Вы находитесь в отчасти парадоксальной ситуации: не зная, о чем спросят, можете с уверенностью сказать, о чем непременно следует упомянуть в ответах. Эти обязательные аспекты заложены в критериях оценки испытания. С их подробного рассмотрения мы и начнем. (См. таблицу 1.)
Итак, несколько советов:
- не знаете, можно ли так сказать, скажите по-другому;
- разбивайте длинные конструкции;
- не уверены в сочетаемости слов - закавычьте слово, которое вызывает сомнение;
- перечитайте написанное не менее трех раз, проговаривая написанное про себя: сначала проверьте содержание, затем - речевую составляющую, после - орфографию и пунктуацию.
(См. таблицу 2.)
Неповторимость текста, «лица необщее выражение», по счастливой формулировке Е.Боратынского, создают мысли, композиция и язык.
Содержательная составляющая оценивается особо. И хотя изъять ее и полюбоваться пустой формой довольно сложно, остановимся на двух других критериях.
Язык. Эссе - жанр, включающий достижения художественного, научного и публицистического стилей. В этом перечне нет, как мы видим, стиля официально-делового. И поэтому, хотя написание и чтение служебных бумаг приучило нас к определенным словесным формулам, не дайте мысли попасть в наезженную колею. Эмоциональность и открытость рядом с казенными оборотами мертвеют.
Стремитесь к общей яркости стиля, но не беллетризируйте текст без необходимости. Художественность не сводится непременно к живописности или, уже, пейзажности. Одной из назойливых особенностей эссе прошлого года было стремление включить описание природы в свой текст. Не навешивайте бантиков, если они ничего не связывают.
Композиция. Это архитектура вашего текста, которая может быть сколь угодно причудливой, но должна позволять перейти из комнаты в комнату, то есть связать части текста воедино. Продумайте заранее общую схему построения текста, это поможет в ходе испытания сэкономить драгоценное время. Можете подстраховать себя, проработав несколько вариантов. Вот их далеко не исчерпывающий перечень.
Автобиография. Выделите этапные моменты, которые давали вам новое понимание профессии. При этом жанр эссе делает вполне дозволительными временные скачки и лакуны.
Рассказ или очерк. Вспомните случай, который позволит отразить все важные для вас принципы работы. Это может быть и описание всегда столь насыщенного рабочего дня учителя.
Модель, структурирующая метафора. Для образовательного процесса подбирается яркая аналогия, подробно рассматриваются ее составляющие.
Тезисы. Поскольку эссе - форма свободная, логику выдвижения тезисов можно обосновать с помощью внешних ассоциаций, например, радуга, гамма, и каждому элементу присвоить новое значение. Также тезисы могут вводиться с помощью цитат.
Трехчастная модель рассуждения, которую можно сделать интересней, если использовать доказательство от противного, выдвинув тезис, который вы намерены опровергнуть, или приведя два внешне противоречащих друг другу постулата.
Свободное сцепление мыслей. Выстраивая переходы, подчеркивайте ассоциации, которые привели вас к следующему пункту.
Спираль. Постепенное развитие тезиса с прибавлением все новых и новых идей.
Кольцо. В качестве рамки можно использовать не только тезис, но и художественную зарисовку.
(См. таблицу 3.)
Итак, два пункта этого критерия связаны с наличием фактов. Откуда черпать аргументы?
Личный педагогический или жизненный опыт. Не будьте голословными: известные истины обретут новую силу, если утверждение абстрактных идей вы превратите в мини-сюжет.
Повседневная социальная практика.
Научные факты из области социологии, педагогики, психологии, биологии.
Сюжеты из литературы и других видов искусства.
Высказывания великих педагогов и мыслителей.
Факт не обязательно должен следовать за тезисом - он может служить отправной точкой для размышления. Не стремитесь приберечь все выводы под конец текста, пусть в вашем эссе будут афористичные формулировки, можете выделять их в черновике карандашом, сверяя с ними остальное содержание абзаца. А затем по этим «точкам» проверьте композицию своего эссе, прочертите единую линию. Помните, что такое простое средство, как перестановка абзацев, может улучшить качество эссе.
