде этот трон византийских императоров привезла на Русь София Палеолог. Его оригинал покрыт пластинами из резной кости, в отделке присутствуют и слоновая кость, и моржовый клык, и даже кость мамонта. Подлинник хранится в Историческом музее в Москве. А для фильма он был выполнен из дерева и пропитан обычным клеем ПВА. В результате выглядит совершенно как настоящий - с виду массивный и тяжелый, а на самом деле легкий, и его несложно было использовать на киноплощадке.

Ткани из Стамбула, пуговицы из Непала
На выставке представлены и костюмы невероятной красоты, копии подлинных музейных образцов. Обычно, когда речь заходит о русском платье, тут же вспоминаются сарафан и кокошник. Но традиционная одежда на Руси была не менее сложна, чем в Европе того времени, и отличалась изысканностью. Актеры оценили удобство костюмов, хотя и признались: довольно тяжелые. Золотое шитье, вышивка полудрагоценными камнями - все это постарались повторить костюмеры фильма.
- За тканью мы специально ездили в Стамбул, - рассказывает художник по костюмам Наталья Салтыкова. - На стамбульском рынке выискивали и камушки для украшения, и пуговицы, они меня поразили особенно - уникальные, резные... А некоторые костюмы украшены каменными пуговицами, которые заказывались в Непале. Но у кинопроизводства свои особенности, нельзя снимать только что созданное, совершенно новое платье. Нужно, чтобы актер его, так сказать, обжил, ведь в кадре все должно выглядеть естественно, и одежда не может быть совсем уж с иголочки. Герои существуют в тех или иных событиях, обстоятельствах, и костюм это отражает: он должен быть где-то потертый, испачканный. Но мало просто оторвать у кафтана пуговицу, порвать его и извалять в грязи. Это тоже должно быть правильно сделано, чтобы выглядело натурально, органично. Иначе зритель не поверит в подлинность происходящего на экране.

Высокая оценка
Кроме знаменитых киномастеров выставку посетила и глава Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Валентина Ивановна внимательно ознакомилась с экспонатами, побеседовала с создателями фильма и организаторами выставки.
- Сразу видно: проект очень сильный, просветительский, образовательный. Все как подлинное - костюмы, убранство, интерьеры... Это колоссальный труд большого творческого коллектива, который так трепетно и тщательно над всем этим работал.
Журналисты не замедлили поинтересоваться у Валентины Матвиенко, почему в своем жестком распорядке дня она нашла время, чтобы посетить эту выставку.
- Я пришла потому, что лично мне и всем нам важно знать и помнить историю нашего Отечества, нашей России, чтобы не быть родства не помнящими. Любому народу необходимо знать и славный период своего государства, и проблемный, и это особенно важно для молодежи, подрастающего поколения. Но многие и в зрелом возрасте не знают историю своей страны, а художественный фильм ненавязчиво, но с исторической подлинностью расскажет о местах и событиях, которые происходили. В такой форме факты лучше запомнятся. И меня очень радует, что важный исторический этап России - становление нашего государства, когда правил Иван III, будет освещен с помощью кино. Выставка интересная, изумительно оформленная, уверена, и грядущий фильм обречен на успех, будем с нетерпением ждать его премьеры. Главное - по вечерам выделить время на его просмотр, чтобы не пропустить ни одной серии!