На первом этапе подготовки нельзя ждать ровных и стабильных результатов. Огромное значение, как всегда, имеет мотивация, но она часто бывает нетипичной - учащегося интересует не текущее количество отличных оценок, а, например, решение задачи, с которой мало кто может справиться. Наличие таких учащихся в группе доставляет учителю определенные сложности: они часто критически настроены по отношению к материалу и самому учителю, склонны к провокациям в областях, где чувствуют себя сильнее (например, в иностранном языке - в области сленга). Работа с такими детьми требует безусловного установления учительского авторитета, но в то же время нежного и бережного отношения к самолюбию учащегося.
Необходимо отметить, что невозможно стать победителем олимпиады высокого уровня, имея знания только в определенной предметной области. Необходимы широкий кругозор, осведомленность о большом количестве событий, процессов  и т. п., способность рассуждать на темы, не связанные с прямыми интересами, и, разумеется, логическое мышление. Учитель может в процессе работы отшлифовать способность логично и аргументированно доносить свою точку зрения, но аргументация должна исходить от самого ученика.
На первом после выявления одаренного воспитанника этапе работы необходимо сознательно завышать уровень предъявляемых заданий. Это одновременно и поощряет ученика, и не дает привыкнуть к постоянной школьной успешности. Снятие трудностей при выполнении подобных заданий должно быть полным и не оставлять чувства неуверенности.
Традиционно школьный тур олимпиады является самым легким по сравнению со всеми следующими. Но если при подготовке к школьному туру использовать старые материалы более высоких уровней (от окружного до всероссийского), у школьника выработается готовность к определенной планке и не будет шока при ознакомлении с заданиями более высокого этапа.
Когда ученик прошел минимальную подготовку, необходимо подключать любой внешний контроль - олимпиады, собеседования и так далее с главной идеей: мир посмотреть, себя показать. Иначе говоря, необходимо дать возможность объективно оценить свой уровень на непривычном - вне класса - фоне, развивая при этом природную амбициозность. Разумеется, на этом этапе работает принцип «главное - участие». Для старшеклассников очень показательными становятся вузовские олимпиады и конкурсы. Ведь школьники часто живут в иллюзии относительно мира высшего образования (как в сторону недооценки, так и переоценки). Формирование реальных представлений о том, что ждет их после школы, очень помогает в выборе маяков, отвечающих задачам конкретной личности.
Постепенно становятся понятны картина развития потенциального победителя и проблемы индивидуального характера: для кого-то это непреодолимость стресса, другой плохо вписывается в формат задания, у этого трудности с аргументацией, а тот, наоборот, слишком многословен... Большую сложность представляет собой реальный портрет учащегося на этом этапе: амбиции и запросы уже велики, но говорить о сформированности и стабильности победителя еще очень рано. Отсюда следуют большая вероятность эмоциональных срывов (надеялся на победу, а не получилось), искушение отказаться от своего привилегированного положения и спуститься с конкурсных небес к рутинным домашним заданиям. Универсальных методов работы в подобных случаях нет: кого-то вдохновляет мысль, что впереди еще немало непокоренных вершин, а кому-то важно остановиться, чтобы осознать, что жизнь не измеряется только победами, в ней бывают и поражения, и что проигрывать по правилам тоже нужно уметь...
Если же кризис преодолен, если есть желание и намерение идти дальше, учителю нужно найти в себе силы перейти из положения жесткого тренера к роли консультанта, допускающего, что есть области, в которых учитель и ученик равны или, что еще важнее,  ученик может превзойти учителя. Эта эмоциональная смена невероятно эффективна, но часто бывает трудно реализуема из-за ложной учительской боязни потери авторитета. И тут уже нужно говорить об определенном внутреннем кризисе учителя - необходимости осознания новых ролевых функций, появления новых (кроме учителя) авторитетов у учащегося, поскольку мир его предметных интересов уже давно находится за пределами классной комнаты. Полный переход на индивидуальные задания чреват потерей адекватной самооценки в учебном социуме, поэтому необходимо комбинировать задания традиционные (для всех) и индивидуальные.
Любая победа, к которой учащийся стремился и которой сумел добиться, приносит опустошение и торможение работоспособности - это закон сохранения. И учителю требуется много такта и терпимости, чтобы не досадовать по поводу того, что ежедневные - значительно более легкие! - задания в классе выполнены не блестяще тем, кто еще вчера блистал на значительно более высоком уровне.

​Анжелика МАКСИМЕНКО, учитель английского языка гимназии №1520 им. Капцовых, Москва