(См. таблицу 4.)
Проблемы. Д.Карнеги сказал: «Мир любит слушать о борьбе», поэтому выигрывают те эссе, где именно обнаружение противоречий кладется в основу текста. Вы можете выявить одну крупную проблему, она будет, как правило, связана с темой эссе. Если вы выстраиваете свое эссе как череду историй или тезисов, не забывайте подчеркивать, с какими затруднениями вы столкнулись и как их преодолели.
Решения. Решением может стать не только конкретная методика. Возможно, выход из обозначенного затруднения требует коллективных усилий. Не бойтесь подчеркнуть это. (См. таблицу 5.)
Чтобы удовлетворять критериям, стремитесь отразить собственные принципы и подходы. Рассказ о применении принципа придаст индивидуальности вашему эссе и сделает его более доказательным.
(См. таблицу 6.)
Вне зависимости от темы эссе необходимо осмыслить такие компоненты образования, как воспитание и формирование гражданской позиции. Покажите, как декларируемые вами общие принципы работают на реализацию и этих целей. А возможно, цели воспитания являются основополагающими для вас. (См. таблицу 7.)
Остановимся на последнем пункте. Уже было сказано о необходимости видеть проблемы, возникающие перед учителем. Теперь мы можем уточнить: говоря о проблемах, необходимо остановиться на вызовах сегодняшнего дня.
Вернемся наконец к самому интригующему моменту написания эссе - к его неизвестной теме. Спектр тем заложен в формулировке цели испытания. Напомню ее: «Раскрыть мотивы выбора учительской профессии, отразить собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, показать видение современных проблем и возможных путей их решения средствами образования».
Попробуем вычленить вопросы, на которые вам предстоит (конечно, с разной степенью подробности) ответить в эссе:
Почему я учу? Каким моим личным потребностям отвечает мой выбор? Какие потребности другого реализует мой выбор? Какие социальные потребности он удовлетворяет?
Как я учу? Какие этические, психологические, философские, социальные категории определяют мою деятельность?
Зачем я учу? Что я хочу изменить в себе, ребенке, обществе?
Что мешает мне учить?
Как может учитель преодолеть трудности?
Ответы на эти вопросы позволяют создать некую заготовку, сформировать скелет. Далее облеките его в плоть: постарайтесь вспомнить конкретные истории, научные факты, педагогические постулаты, эпизоды или цитаты из литературных произведений, которые иллюстрировали бы ваши ответы, подтверждали, что вы не напрасно назвали определенную категорию в числе ключевых.
Уподобим эту заготовку трехмерной модели, которую затем можно будет повернуть и представить в требуемом ракурсе. Неизвестная вам тема - это источник света, который потребует четко обозначить одни аспекты, а другие оставит в тени.
Но стоит ли строить эссе как воссоздание этой модели, последовательно представляя множество пунктов, которые мы выявили? Думаю, нет. Собрав модель, надо заставить ее... нет, не работать, а жить. А для этого нужно сердце - идея текста. Подумайте, о чем вы хотите написать, что бередит вашу душу или заставляет неустанно испытывать радость от своего дела, и хотя бы мысленно создайте эссе уже сейчас.
И еще. Проведите тщательную подготовку: продумайте композицию будущего эссе, запаситесь яркими формулировками и аргументами, определитесь с ключевой идеей. Но если после объявления темы в вашем сознании забрезжит яркая мысль, которая будет подсказывать вам создание совершенно другого текста, смело отбросьте заготовки и творите - у вас уже есть опыт создания эссе.



Прим. ред. Полностью текст с рекомендациями и примерами из эссе участников конкурса 2015 года читайте на сайте «Учительской газеты»: www.ug.ru/toy_article/31.

​Инесса КОРЖОВА, заведующая отделом общеобразовательных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин Орского колледжа искусств Оренбургской области, кандидат филологических наук