Казанская школа №179 совсем новая, ей всего второй год. Она единственная в своем роде не только в Татарстане, но и во всей России, построена по индивидуальному проекту. Чем она прежде всего поражает каждого, впервые попавшего в это здание? Огромным пространством, в котором можно заблудиться, как в лесу. На первый взгляд эти просторные «излишества» кажутся неоправданными. И, конечно, возникает вопрос: насколько уютно здесь детям?
Принято считать, что предпочтительнее небольшая школа (здесь не имеются в виду малокомплектные), где складывается почти домашняя обстановка, где все друг друга знают по имени, и не только детей, но и их родителей. А здесь? Я иду по школе в сопровождении ее директора Эльвиры Викторовны Наумовой. Мало-помалу начинаю понимать, как здесь все продумано, начинаю видеть функциональность дизайнерского решения, как сегодня сказали бы, в соответствии с логистикой. Сами ребята называют свой большой дом школой-городом, потому что его обитатели имеют отдельные микрорайоны, в которых есть все необходимое для учебы, жизни и отдыха. Концепция «Школа-город» и стала основной идеей учебного заведения.
Есть своя «собственная» территория и у самых маленьких. Уютные классы, спальные комнаты, библиотека. Удобный зал, где собирают учеников, скажем, одной параллели или всех начальных классов, где также можно провести родительское собрание для всей школы, чтобы обсудить общие вопросы, а затем уже разобрать родителей по классам и продолжить собрание по конкретным вопросам. Есть еще и малый зал для случаев, когда аудитория немногочисленна.
Мне особенно понравился радостный, даже веселый читальный зал для младших учеников. Он разделен на три зоны. В одной чинно сидят малыши и сосредоточенно ищут в толстых книгах что-нибудь интересное, в другой дети могут почитать и отдохнуть с книгой в руках, посидеть и даже полежать. В этой школе детей приобщают к чтению с младших классов, на это нацелена и школьная программа - ребята должны за год прочитать 50 книг. Детям очень нравятся кресла-мешки, наполненные шариками полистирола, которые свободно пересыпаются, принимая форму тела, как бы обнимая ребенка - и он попадает в безукоризненный комфорт. Рядом кинозал. А еще переплетная мастерская, где ребята сами «лечат» книги. Им нравится этот проект под названием «Дадим книге вторую жизнь».
Есть еще одна особенность «территории малышей». Начальная школа работает по программе «Перспектива», предусматривающей всестороннее развитие учеников с элементами дополнительного образования. После уроков дети могут подвигаться и порезвиться в спортивном зале, где есть все необходимое - тренажеры, батуты и прочее. А еще пойти в хореографическую или музыкальную школу, расположенную тут же, в этом здании.
Небольшой переход, и попадаешь в другую часть здания, где располагаются средняя и старшая школы. Ученики ходят сюда, конечно, не через этот коридор, сюда есть отдельный вход с территории школы. Просторные кабинеты оборудованы всем необходимым. В основной школе отдельные предметы изучаются углубленно: английский язык, математика, физика, химия, биология. Есть большая лекционная аудитория, в которой с ребятами старших классов занимаются преподаватели казанских вузов. Неудивительно, что при таком высоком уровне преподавания дети учатся увлеченно, этим и объясняется стремление многих ребят, особенно их родителей, попасть именно в эту школу.
Предусмотрено все не только для обучения, но и для активной жизни ребят, которые могут проводить в школе практически весь день, тем более есть столовая с большим выбором блюд. В самом центре здания находятся два актовых зала, где могут одновременно собираться ученики разных возрастов. Не пустуют спортивный зал и 25-метровый бассейн, тир. Ребята с творческими наклонностями собираются в киностудии и фотостудии, работает школьная типография. Популярна автомобильная школа с тренировочной площадкой во дворе. Старшеклассники идут в центр робототехники, он особо привлекателен для юных физиков и математиков.
С самого начала у школы появились хорошие, надежные партнеры, заинтересованные в том, чтобы ее выпускники получали глубокие знания. Особо тесная связь установилась с Казанским медицинским университетом. В прошлом учебном году совместными усилиями был открыт медицинский класс из числа восьмиклассников, углубленно изучающих биологию. Желающих было много, поэтому принимали по конкурсу. Программа обучения рассчитана на четыре года, а после 11-го класса выпускники смогут поступить в медицинский университет, имея преимущество перед другими абитуриентами. Занятия проходят и в вузовских лабораториях. Для будущих медиков важна практика - ученики работают волонтерами в больницах, за что им будет выдан сертификат.
Хорошие перспективы есть и у ребят-математиков. С ними занимаются преподаватели Казанского авиационного института, причем ребята уже с 7-го класса работают в лабораториях института.
Эльвира Викторовна дает самую высокую оценку учительскому корпусу. Педагоги используют авторские методики, создают интегрированные курсы, позволяющие дать детям углубленные знания.
- Учителя, которые преподают у нас, - инициативные люди, они постоянно предлагают что-то новое, - говорит Эльвира Викторовна, - они очень интересны детям и умело увлекают их своим предметом.
Уже в первый год школа №179 стала экспериментальной площадкой Малой академии наук «Интеллект будущего». Многие сегодняшние ее воспитанники мечтают свою жизнь посвятить науке. Год назад на базе школы прошла Всероссийская научная конференция «Юность. Наука. Культура», в ней участвовали одаренные школьники со всей России, в том числе школьники с ограниченными возможностями здоровья.
Знания ради знаний, учеба ради учебы? Нет, концепция школы иная - дать знания, которые помогут выпускникам найти свое место в жизни, то есть, говоря иначе, помогают социализироваться и достигать успеха. Согласно концепции «Школа-город» созданы бизнес-центр, центр научных исследований, центр практических умений, центр по связям с общественностью. Каждый может попробовать себя в роли предпринимателя, исследователя, журналиста, может научиться что-то делать руками. Так ему будет гораздо легче определиться в жизни.

Казань